Анна Долгарева: «Баста, карапузики, кончилися танцы. Все. ГУЛАГ»

3 года назад

Во ФСИН предложили давать заключенным право на работу в связи с тем, что границы закрыты из-за пандемии и количество трудовых мигрантов уменьшилось.

Люди со светлыми лицами вскричали, заламывая руки: «Это ГУЛАГ!».

А им начали всерьез доказывать, оправдываться: мол, нет, ну что вы, это совсем не ГУЛАГ.

Глава ФСИН Александр Калашников прямым текстом так и сказал. Публицист Александр Чаусов написал большую вдумчивую колонку, где всерьез объяснял, что привлечение заключенных к общественно-полезному труду – это вполне себе мировая практика, и нет-нет, ни в коем случае не ГУЛАГ.

А я бы сказала иначе.

Я бы сказала: да, ребята, это он. Баста, карапузики, кончилися танцы. Все. ГУЛАГ.

Незачем оправдываться.

Определенная часть нашего общества крайне нервно изыскивает любые параллели современного бытия со сталинскими репрессиями. Что ни произойдет в России, они тут же выхватывают методички и тычут ими в мониторы, доказывая, что уж теперь-то точно всех посадят, всех расстреляют, за всеми приедет черный воронок, гроб, кладбище, Сталин.

Другая часть общества вспоминает сталинскую индустриализацию и грустно вздыхает: не Сталин. Опять не Сталин.

Первых не переубедить, а вторых бы подбодрили.

Все мы знаем про ужасы репрессий. Меньше мы знаем о том, что практически все крупные промышленные и транспортные объекты СССР в тридцатых–пятидесятых годах построены заключенными ГУЛАГа.

Это и объекты советской ядерной программы, и огромные куски железнодорожного полотна – Трансполярная магистраль, тоннель на Сахалин, Кольская железная дорога, начало БАМа. И множество ГЭС (Волжская, Жигулевская, Угличская, Рыбинская, Куйбышевская, Нижнетуломская, Усть-Каменогорская, Цимлянская и др.). Это Беломорско-Балтийский канал, канал имени Москвы, Волго-Донской канал. И автострада Москва – Минск. И Норильский и Нижнетагильский металлургические комбинаты. Несколько городов, наконец, ГУЛАГом были основаны и построены: Комсомольск-на-Амуре, Магадан, Воркута, Ухта, Печора, Молотовск, Дубна, Находка.

Объемы капитального строительства, осуществляемого ГУЛАГом, составляли около 10% от общих государственных капвложений. Много всего, очень много было построено заключенными. Но да, понятное дело, что условия содержания в ГУЛАГе были далеки от современных.

И вот сейчас ФСИН робко предложила, наконец, использовать труд заключенных. По доброй, заметим, воле последних, то есть они свободны отказаться. А могут согласиться на труд, кстати, не бесплатный. И тут же полетели копья: ГУЛАГ, ГУЛАГ.

Да если ФСИН реализует хотя бы десятую часть того, что реализовал СССР силами заключенных при Сталине – уже за это Калашникову памятник надо будет поставить.

Никто при этом не предлагает заключенных пытать, ставить в нечеловеческие условия, задавать невозможные нормативы — все то, что ассоциирует приличный человек с ГУЛАГом.

Если заключенным предложена работа, на которую они согласятся – пусть работают. Это не замена мигрантов. Если нужна рабочая сила – надо ее где-то брать, можно зарплату хорошую предлагать местным жителям, можно подумать о труде для осужденных, потому что далеко не во всех колониях есть цеха, возможность заработать,

– говорит глава Совета по правам человека Валерий Фадеев.

Многих заключенных порадует не только опция заработка, но и вообще возможность покинуть на некоторое время территорию зоны. В общем, вряд ли будет недостаток желающих приобщиться к «современному ГУЛАГу».

Полмиллиона человек в России отбывает наказание в местах не столь отдаленных. Это не очень много, но в то же время приличный человеческий ресурс, который сейчас фактически не используется в полезных для государства целях.

Так что пусть кричат: «ГУЛАГ».

Пусть боятся.



Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Дмитрий
Дмитрий
2 лет назад

Прежде, чем такие статьи писать, Вы бы хоть немного с историей вопроса ознакомились. Опуская моральную сторону вопроса про «добровольность» труда в колонии, автор сам-то пробовал, сидя в колонии от чего-то отказываться, в чем заинтересована администрация? Остается признанный экономистами во всем мире «эффект Леонтьева» (который исследовал как раз экономику СССР за 1923-1924 гг., основанную на труде в системе ГУЛАГ), так вот он убедительно доказал, что использование дешевого подневольного труда как раз убивает экономику, а не развивает ее. Дешевый подневольный труд полулегальных мигрантов — это тоже самое что и дешевый подневольный труд зэков в ГУЛАГе и в странах, где хотят хорошо жить с этими явлениями на законодательном уровне борются, а не ратуют за их распространение. Технологическое отставание России по всем статьям как раз является следствием того, что во всем мире ученым и инженерам достойную зарплату платили, а мы своих при Сталине в «шаражках» сгноили и продолжаем этим заниматься…

АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ