Луи-Фердинанд Селин: «В Пастернаке нет ничего особенного»
Интервью знаменитого французского писателя, опубликованное 63 года спустя. О фашизме, литературе, музыке Бородина, классиках и современниках
Вчера американский президент Джо Байден официально объявил, что побьется за второй срок. «Я баллотируюсь на переизбрание на пост президента Соединенных Штатов. На выборах в 2024 году», – написал он в соцсети. А это значит, что – по крайней мере, с крайне высокой долей вероятности – его главным оппонентом будет не кто иной, как экс-президент Соединенных Штатов Дональд Трамп (потому что у более молодого и менее одиозного кандидата Байдену со всеми его оговорками, проблемами с памятью и проч. – элементарно не выиграть).
И Трамп принял мяч, тут же отреагировав на заявление своего противника: «Байден полностью унизил нашу страну на мировой арене, начиная с катастрофы в Афганистане, возможно, самого позорного события в истории нашей страны. Это так много значило для наших врагов, когда они наблюдали за этим ужасным отступлением. Россия объединяется с Китаем, Иран находится в нескольких днях от ядерной бомбы. Это немыслимо. Украина была опустошена вторжением, которое никогда бы не произошло, если бы я был президентом. Джо Байден привел нас на грань третьей мировой войны. Говорят, что Трамп был прав во всем. Ну я не предсказываю третью мировую войну, но скажу, что мы очень близки, и они говорят только о ядерном оружии», – заявил он, в очередной раз актуализировав главный тезис своей предвыборной кампании: если его изберут президентом, то «украинский вопрос» он решит в два счета (точнее, как он не раз повторял, в течении суток).
И это уже не намек, но четкий сигнал (что-то на наподобие сирены, от звука которой закладывает уши), что украинское контрнаступление, о котором в Незалежной столько разговоров в последнее время, будет действительно мощным. Тут никаких сомнений уже быть не может: если Байден не сможет решить проблему с российско-украинским конфликтом таким образом, чтобы выдать за победу Украины (и всего демократического мира под предводительством США), то не видать ему второго срока (Украина, наложенная на Афганистан, – это уже увесистый кейс, с таким о втором сроке даже не мечтают).
Поэтому никакого двухэтапного контрнаступления, о котором писал Bloomberg, ссылаясь на мнение европейских чиновников (в этом году пройти вглубь километров на тридцать, чтоб получить доступ к обстрелу российских баз и логистических линий, а в следующем – уже атаковать по-серьезному), не будет. Будет только одно.
И дело здесь уже не только в Байдене и американском избирателе. Но во всей Европе, которая устала от войны и связанных с ней различных неудобств и неопределенности. На этот раз Западу нужно будет не просто что-то предоставить (вроде отступления войск РФ из Харьковской или Херсонской областей), а что-то очень весомое. «Многие страны, многие политики ожидают в этом году определенного прогресса. Я считаю, что у Украины будет только одна попытка начать крупное контрнаступление. Поэтому если они решат начать крупное контрнаступление и оно потерпит неудачу, получить средства на следующее будет крайне сложно», – чуть больше месяца назад уже расставил все точки над «i» чешский президент Петр Павел в интервью газете Rzeczpospolita.
То есть если Украина не добьется серьезной победы в результате контрнаступления, то у Киева останется только одна перспектива: «Если Украина не сможет существенно выиграть на поле боя, неизбежно возникает вопрос о том, не пришло ли время для прекращения боевых действий путем переговоров», – полагает президент Совета по международным отношениям Ричард Хаасс.
И не только он: «Без решительной победы поддержка Украины со стороны Запада может ослабнуть, и Киев может оказаться под растущим давлением, чтобы начать серьезные переговоры с целью прекращения или замораживания конфликта», – цитирует New York Times неназванного американского чиновника.
NYT вторит и британский The Guardian: «На фоне огромных разрушений, больших российских потерь, острой нехватки украинской рабочей силы, оружия и техники, а также угасания аппетита к бесконечной войне на истощение западные сторонники Киева начинают настаивать на заключенном путем переговоров прекращении огня или «длительном перемирии» в ожидании долгосрочного урегулирования. В дело вступает и Китай, Россия соглашается», – прогнозирует издание.
«Отсутствие решающих побед рано или поздно заставит Украину пойти на уступки. Все более очевидной становится перспектива длительного перемирия. Таковое положило бы конец бойне, предотвратило угрозу ядерной эскалации между Россией и Западом, смягчило мировой кризис в сфере экономики, энергетики и продовольствия, а также даровало бы всем своего рода мир. В теории каждая из сторон могла бы одержать решающую победу. Однако в отсутствии соглашения куда более вероятной представляется перспектива патовой ситуации низкой интенсивности, которая чрезвычайно кровава, обходится очень дорого и тянется годы. Подобная перспектива едва ли кому-то по душе, кроме разве что Китая и производителей вооружений. Не исключено, что очень скоро для того, чтобы положить конец страданиям и боли украинцев, их все-таки попросят проглотить очень горькую пилюлю», – это уже аналитика от британского издания The Observer.
Четким сигналом, что дело движется к переговорам, является и телефонный разговор Владимира Зеленского с Си Цзиньпином, по итогам которого Китай направит своего представителя на Украину и в другие страны для консультаций по мирному урегулированию.
Сюда же можно отнести и призыв президента Бразилии Лулы да Силвы «прекратить искать виновных» в войне на Украине и заняться мирным урегулированием, для чего, по его мнению, как пишет Reuters, необходимо подумать о создании «группы мира» для заключения мирного соглашения между Россией и Украиной.
Да, если контрнаступление разобьется о российскую оборону, то возвращение за стол переговоров станет практически неминуемым (и не очень приятным для Киева, где уже строят планы по выходу на границы 91 года), притом что никакой сильной позиции Украина за этим столом уже иметь не будет.
Более того: если брать внутриполитическую ситуацию на Украине, то такой исход грозит концом политической карьеры Владимира Зеленского. И, возможно, в расчете на это там уже стартовала жесткая информационная кампания против Зеленского, приуроченная к четвертой годовщине избрания, за которой, кампанией то есть, стоит экс-президент Украины Петр Порошенко.
Главный тезис этой кампании можно определить так: если б избрали Порошенко, то полномасштабной войны (для Украины – прим. авт.) не было бы (очень напоминает трамповскую риторику). Манифестом кампании стала статья историка и политолога Александра Зинченко, в которой тот проводит простую мысль: избрание президентом Зеленского предопределило военный конфликт между Россией и Украиной. По мнению историка, если бы избрали Порошенко, то Путин «побоялся бы напасть» (испугавшись политического опыта экс-президента), а если бы Тимошенко, то она смогла бы договориться с Кремлем. Однако выборы выиграл Зеленский, что, по словам Зинченко, и стало решающим фактором: якобы Путин решил, что под его управлением Украина станет «легкой добычей».
Аргументация странная и довольно спорная, но вывод в целом верный: ни при Порошенко, ни при Тимошенко такого бы, скорее всего, не было. Либо так или иначе были бы реализованы Минские соглашения, либо СВО прошла по плану (изначальному: блицкриг, три-четыре дня, парад, все дела).
И если контрнаступление не удастся, то шансы на то, что эта кампания приведет к очередному Майдану и отставке Зеленского, очень высоки.
Тут надо понимать, что антивоенные настроения на Украине, как бы ни старалась показывать обратное украинская пропаганда, довольно сильны. Публицист Павел Пряников, в частности, указывает на тот факт, что, как пишут украинские СМИ, за год конфликта с РФ количество мужчин-студентов на Украине выросло на 82%, причем резко выросло количество студентов в возрасте 30–50 лет. Почему? Да потому что, будучи студентом, получаешь отсрочку от армии. Таким образом украинцы демонстрируют свое отношение к войне. И провал контрнаступления, и мир, заключенный с РФ хотя бы частично на ее условиях, – все это станет катализатором протестных выступлений (Порошенко достаточно опытный политик, чтобы использовать эту ситуацию в свою пользу; плюс не исключено, что уже заключена неформальная сделка с Кремлем), которые закончатся, надо полагать, свержением Зеленского.
Поэтому для Зеленского удачное контрнаступление – это последний шанс удержаться у власти. И не стоит думать, что в Киеве этого не понимают. Отлично понимают. Что является еще одним – правда, косвенным – доказательством, что украинское контрнаступление не стоит недооценивать. Поскольку тут решается судьба не только Зеленского, но и отчасти Байдена, который, надо думать, решил баллотироваться в президенты совсем не для того, чтобы в тяжелой борьбе уступить Белый дом Трампу.