Что может заставить Европу пересмотреть санкционную политику в отношении России?

2 года назад

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, выступая на закрытой встрече партии «Фидес– Венгерский гражданский союз», что состоялась 16 сентября, в очередной раз раскритиковал санкционную политику Запада против России. По его словам, как пишет газета Népszava, на фоне энергетического кризиса, вызванного антироссийскими санкциями, «зимой может остановиться до 40% европейской промышленности».

Эти печальные для Европы цифры вполне уместно рассматривать как продолжение его предыдущего заявления, которое, об этом сообщает венгерское агентство MTI, премьер-министр сделал в начале сентября, отметив, что «в настоящее время против России действует 11 000 санкций, но военные действия продолжаются, попытки ослабить русских не увенчались успехом. Напротив, вызванные санкциями инфляция и дефицит энергии могут поставить Европу на колени».

Совершенно ясно, что в контексте обострившегося кризиса между Брюсселем и Будапештом (так первый задумал уже сократить финансирование Венгрии на 7,5 млрд евро) Орбану довольно безразлична судьба Европы, но вот санкции, введенные Евросоюзом, – это совсем другое. Потому что это касается уже самой Венгрии, а значит, и Орбана, который явно не хочет потерять свой пост на фоне катастрофического падения уровня жизни венгерцев.

Тем не менее, те цифры, что приводит венгерский премьер, – они сомнений больших не вызывают (хотя, как правило, крупным политикам в таких случаях верить не приходится: в зависимости от конъюнктуры они то занижают, то, наоборот, завышают показатели). Как пишет Bloomberg, вероятность того, что экономика стран ЕС дружно войдет в стадию рецессии, уже не оставляет у экспертов и капли скепсиса. Издание отмечает, что экономисты прогнозируют сокращение ВВП еврозоны два квартала подряд в течение следующих 12 месяцев. Что для экономики ЕС будет ощутимой проблемой, особенно, учитывая недавнюю рецессию, связанную с коронакризисом.

Сильнее всего энергетический кризис (в частности, вследствие высокой зависимости от российских энергоносителей) ударит по экономике Германии, которая считается самой сильной в Европе. Так, Институт экономических исследований Халле (IWH) оценивает спад ВВП страны в следующем году в 1,4%. И это не считая тех неудобств, которые будут сопровождать рецессию: высокий уровень инфляции (сейчас он 7,9%, по ЕС, кстати, он несколько выше – 9,1%), рост безработицы, дискомфорт от снижения температуры в помещениях (до 19 градусов, в Венгрии, кстати, температуру снизят аж до 18 градусов), что, надо полагать, отразится на росте респираторных заболеваний (не исключено, что это сыграет свою роль для чего-то более масштабного, например, очередной пандемии), падения уровня жизни и проч.

В связи с этим встает очевидный вопрос: а не прислушается ли Европа к Орбану? То есть насколько высока вероятность того, что Брюссель пересмотрит свою санкционную политику в отношении России? Она, скажем честно, невысока. Но есть. И зависит от ряда факторов, точнее, даже не столько от них, сколько от их синергетического эффекта, который на данный момент довольно сложно прогнозировать (ибо с любым их этих факторов по отдельности Европа, скорей всего, справится, пусть и тяжело, с преодолением, усилиями, но – совладает). Во-первых, это зимняя температура. Если грядущая зима будет и в самом деле лютой, причем настолько, что привыкшие к комфорту европейцы (а они к нему действительно сильно привыкли – чего уж тут греха таить) начнут реально замерзать, если в Европе начнется всплеск простудных заболеваний с угрозой перехода в пандемию (кстати говоря, коронавирус никто еще не отменял: в Европе активно готовятся к новой волне, запасаясь вакцинами, от которых, как это ни парадоксально, число заболевших и умерших только идет в гору),то это вполне может привести к массовым манифестациям против национальных правительств, либо сами национальные правительства начнут действовать на опережение (в Европе какая-никакая, а все-таки демократия, и там от народных предпочтений очень многое зависит). Фактор холода и вытекающих из него последствий может серьезно поколебать даже самых отчаянных противников РФ.

Во-вторых, это уже вышеозначенный экономический фактор. Если уровень жизни упадет сильно, то очевидно, что, по крайней мере, ряд европейских стран мириться с этим не будет. В качестве примера можно привести Италию, где Марио Драги, предчувствуя грядущие проблемы, уже ушел в отставку. Можно вспомнить и движение «желтых жилетов» во Франции: недовольство людей было столь высоко, а их решимость настолько крепкой, что французское правительство было вынуждено пойти на уступки и откатить пенсионную реформу (в России, увы, несмотря на общее недовольство инициативой Медведева по повышению пенсионного возраста, массовых наступлений не наблюдалось – россияне не пожелали отстаивать свои пять лет). Поэтому вероятность массовых выступлений европейцев из-за растущей бедности – списывать со счетов никак нельзя. Тем более что потихоньку протесты начинают вспыхивать: первой была Чехия, а в минувшую субботу протесты были в Париже (на улицы вышли несколько тысяч человек с требованием отставки Макрона и выхода страны из ЕС и НАТО) и в Вене (там протестующих против растущей инфляции было куда больше; кстати говоря, именно в Австрии первыми допустили постепенное снятие санкций с России).

В-третьих, это исход выборов в палату представителей в США, которые должны пройти в ноябре. Ясно, что если большинство возьмут республиканцы, то вероятность того, что санкционная политика будет пересмотрена, – наличествует. Не будем забывать, что республиканцы не являются жесткими сторонниками Украины, они куда больше сосредоточены на своих внутренних интересах, а политика демократов – в экономическом плане – она весьма затратна. Помощь Украине влетает США в копеечку. А если произойдет обострение по «тайваньскому треку»? Туда вливаний нужно будет сделать определенно не меньше (напомню, что Байден уже подтвердил, что США будут защищать Тайвань в случае китайского вторжения). А если по намечающемуся «армянскому треку» (куда тоже с визитом прилетала спикер палаты представителей Нэнси Пелоси, выразив Армении поддержку)? Такого накала ни одна экономика не выдержит. А если победят демократы, то риск обострения по этим направлениям значительно выше нуля, что плачевно отразится на экономике самой Америки. Поэтому если победа достанется республиканцам, то США сосредоточатся именно на своих национальных интересах (и это единственный шанс у республиканцев остаться у власти, учитывая увеличение числа граждан США за счет латиноамериканцев, которые традиционно голосуют за демократов). И сглаживание углов с Россией и относительная нормализация отношений будут одним из них, что не сможет не отразиться на политике Брюсселя (вряд ли ЕС решится в одиночку противостоять России даже в прокси-войне).

И если предположить, что все эти три фактора совпадут – вариант №1, либо совпадут и будут усилены каким-то вылетевшим, как черт из табакерки, «черным лебедем» – вариант №2, либо совпадут хотя бы какие-то два из этих факторов, но их масштабы будут значительно выше прогнозируемых – вариант №3, либо последний вариант будет усилен иным неучтенным фактором – вариант №4, то тогда да, вероятность того, что санкционная политика будет пересмотрена – достаточно велик. Если же сценарий будет иным, то, по всей видимости, Европа выстоит, с большими потерями, может быть, даже с отставками ряда правительств, но не поменяет своей позиции по антироссийским санкциям. Никаких иллюзий питать на этот счет не стоит. Иллюзии остались в прошлом. Это –уже другой мир, который не надо сравнивать с тем, что был до 24 февраля.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ