Блеск и нищета книжного фестиваля

3 года назад

Почему престижнейший книжный фестиваль на Красной площади вроде бы собирает публику, но не вызывает энтузиазма у издателей? Давайте разберемся.

Подошел к концу книжный фестиваль, который должен был состояться в начале июня на Красной площади. Мероприятие передвинули на 17-20 июня, из-за ухудшения эпидемической обстановки ходили слухи, что фестиваль вообще отменят, но в итоге ему повезло больше, чем, например, зоопаркам. Московские зоопарки для посещения закрыли, а фестиваль – нет. Правда, желающие посетить его должны были бесплатно регистрироваться и на входе предъявлять электронный билет.

В прошлые годы фестиваль частенько не баловал погодными условиями и огорошивал сильными дождями и порывистым ветром. На этот раз погода была практически идеальная, в небе – ни облачка. К вечеру становилось жарко, но устроители позаботились о посетителях и бесплатно раздавали бутылочки с водой. Не забудем, кроме того, что Собянин объявил неделю нерабочей, так что естественно было бы ждать приток книголюбов.

А программа? Весьма насыщенная, надо сказать. Тут и представители большой литературы (Захар Прилепин, Евгений Водолазкин и другие), и фантасты (Вадим Панов, Вера Камша…), и авторы детективов (Татьяна Устинова, Александра Маринина…). Присутствовали и такие легендарные личности, как, например, мультипликатор Норштейн, создатель «Ежика в тумане». И все же ажиотажа среди публики не наблюдалось. Авторов, которые собрали полный шатер зрителей, можно пересчитать по пальцам, а таких, чья автограф-сессия собирала очередь, оказалось еще меньше.

Теперь издатели подсчитывают убытки. Ни для кого не секрет, что фестиваль на Красной площади является чрезвычайно престижным, но – по ряду причин – невыгодным мероприятием. Чтобы окупить расходы, большинство издателей повышает цены на книги, что не вызывает у читателей особого энтузиазма. Люди, которые – несмотря на общий упадок интереса к чтению и наступление электронного формата – читают постоянно и на бумаге, привыкли целенаправленно мониторить цены в интернет-магазинах и в эпоху кризиса не склонны переплачивать.

Тем более что издатели в массе, прямо скажем, не особо радуют качеством издаваемых книг, стремясь свести расходы к минимуму и экономить на всем, на чем можно и на чем нельзя. А читателя почему-то не вдохновляет серая газетная бумага, мелкий шрифт и обложка, которая в большинстве случаев сляпана кое-как из картинок с фотостоков, которые частенько не имеют к сюжету никакого отношения. Читателю хочется, чтобы бумага была белая, чтобы шрифт был разборчивый и чтобы книгу приятно было взять в руки. Кроме того, читатель заинтересован в адекватной цене. Если книга продается на фестивале в полтора раза дороже, чем в онлайн-магазине, читатель всегда выберет онлайн-магазин.

Очень многие приходили на автограф-сессии с книгами, которые купили заранее. Другие посетители книжного фестиваля, побродив среди стеллажей с заманчивыми бестселлерами, покупали максимум одну-две книги. Третьи появлялись на фестивале на пару минут – сделать пару фоточек для «Инстаграма» и уйти. Четвертые пришли просто бесплатно поглазеть на тех, кого раньше видели в телевизоре, на тех, чьи книги экранизируют и чьи имена постоянно на слуху. Парадоксальным образом эти четвертые сами ничего читать не собираются (многие считают, что раз они видели фильм или сериал, то тратить время на книгу ни к чему).

К плюсам организации можно отнести нумерацию павильонов и их расположение: все четко, легко найти интересующий шатер, проходы между рядами широкие и можно никого не задевать локтями. Также к плюсам относятся приятная атмосфера и возможность пообщаться с друзьями и знакомыми, пришедшими на фестиваль. К минусам – моменты, которые все-таки портят впечатление, например, отсутствие точек питания (мороженое за 150 рублей не в счет) и туалеты в ГУМе, куда стояли очереди. Отдельный минус – зрители без масок или с масками, спущенными на подбородок, что не способствует улучшению эпидемиологической обстановки.

В целом выступления известных авторов и автограф-сессии все же положительно влияют на продажи. Вот, к примеру, диалог, который я слышала на площади в последний день:

– Скажите, а это очередь к автору?

– Да, он автографы подписывает.

– Ой. Ну я его книгу читала в электронке…

– В электронке это одно, а на бумаге все-таки другое.

– Я больше к электронке привыкла… А где его книги продаются?

Девушке назвали номер павильона, и она убежала покупать книгу.

Стоит отметить диверсификацию читателей: если раньше, к примеру, одни читали фантастику, другие – детективы, третьи интересовались премиальной литературой, то сейчас разделение прошло еще дальше.

Есть читатели, которые предпочитают исключительно ромфант и не смотрят в сторону других фантастических поджанров, есть такие, кто покупает лауреатов двух-трех премий, а от остальных отмахивается, и есть те, кто покупает только новые книги самых известных детективщиков, не обращая внимания на их коллег.

Также надо заметить, что мы видим на встречах мало новых авторов (исключением, кажется, стал только Александр Пелевин, лауреат «Нацбеста» в этом году).

Фестиваль закрылся под звон курантов на Спасской башне. Темнело небо, и работники убирали шатры и увозили нераспроданные книги. Картонная фигура Александра Сергеевича Пушкина в шубе и с тростью хмуро косилась на ГУМ. Неподалеку от классика стоял картонный Чехов и благодушно взирал сквозь пенсне на последних посетителей.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ