Алексей Колобродов: «Задача прямая – сформировать патриотическую молодую творческую элиту»

2 года назад

«Литературная мастерская Захара Прилепина» начала работать в 2020 году. Вроде прошло всего два года. Но времена это были принципиально иные… Даже не будем объяснять почему.

Проект пережил пандемию, карантины, истерию в столичной интеллигентской среде времен СВО – короче, чуму, войну и вавилонский хаос. И пока либеральные властители дум разъезжались по Прибалтикам и Израилям, мастерская с регулярным постоянством открывала новых литературных звезд России. Поэт Анна Долгарева ворвалась в эфир федеральных каналов. Александр Пелевин получил «Нацбест-2021». Иван Родионов вот-вот выпустит книжку в серии ЖЗЛ. Последний из выпускников литмастерской перешел в преподаватели и сам уже воспитывает новые поколения авторов. В общем, литературная жизнь кипит! О результатах третьего сезона мы поговорили с ее руководителем, критиком Алексеем Колобродовым. 

 «ВН»: – Алексей, как прошел третий сезон? Где он проходил?

– На хуторе, в лето было три смены. Достаточно всё было насыщенно. Первая и третья были «евразийские». Участники были от Луганска до Дальнего Востока. Много молодых, талантливых, как всегда. 

В рамках «Мастерской Захара Прилепина» проходят лекции, семинары и мастер-классы. Помимо занятий с участием Захара Прилепина и других известных российских литераторов, журналистов, общественных деятелей, музыкантов, блогеров, издателей, драматургов и киноведов, параллельно идут практические семинары. Все занятия, как и проживание, для студентов абсолютно бесплатны.

«ВН»: – Сборник в этот раз будет от участников?

– Сборник во второй смене был – нижегородский, сейчас его готовим к печати. Были яркие ребята, как всегда. 

«ВН»: – Я помню, в 2020 году главное было – всё нормально провести. А теперь всё уже на потоке. Какие новые цели?

– Цели – собрать своих, собрать молодежь, творческую, которая была бы талантлива и при этом разделяла бы наш набор ценностей. Все уже определились, смешно сегодня играть в какую-то объективность. Понятно, что с той стороны к нам не идут, да и мы не возьмем. Поэтому задача прямая: сформировать патриотическую молодую творческую элиту. Не обязательно они должны что-то писать, хотя это желательно, конечно. И нужно их в правильную сторону сориентировать. В рекордно короткие сроки дать им себя проявить, так как путь в литературе достаточно длинный иногда бывает. И в этом сезоне было много таких, кого уже можно, так сказать, выпускать.

«ВН»: – Какие были главные темы в этом сезоне?

– Вторая смена – это было «Озеро Китеж», Светлояр. А первая и третья – евразийские. 

«ВН»: – Кто был из спикеров, лекторов?

– Огромное количество лекторов! Захар Прилепин был на всех трех сменах. Герман Садулаев был почти везде. Впервые был Михаил Трофименков, знаменитый киновед. Естественно, была Анна Долгарева. Иван Родионов уже в качестве преподавателя выступал. Во всех трех сменах был Андрей Рубанов, который очень трепетно ко всему этому относится. Вячеслав Коновалов, журнал «Юность» и фестиваль ЛиТР. Историки – Волынец, Костя Кусмауль. Публицисты, писатели. Не один и тот же состав во всех сменах, лекторы менялись, но ядро примерно одно и то же. 

«ВН»: – Смотри, сейчас одновременно говорят о двух тенденциях. С одной стороны, что поэзия теряет интерес читателя. С другой, что мало прозаиков, одни поэты. В рамках мастерской какая тенденция?

– Поэтов становится поменьше. Прозаиков и публицистов – побольше. Но поэты уже достаточно кондиционные, их уже ни до чего доводить не надо. Такая тенденция. Мы сейчас с Олегом Демидовым и Захаром сделали антологию современной военной поэзии, посвященной в основном спецоперации. Это реакция поэтов на СВО. У нас там шестьдесят три участника. От ветеранов, от Кублановского и даже Александра Андреевича Проханова, которому 86 лет, Владимира Алейникова (это группа СМОГ), от куртуазных маньеристов. Все поэтические поколения, кроме нулевых. И там человек десять – точно не вспомню – участников мастерской. Это очень серьезный результат. 

«ВН»: – Ребята-прозаики пишут о спецоперации? Рассказ был хоть один стоящий?

– Ты понимаешь, все-таки проза дольше всё это рефлектирует. У нас даже после Великой Отечественной войны настоящая военная проза началась через двадцать лет, если не считать «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова. Но вообще она началась, когда появилось целое поколение лейтенантской прозы. Бондарев, Бакланов, Воробьев, Курочкин. Проза медленней. А поэты реагируют очень быстро. И у поэтов молодых серьезную часть творчества занимает рефлексия, осмысление по поводу спецоперации. Хотя у прозаиков мы тоже какие-то тексты уже разбираем, и эти мотивы присутствуют. 

«ВН»: – Совсем молодые были?

– Даже нулевых годов рождения были, совсем молодые ребята. Девятнадцатилетние, двадцатилетние. 

«ВН»: – И все с готовой позицией? Определившиеся все?

– Все уже мировоззренчески определившиеся. Именно мировоззренчески. 

«ВН»: – А не пугает, что они на веру так всё принимают? Русская традиция задавать вопросы не утеряна?

– Нет. Вопросы задают все. Меня это совершенно не пугает. Потому что по общению я вижу, что это путь абсолютно самостоятельный у них. Никто за ручку их не привел. Это абсолютно самостоятельные мировоззренческие решения. 

«ВН»: – Какие планы у мастерской?

– Ничего не скажу! Мы продолжаем работать с ребятами, никуда не теряемся. Зайди в паблик мастерской, там все ребята пишут. А планы – я с Захаром уже говорил… Что-то интересное будет. Форматы будем определять зимой. Мы поняли, что летом собираться – это лучший вариант. Может быть, привезем ребят с освобожденных территорий. Такая мысль звучала. Может быть, сделаем очередной евразийский заход. Может быть, будут детские авторы.

Фото: страница Мастерской в ВК



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ