Сергей Марков: «Это создание предпосылок для партнерских и даже союзнических отношений России и Турции»

3 года назад

В предыдущей беседе мы обсуждали с политологом Сергеем Марковым заявление президента Реджепа Тайипа Эрдогана о возможности создания турецкой военной базы в Азербайджане. В последнее время новости об усилении позиций западно-азиатского государства в Евразии приходят все чаще. Какую опасность таят эти тенденции для нашей страны?

«ВН»: – Сергей Александрович, обсудим чуть шире Турцию, которая расширяет свое влияние на территории бывшего СССР. Она дистанцируется от коллективного Запада сегодня, но ведь это страна НАТО. Российские власти не воспринимают дружбу между Азербайджаном и Турцией как экспансию НАТО? 

– Они воспринимают это как усиление Турции прежде всего. Но поскольку Турция член НАТО, то на периферии оказывается и усиление НАТО. Поэтому некоторая настороженность есть, безусловно. Но Азербайджан учитывает эту настороженность, поэтому не педалирует этот вопрос. Турция действительно становится все более и более самостоятельной страной. У этого есть несколько важных причин. Я бы сказал, что их четыре. 

Фото: u-f.ru

Первый фактор

США на протяжении многих лет решали проблему защиты Турции от Советского Союза, в том числе от территориальных притязаний Советского Союза. Такую проблему больше Турции решать не нужно. У России нет к Турции никаких территориальных притязаний. Раньше СССР претендовал на район Карса и так далее. Но США как военачальник Турции больше не нужен. США не защищают Турцию и, более того, создают ей дополнительные проблемы в виде поддержки, например, курдов, которые поддерживают сепаратистское вооруженное движение курдов в самой Турции. 

Вторая причина

Раньше Турция воспринимала США как военно-политического начальника, а Евросоюз – как экономически-политического начальника, поскольку Турция имела цель стать членом Евросоюза. Сейчас очевидно, что Турция членом Евросоюза не станет. Турция не снимает своей цели членства в Евросоюзе, но не потому, что она надеется его получить, а потому, что она хочет использовать это в качестве давления на Евросоюз, выбивая из него те или иные позитивные для нее условия. Но членство невозможно, а тогда какой смысл слушаться чиновников ЕС. Раньше их слушали, чтобы пройти все этапы одобрения и быть принятыми.

Третья причина

Роль военных в Турции значительно уменьшилась. Это систематически делал Эрдоган – с тех пор как пришел к власти. И после попытки военного переворота 2016 года был, можно сказать, завершен разгром притязаний военных на политическую власть. Именно военные обеспечивали подчинение Турции Соединенным Штатам Америки, поскольку были подготовлены прежде всего там. Эта причина тоже ушла. 

Четвертая причина

Кемализм постепенно уходит, как бы бледнеет. На его место приходят более демократические популистские принципы, связанные с мягким исламом, которые делают Турцию значительно отличающейся от Запада, от других членов НАТО и придают ей самостоятельный политический оттенок. 

У Турции есть несколько направлений развития внешней политики, несколько типов ее идеологии

Они отличаются друг от друга, противоречат даже в чем-то друг другу, но практически их пытаются как-то совмещать, поскольку Турция никак не может выбрать. 

Первое направление – неоосманизм

 Это означает экспансию Турции в те государства, которые в свое время были частью Османской империи. Это Сирия, Ливия – вот хороший пример. 

Второе – пантюркизм 

То есть экспансия Турции в те регионы, где тюрки живут. Вот развитие отношений с Азербайджаном – это как раз один из таких примеров. 

Третье – исламизм

Исходя из этой идеологии, Турция конфликтует с Израилем в попытке возглавить исламскую борьбу с Израилем. 

Все эти три основных направления толкают Турцию от НАТО, но Турция никогда из НАТО не выйдет, так как это важный политический ресурс. Я точно знаю, что в России все это прекрасно понимают. И в России смотрят на Турцию как на будущего союзника, который при этом будет членом НАТО и будет там в российских интересах блокировать антироссийские решения. 

«ВН»: – Нет ли опасности получить еще одного претендующего на гегемонию соседа? Часть бывшей Османской империи ведь сейчас на территории РФ находится. 

– Знаете, есть такая опасность. Безусловно. И Россия противостоит Турции в некоторых регионах. Она противостоит Турции в Сирии, прежде всего. Она противостоит ей в Ливии отчасти. И отчасти противостоит в Крыму, поскольку там Турция поддерживает «Меджлис крымскотатарского народа»*, который признан Россией террористической организацией, претендующей на захват контроля над крымскими татарами. 

Во всех этих странах действительно есть такое противоречие. Но в то же время Россия понимает, что вот эти неоосманизм, пантюркизм, исламизм – это все-таки формы ухода Турции от Запада. А это значит создание предпосылок для партнерских и даже союзнических, возможно, отношений России и Турции. 

*«Меджлис крымскотатарского народа» признан в России экстремистской организацией, его деятельность запрещена.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ