Последний шанс Зеленского
На Украине может вспыхнуть очередной Майдан
«Нельзя сомневаться, что Байден отличный мужик, а Путин – дурак, который хочет убивать детей», – утверждает журналист из Исландии, говоря о западном мейнстриме, украинской эмиграции, русофобии и стремлении Запада превратить остров в колонию. Хаукур Хаукссон – бывший спецкор исландского гостелерадио в России. Его уволили из-за «неправильного» освещения операции США в Ираке, теперь он оппозиционный автор, который рассказывает про конфликт на Украине для исландской публики, а сегодня ответил на вопросы в редакции «Ваших Новостей».
«ВН»: – Когда и почему вы приехали в Россию?
– Я приехал учить русский язык. Потом получил стипендию и поступил в МГУ. Стал работать корреспондентом на исландском гостелевидении. Для них было важно иметь корреспондента в СССР. Тогда правил Горбачев, шла перестройка – сложные времена.
«ВН»: – У публики в Исландии был интерес к тому, что происходит в СССР?
– Был огромный интерес. Все надеялись, что будут мир, дружба и прочее. Михаил Сергеевич приехал в Рейкьявик в октябре 1986 года, где он встречался с Рейганом. Советская делегация – Шеварднадзе, Яковлев, Добрынин и другие. Считается, что тогда начался развал Советского Союза и соцлагеря. И было очень важно из первых рук получать новости из Москвы, и мой пост был довольно важным.
Я передавал практически в прямом эфире два переворота – 1991 и 1993 годов. Много чего происходило, было интересно. Это был огромный опыт.
«ВН»: – Какие у вас были представления о России и в чем они с реальностью не сошлись?
– Интересно было проживать это [перестройку и распад СССР] и быть среди людей. Конечно, было то, что западная пресса тогда говорила – преступность, мафия, взятки. Дефицит был. В общежитиях чеченцы снимали этажи, давая администратору просто денег. Без преувеличения это был крутое время, но сложное – многие иностранные студенты, особенно из ФРГ, Дании, Голландии, не могли выдержать и уезжали. Я не хотел сдаваться и продолжал журналистскую деятельность.
«ВН»: – Почему вы хорошо относитесь к России и русскому народу в отличие от многих западных журналистов?
– Надо понимать, насколько поверхностно западная пресса освещает то, что происходит между Россией и Украиной. У каждого государства есть национальные интересы, в том числе интересы безопасности. Перед началом войны Зеленский в Мюнхене заявил, что Украина собирается получить ядерное оружие – то есть выйти из Будапештского меморандума 1994 года.
Я знаю, что Сергей Лавров и весь аппарат МИД пытались начать переговоры по данной проблеме. Естественно, и Путин тоже.
На Украине после госпереворота были сильны западные спецслужбы, прежде всего ЦРУ – это не секрет. И как они рокировали правительство – просто Нуланд говорит по телефону и диктует посольству, кто будет премьером, мэром города Киева, кто в правительстве будет, а кого нет.
Совершенно ясно, для чего делалось марионеточное правительство против Российской Федерации. Для того, чтобы был плацдарм для нападения на Россию. Западные элиты давно этого хотели.
Этот конфликт – глубокая и серьезная проблема, которую западные аналитики в университетах и лекциях не хотят видеть.
«ВН»: – Как в Исландии относятся к России и СВО? Как реагируют на ваши репортажи?
– Я передавал про войну в Ираке и был уволен по той причине, что я не был в гослинии. Меня потихоньку начали задвигать, потому что мои репортажи не соответствовали позиции США, Брюсселя и так далее. Мои репортажи были слишком объективными.
Потом я перешел на радио Saga – это альтернативный частный канал. Это единственная радиостанция в Исландии, которая не в мейнстриме. Есть люди, которые понимают, что мейнстрим обманывает.
«ВН»: – Грубо врет.
– Да, давайте прямо все скажем. В основном это люди с правого фланга. Левая творческая интеллигенция – очень антирусский пласт на сегодняшний день в Исландии. Почему-то его удалось очень удачно обработать – левые ненавидят Россию больше всего.
«ВН»: – А правые наоборот?
– Правые, крестьяне, люди старшего возраста – те, кто книги читает. Это люди, которые понимают Путина больше. Сомневаются в мейнстриме, в том что Байден – отличный умный мужик, а Путин – дурак, развратник, жестокий и грубый человек, который ничего не понимает, а просто детей убивать хочет.
Сейчас они начинают задаваться вопросами – кто такой Зеленский, кто его поставил? Эта коррупция ужасающая на Украине. Оружие, деньги – мы понимаем, что половина или даже больше, окажется не на том месте. Также они понимают, что это бесперспективная идея – победа нынешнего киевского режима над Россией.
«ВН»: – Сколько в Исландии людей, которые сомневаются в мейнстриме, в процентном соотношении?
– Наверное, 10–15%. Но если ты официально скажешь: «Ну вы знаете, Путин не людоед, это не завоевание территорий и не русский империализм», то тебя будут оскорблять – что ты кагэбэшный путинский активист, агент Путина и так далее.
Некоторые ведут блоги, но это тоже проблемно. В Facebook*, если ты поздравляешь с 9 мая, тебя блокируют, если ты свастики показываешь – это прогрессивно. Запад сходит с ума.
Если ты говоришь свое мнение, то люди просто боятся, теряют друзей, больше не звонят. Но число людей с альтернативным мнением растет.
«ВН»: – Оно растет потому, что не видно конца этому конфликту, они начинают что-то узнавать или боятся ядерной войны?
– Тут много факторов. Время работает на Россию в этом конфликте. Это ужасный конфликт, это кровопролитие – пацаны и хлопцы, всех жалко. Это ужасно, но чувствуется бесперспективность помощи Украине, которая строится на расизме, против православия, элгэбэтэшная эта агенда.
Насколько наших детей сейчас хотят втянуть в эту агенду, в этот образ ввести, это тоже фактор подъема справа. Исландия сейчас просто в авангарде – ЛГБТ, Агенда 2030, Клаус Шваб, Сорос, который имеет там фонды, – люди стали сомневаться. Ковидные манипуляции дали свои плоды.
«ВН»: – У оппозиционно настроенных людей у нас в стране возникнет вопрос: наверное, вы работаете на Кремль – наш АП, МИД или спецслужбы вам платят. Кто-то из госструктур вам платит?
– Действительно, есть такой аргумент, что мы кремлевские агенты. Это вранье и придумка. Это последний аргумент, как будто все продают свои души. Но мы понимаем, мы бывали там [в Донбассе], мы страдания людей видели – в Мариуполе, в Волновахе, видели, как вэсэушники себя ведут, что русские солдаты пришли как освободители. Естественно, там есть и те, кто за Украину – они это скрывают, может. Это как «Свадьба в Малиновке» – вот красные идут, вот белые идут. Мы рассказываем то, что объективно видим.
Они думают, что все продается – это западное мышление. Те, которые съездили, которые выбрались – они не такие дешевые.
«ВН»: – Как изменилась ваша личная жизнь после начала СВО? Начались ли проблемы с работой, оплатой ваших репортажей? Вы сможете вернуться в Исландию, если захотите?
– Радиостанции Saga поступают угрозы. Выселили из офиса. Аргумент такой: нам не нравится ваше освещение украинского конфликта и мои репортажи из Москвы. К угрозам я равнодушно отношусь.
Есть определенный клан, который не хочет слышать, что говорит оппонент. Это черно-белый мир – мы хорошие, они плохие. В Исландию и Европу я летать могу, уголовного преследования против меня нет. Здесь в авангарде Голландия, Германия – там просто идет информационный фашизм. В скандинавских странах этого пока нет, но, возможно, будет.
Моя семья особо не хочет возвращаться на Запад – лучше Китай, Вьетнам и так далее. Нам комфортно живется в России.
«ВН»: – Есть ли в Исландии такая же ярая русофобия, как сейчас на Западе?
– Она есть, и ее подогревают пресса и социальные сети. Были нападения на русских детей в садиках, в школах. Может, это потому, что в Исландии украинцы хорошо себя чувствуют – им дают пособие, они жили в хорошей гостинице. Есть украинский сайт, где призывают ехать в Исландию – дескать, там простофили. Покажите полиции любой украинский документ, и вас немедленно на такси, потом психолог, зубы – все бесплатно.
На самом деле там половина – мужчины призывного возраста, они сидят в барах и говорят на прекрасном русском языке, переходя на украинский. Их много, их число растет, потому что соцсистема Исландии очень хорошая: приезжаешь туда, тебе платят 3 тысячи евро, наверное. Получают бесплатные квартиры. Исландцев выгоняют – кто-то всю жизнь работал на траулере, спина болит, ему лет 70–80 – он может освободить свою квартиру, и туда поселят украинцев, у которых сейчас приоритет.
Что касается русофобии, она есть и она растет. Этот фактор будет работать. Они обработали студенчество. Там были студенты-россияне, и они почему-то в авангарде акций у посольства России в Рейкьявике. Надеюсь, лет через десть отношение изменится, но русофобская политика ведется целенаправленно и агрессивно.
«ВН»: – То есть конфликт закончится – и через 10 лет только наладятся отношения?
– И туризм, и бизнес. И санкции уходят. Да, примерно так. Правда, я не думаю, что ЕС столько продержится. Они же оппортунисты, и если Россия выигрывает, будет победа российского оружия и политики, то западные элиты перестроятся. Будем надеяться.
Фото: AP Photo / Virginia MayoЕсть народ, а есть элита – она самая субъективная. У левых социалистов – партия «Зеленые» (это наследники коммунистов) – пронатовская позиция. Хотя раньше они выступали против – предлагали американскую базу убрать. Теперь они двумя руками за НАТО и хотят вступить в Евросоюз. Это будет концом государства.
«ВН»: – Что должно случиться, чтобы на Западе перестали поддерживать Украину?
– Интересно, что Франция начала сомневаться – Макрон такие сигналы дает. Европа разная – есть Прибалтика, Польша и Исландия в этом же лагере со скандинавскими странами. Есть старая Европа – Германия, Франция. Если будет победа России, то Европа начнет перестраиваться. Но только если будет победа. А так они хотели бы развалить Россию – отодвинуть ее как можно дальше, до Урала. Поставить ставленников, разделять и властвовать.
«ВН»: – А каких политических взглядов вы придерживаетесь?
– Я социалист. Я всегда был против НАТО и американских баз в Исландии.
«ВН»: – В Исландии была коммунистическая партия?
– Была между войнами. Потом она переименовалась в социалистическую. Есть соцдемократия скандинавского типа, слева «зеленые», партия фермеров и консерваторы. Сейчас появилась еще «Пиратская партия» – это Сорос молодец. Она довольно большая и растет. Используют пиратский символ и тоже за евроинтеграцию, ЛГБТ и так далее.
У нас гей-парад торжественнее проходит, чем День республики. Национальные праздники забываются.
Все это подготавливает к тому, чтобы было чужое правительство. Исландия богата электроэнергией – там ветряки и мощные реки, на которых стоят мощные ГЭС. Поэтому для них важно, чтобы Исландия шла в евроинтеграцию.
Раньше 70% исландцев было категорически против вступления в ЕС, сейчас, когда начали пугать русскими, уже примерно поровну. Теперь они хотят вступить в ЕС и как за последнюю соломинку держаться.
Исландия просто станет колонией. Продаются земли. Эмиграция, не только украинская, но и арабская. Идет размывание всего. Я не националист, но это все зря для этого острова делается – маленькое население, красивый язык, природа. В магазинах приходится говорить на английском языке – потому что за прилавком стоит поляк, который не владеет языком. Эмигрантов не обязывают учить исландский.
Фото: PATRICK HERTZOG / AFP«ВН»: – Мы говорим, что есть столкновение между западной цивилизацией с одной стороны и Россией, Китаем, Азией – с другой. К чему все это приведет?
– Я считаю, это прокси-война, которая давно идет. Мое мнение, что изнутри украинский режим рухнет. Часть областей отойдет Польше, Венгрии. Россия дойдет до Одессы – это еще вопрос. Возможно, будет российско-румынская граница первый раз в истории. Переговоры неизбежны. А Россия правильно делает ставку на Восток. Соглашение с Китаем меняет мир на 100 лет вперед.
*Принадлежит компании Meta, которую 21 марта 2022 года Тверской суд Москвы признал экстремистской организацией в России