8 августа, или Новый план Трампа 

4 недели назад

Итак, Трамп сократил сроки своего ультиматума Путину. В пять раз: с 50 дней до 10. «Потому что нет смысла ждать так долго. Это дедлайн». Если за этот срок Путин не даст отмашку на прекращение огня (Зеленский через боль, слезы и разного рода нравственные страдания под давлением Трампа уже давно согласился на это), то в отношении всех стран, закупающих российские углеводороды (хотя к ним могут быть присовокуплены и другие группы товаров, что, впрочем, не так существенно: увы, окромя нефти и газа, РФ мало что экспортирует), будут введены 100% пошлины (хотя это, как нынче говорят, не точно: «Мы либо введем санкции, либо тарифы, либо что-то еще», – пояснил президент Соединённых Штатов) на американский импорт (то есть, по сути, расклад идёт такой: или американский рынок, или российские нефть и газ).

Владимир Путин и Дональд Трамп. Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Но Трамп вроде бы не теряет надежды: «Я не знаю, повлияет ли это на Россию, потому что он (Путин. – Прим. авт.), вероятно, хочет продолжать войну. Но мы введём тарифы и всё, что с этим связано. Это может повлиять, а может и нет. Но может повлиять». Не повлияет (как мы все прекрасно знаем, Владимир Путин никогда не принимает судьбоносных решений под давлением). В ближайшей перспективе – никоим образом. Поэтому только «вроде бы». И, думается, сам Трамп это хорошо понимает. Буквально вчера он заявил: «Да, мы можем ввести санкции. Я не думаю, что санкции его (Путина. – Прим. авт.) беспокоят. Они знают о санкциях. Не знаю, будет ли эффект, но мы это сделаем». Возможно, и впрямь сделает, поскольку вынужден что-то предпринять. Что-то, чтобы продемонстрировать, что он не спасовал перед Путиным (а сколько уже раз за последнее время выходила такая конфигурация, в которой американский президент, позиционирующий себя грозой всего мира, смотрелся чуть ли не марионеткой Владимира Владимировича?!). Поэтому, по всей видимости, что-то Трамп да введёт.

Допустим, пошлины: к чему это приведет?

И в этом плане всплывает масса моментов. Тот же Китай, например. Как он отреагирует? С одной стороны, по словам главного казначея США Скотта Бессента, Америка и Китай уже стоят на пороге масштабной торговой сделки, мол, осталось проработать лишь некоторые «технические детали» (и, надо думать, действительно, определенный прогресс наличествует, раз Трамп продлил торговое перемирие еще на 90 дней). С другой – Пекин отверг настоятельную рекомендацию американцев отказаться от российской нефти. Снова же, по словам Бессента, китайцы так сформулировали свою позицию: «Китай – суверенное государство с собственными энергетическими потребностями, и закупки нефти будут определяться внутренней политикой страны». «Китайцы очень серьезно относятся к своему суверенитету. Мы не хотим на него посягать, так что они предпочитают платить 100% пошлину», – резюмировал глава американского Минфина. Но вот тут и заключается главное: 100% пошлины сведут китайский экспорт в США к нулевой отметке (а кое в чём американцы очень нуждаются, в тех же редкоземельных металлах, коих у Китая – с избытком, а у США – фига в кармане). О каком в таком случае торговом соглашении идёт разговор? Тут одно из двух: либо китайцы такие смелые только на словах, а на деле уже смирились с отказом от российской нефти, либо на торговом соглашении можно ставить большой и жирный крест. Однако на сегодняшний день идут как бы оба процесса – рука об руку (по факту, получается такой «торговый парадокс»). Хотя, по всей логике событий, наиболее вероятной видится торговая война между США и Китаем, а не масштабное торговое соглашение. И то, что покамест, если верить главному американскому казначею, всё движется к сделке, а не конфронтации, может свидетельствовать только об одном: что Трамп рассчитывает на прекращение огня. В пользу этого говорят и слова высокопоставленного американского дипломата Джона Келли, обращенные к 15 членам Совета безопасности ООН: «И Россия, и Украина должны договориться о прекращении огня и прочном мире. Пришло время заключить соглашение. Президент Трамп ясно дал понять, что это должно быть сделано к 8 августа. Соединённые Штаты готовы принять дополнительные меры для обеспечения мира», – цитирует его Reuters.

Так что, Трамп всё-таки рассчитывает на то, что Путин испугается его угроз?

Совсем нет: не исключено, что Трамп надеется не столько на кнут, сколько на пряник: как пишет Politico, в Восточной Европе растут тревожные настроения касательно того, что Трамп, несмотря на все свои грозные слова в адрес Путина (или всё-таки вопреки?), предложит ему огромные уступки и «колоссальные экономические сделки», лишь бы урегулировать украинский конфликт дипломатическим путем, и уже, надо полагать, к 8 августа, когда истечет последний день его ультиматума. Как заявил один из высокопоставленных чиновников одной восточноевропейской страны, «конечно, нас беспокоят разговоры о возвращении к российским энергоносителям и отсутствие ясности в позиции США». А тут ещё поездка спецпосланника американского президента Стива Уиткоффа в Россию намечается (по словам Трампа) ещё до истечения ультимативных десяти дней. Спрашивается, зачем? Уж не затем ли, чтобы во всей красе презентовать те бонусы, которые готов выдать Трамп за прекращение конфликта. А в экономическом плане это предложение, в особенности учитывая то обстоятельство, что РФ нынче живёт чуть ли не исключительно на продаже нефти и газа, а такое положение через несколько лет может обернуться катастрофой при любых колебаниях нефтегазовых рынков (и технологической отсталости), может оказаться весьма и весьма заманчивым (чего уж тут греха таить, это только пропагандисты да чиновники, которым за это платят и платят немало, будут рассказывать, что в плане экономики Россия впереди планеты всей, как пить дать и к бабке не ходи). Но что-то подсказывает, что Кремль на эти дары не прельстится (как минимум в рамках трамповского ультиматума это будет выглядеть не очень, будто Путин испугался и пошел на сделку), тем самым обломав 47-му президенту США ещё одну успешную миротворческую миссию (пакистано-индийский и камбоджийско-таиландский конфликты плюс разгром, правда, липовый, иранской ядерной инфраструктуры – и все это меньше чем за полгода своего президентства (палестино-израильский он завершил ещё до своей инаугурации, как, собственно, обещал и украинский).

В общем, всё говорит, что Трамп готовится пополнить свою копилку успехов на Нобелевскую премию мира. Но вот реальность – совсем другая.

И вот тут начинается все самое интересное: Трампу не останется ничего другого, как ввести эти тарифы (в Вашингтоне, надо полагать, прорабатывается и этот вариант: не зря же они так давят на Индию и Бразилию). А что за этим может последовать? Объединение стран Большого Юга. Не бумажно-эфемерное, типа БРИКС, которой и как организации-то со своим представительством и кодексом-соглашением не существует, а всамделишного. Как НАТО или Евросоюз. И тогда начнется действительно серьезное противостояние по линии Восток – Запад. Плюс к этому ещё неизвестно, как Европа, которая, несмотря ни на что, продолжает закупать российский газ, отнесётся к тарифам Трампа. Она вполне может стать третьей стороной покамест торгового, но с весьма внушительным потенциалом перехода к военному конфликту. И вот тогда можно будет сказать, что Трамп свою миссию выполнит, ввергнув мир в тотальный кризис: столь необходимый для полного демонтажа старого мира (и, похоже, кроме Большой войны, с этой задачей больше не справится ни одна авантюра, вспомним пандемию, которая должна была перевернуть мир, а по факту о ней, фигурально выражаясь, никто и не вспомнит).

Это – логичный, но весьма радикальный сценарий, на который Трамп вряд ли пойдет. То есть он, скорей всего, замахнется на глобальную пересборку реальности (процесс идёт уже пару десятилетий, и все понимают, что переходный период не может длиться вечно, но тех шоков и вызовов, что были, явно недостаточно для того, чтобы треснул фундамент, после чего уже можно будет вести речь о строительстве нового миропорядка), но в последний момент даст заднего, испугавшись последствий (как это было, когда он начал торговую войну против всего мира, врубив пошлины в отношении Китая за 200%). Да и вряд ли Поднебесная пойдет на обострение. Да и Россия тоже (на посты известного в политкругах блогера Дмитрия Медведева обращать внимание не стоит: санкция-то ему на громкие слова дана, только вот реальных полномочий у него нет, это все равно что какой-нибудь министр в отставке будет пугать Запад: кто будет воспринимать его всерьез?). Так что, скорей всего, какое-то напряжение возникнет, но быстро рассосётся. А украинский конфликт так и будет длиться. И такое чувство, до капитуляции Киева. Если, конечно, политическая конъюнктура кардинальным образом не поменяется (на что пока ничего не указывает) да не залетит стая черных лебедей.



guest
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ