Где посмотреть на оживших классиков: Самые яркие байопики — от сурового Достоевского до экзальтированного Маяковского

2 года назад

9 мая на Первом канале выходят новые серии проекта «Диверсант», в котором вернется Владислав Галкин. Скоропостижно ушедший 12 лет назад артист «сыграет» благодаря технологии дипфейк — внешность отрисовывали при помощи специальных программ несколько месяцев.

А «Ваши новости» тем временем решили сделать подборку проектов, где оживили литературных классиков. Без помощи компьютера, но при активном участии блестящих советских артистов.

«Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» (1980)

Одна из самых серьезных и вдумчивых работ Анатолия Солоницына — главная роль в драме Александра Зархи о жизни Федора Михайловича Достоевского. В двадцать шесть дней жизни писателя успели войти тяжелейшие события, связанные с отцом, братом, первой женой, издательством и игровыми долгами: за месяц автору надо успеть сдать роман «Игрок», иначе последующие девять лет будет писать для издателя Федора Стелловского бесплатно. Актерский тандем с Евгенией Симоновой стал украшением советских экранов.

«Лев Толстой» (1984)

Последняя работа великого Сергея Герасимова, формообразователя советского канона кино. Режиссер сам сыграл классика в картине, поставленной вместе с коллегами из Чехословакии. Цветная двухсерийная эстетская лента вместила практически все ключевые эпизоды биографии классика. «Всю творческую жизнь я был связан с Толстым, постоянно ориентировался на любовь к нему как путеводную нить жизни, — объяснял после премьеры Герасимов. — Что для меня Толстой? Учитель жизни. Великан среди великанов. Наша семья была неверующей, революционеры, поэтому икон не было. Зато висел большой портрет Толстого — с глазами, устремленными вглубь жизни». Сделав фильм в 1984 году, Герасимов ушел из жизни в 1985-м.

«Есенин» (2005)

Само название уже не обещало ничего хорошего: «Есенин. История убийства» развивает все возможные стереотипы и шаблоны в отношении русского поэта: инфантильный романтизм, березки, рыжая копна волос, чекисты, вот это все. Сценарий проекта написал отец актера, Виталий Безруков, и биографически там много важных моментов, хотя и экзальтированная мифология художественного произведения в итоге торжествует.

«Русское» (2005)

Как ни странно, единственную робкую попытку осмыслить гений Эдуарда Лимонова в кинематографе сделал Александр Велединский. На роль молодого и дерзкого Эдуарда Савенко режиссер утвердил Андрея Чадова — и многое в экранизации части биографии писателя удалось. Съемки проходили в близком для Лимонова Харькове (работал там на заводах). Однако к сценарию классик никакого отношения не имел. В подготовительный к съемкам период он отбывал наказание в Лефортово и успел только «пролистать» материал.

«Одна любовь души моей» (2007)

Вторая после Сергея Есенина «литературная» роль Сергея Безрукова — Александр Сергеевич Пушкин. Фильм Натальи Бондарчук, дочери Сергея Бондарчука, снят на основе воспоминаний Марии Волконской — аристократки, жены декабриста Сергея Волконского, с которой Пушкина якобы что-то связывало. Десятисерийная историческая драма прошла мимо интересов зрителя.

«ВМаяковский» (2017)

Смелый, как казалось авторам (Александр Штейн), взгляд на жизнь Владимира Маяковского на поверку обернулся ворохом современных рефлексий, алогичных иллюзий и бессвязной кашей из домыслов и псевдометафор — разумеется, все это не имеет никакого отношения к личности поэта. Режиссер с целой группой сценаристов попытались вместить в фильм максимальное количество штампов, связанных с Маяковским: шарфы, кепки и папиросы, поведение гопника, пьянки и вопли, нарочитые кривляния и полигамия на грани групповухи, пафосное и надрывное декламирование стихотворений и проч. Порадовать зрителя в этом случае могло разве что заметное визуальное сходство Владимира Владимировича с исполнителем главной роли Юрием Колокольниковым, что всеми силами старался не быть карикатурой.

 



Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Клаудия
Клаудия
1 год назад

технологии дипфейк? Разве Запад не несет ответственности за фейки? А где молодые российские таланты?

АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ