Умерла кошка-хранительница царской усыпальницы Петропавловской крепости
Капитолина служила в Крепости более 20 лет
Так ожидаемая Украиной встреча ее лидера Владимира Зеленского с президентом США Джо Байденом все же состоялась. Кажется, украинская сторона безмерно довольна.
Краткие итоги саммита:
Сам Зеленский заявил после встречи с Байденом, что «это был нормальный мужской разговор». И уже на следующий день отправился из Вашингтона в Калифорнию, чтобы встретиться с основателем компаний SpaceX и Tesla Илоном Маском, основателем Amazon Джеффом Безосом и главой компании Apple Тимом Куком.
Что означает этот визит Владимира Зеленского в США и как переговоры украинского лидера с президентом США могут коснуться отношений России с Америкой и Украиной, «Ваши Новости» обсудили с экспертом в области международных отношений и внешней политики Дмитрием Сусловым.
– Я думаю, что никак не изменятся ни российско-американские, ни американо-украинские отношения, потому что на сегодняшний день администрация Байдена заинтересована в сохранении нынешнего status quo и на Украине, и вокруг Украины. Безусловно, США стремятся к тому, чтобы Украина продолжала быть центральным звеном политики сдерживания России, чтобы Украина сохранялась как антироссийское, враждебное России государство, которое дестабилизирует окружение, дестабилизирует ближайшие к России регионы, чтобы сохранялась проблема, чтобы с помощью Украины осуществлялась политика борьбы с Россией и противодействия России.
Соединенные Штаты, разумеется, также заинтересованы в поддержке и поддерживают тот внутриполитический курс, который проводит Зеленский по выкорчёвыванию российского влияния, российского присутствия, русского языка, пророссийских политических партий. Администрация Байдена поддерживает закрытие телеканалов русскоязычных на Украине и т. д., введение санкций против Медведчука – они это просто открытым текстом приветствовали.
Также Соединенные Штаты не заинтересованы в том, чтобы Украина реализовывала Минские соглашения, но в то же самое время администрация Байдена заинтересована в стабилизации конфронтации с Россией на нынешнем уровне, но не в эскалации проблем – из-за Китая, прежде всего. В этой связи администрация Байдена по итогам состоявшихся переговоров, судя по всему, не поддержала выход Украины из Минских соглашений или пересмотр этих Минских соглашений, скорее всего, администрация Байдена не согласилась войти в Нормандский формат, и, конечно же, администрация Байдена не предоставит Украине план действий по членству в НАТО.
В принципе, встреча продемонстрировала сохранение американской поддержки Украины на нынешнем уровне без какого-то качественного перехода на новый уровень. В этой связи, ничего принципиально не поменяется.
«ВН»: – Можно ли рассчитывать, что Байден выполнит обещания, данные на встрече с Зеленским?
– Я думаю, что выполнит. Потому что уход Соединенных Штатов из Афганистана, о чем открыто заявил Байден, означает переход Штатов к новой внешнеполитической парадигме, к новой внешнеполитической стратегии, которая ориентирована в первую очередь на противодействие Китаю и России. То есть Соединенные Штаты отказываются от попыток перестроить весь мир под себя, отказываются от политики насильственной демократизации, но переключаются к стратегии глобальной холодной войны.
На самом деле они уже давно переключились на эту стратегию глобальной холодной войны. Уход из Афганистана лишь подводит важную символическую черту. В рамках этой новой глобальной холодной войны Соединенные Штаты ни в коем случае не будут отказываться от тех обязательств, которые имеют первоочередное значение для сдерживания России и Китая. То, что неважно для сдерживания России и Китая, как Афганистан или ряд проблем на Ближнем Востоке, от этого Соединенные Штаты осознанно, умышленно отказываются.
Поскольку Украина играет первостепенную роль в политике борьбы с Россией, это ключевой элемент противодействия России и сдерживания России, естественно, что от этих обязательств в обозримой перспективе Соединенные Штаты не откажутся.
«ВН»: – Пытается ли Байден этими обещаниями помощи и поддержки перевести внимание международного сообщества с его провала в Афганистане на лидирующее положение США в отношениях с Украиной?
– Разумеется, в контексте афганского провала Соединенные Штаты заинтересованы в демонстрации того, что на стратегически важных направлениях они ни от каких обязательств не отказываются, от поддержки союзников не отказываются, они, напротив, наращивают поддержку этих союзников. И Байден очень четко проводит этот «водораздел».
Соединенные Штаты отказываются от ненужных обязательств. И он открытым текстом говорил, что Афганистан – это ненужное обязательство. А вот Украина, Тайвань, Япония, Южно-Китайское море, Прибалтика, Черноморский регион – это нужные направления. Потому что они напрямую связаны с борьбой с Россией в Европе и борьбой с Китаем в Азии. Поэтому здесь он, конечно же, заинтересован в том, чтобы продемонстрировать, что в Афганистане они не просто провалились, они как бы и не хотели не провалиться, что они просто Афганистан бросили, но бросили не по своему неумению и недоразумению, а бросили, потому что хотели бросить.
Что, кстати говоря, правда – Соединенные Штаты вполне осознанно рассчитывали, что «Талибан»* возьмет власть в Афганистане. Другое дело, что они не ожидали, что это произойдет так быстро. Но все сейчас публикации, и даже уже открытые выступления свидетельствуют о том, что Соединенные Штаты планировали, что «Талибан» свергнет бывший правительственный режим в Афганистане в перспективе от полугода до двух-трех лет. Понимая это, планируя это, осознанно уходили, потому они пришли к выводу, что Афганистан им не нужен. А Украина им нужна, потому что Украина играет ключевую роль в борьбе с Россией.
«ВН»: – Вице-премьер Украины Алексей Любченко заявил, что «на самом высоком уровне» ведется подготовка встречи Владимира Зеленского и президента РФ Владимира Путина. Можем ли мы говорить о том, что в ближайшее время эта встреча состоится?
– Об этом заявила украинская сторона, которая славится тем, что она постоянно выдает желаемое за действительное и создает имитацию бурной деятельности – и по проведению саммита Нормандского формата, и по двустороннему саммиту с Россией и т. д. Зеленскому необходимо демонстрировать такую активность и «движуху». Это вообще его визитная карточка – эту движуху вербальную, причем именно вербальную, организовывать.
Российская сторона совершенно четко дала понять, что без серьезного прогресса в реализации Минских соглашений и без предметного обсуждения двусторонних российско-украинских отношений, не связанных с вопросами возвращения Крыма Украине, России подобная встреча абсолютно не интересна. А зачем?
Пускай Украина продемонстрирует готовность обсуждать с Россией проблемы двусторонних отношений, выводя за скобки Крым, который Россия не готова обсуждать с Украиной, и продемонстрирует прогресс в реализации Минских соглашений, а дальше – поговорим.
Без этого – просто так – России подобная встреча абсолютно не нужна.
«ВН»: – Можно ли считать, что эти заявления о саммите с Путиным связаны со встречей Зеленского и Байдена? Получается, что украинский президент поехал в США, заручился поддержкой Байдена и сейчас уже якобы готов выходить на общение с российским лидером.
– Разумеется. Зеленский стремится продемонстрировать свою субъектность: он переговорил с Меркель, он переговорил с Байденом. Теперь ему хочется создать видимость того, что он намерен переговорить с Путиным. Он показывает, что он контролирует ситуацию, что он действительно такой ключевой игрок, что чуть ли не управляет всем этим процессом. Учитывая падение его рейтинга и внутреннюю ситуацию на Украине, ему, конечно, это важно.
«ВН»: – Можно сказать, что прошедший саммит американского и украинского президентов никакого влияния на Россию не окажет? То есть как у нас были отношения с США и с Украиной, так они и будут продолжаться в том же ключе?
– Да, на самом деле никаких принципиальных изменений нет. Украина в данном случае является ведомым игроком. Украина – не более чем инструмент американской политики, никакой самостоятельной субъектностью Украина не обладает. Эта встреча продемонстрировала, что Соединенные Штаты как не понижают поддержу Украины, так и не усиливают поддержку Украины. Ситуация, в целом, замороженная остается.
«ВН»: – Как вы считаете, будут ли страны Запада и Европы относительно ситуации с Украиной оказывать какое-то давление на грядущие глобальные выборы в России?
– Они будут просто вместе, мне кажется, критиковать Россию. Одни страны вместе с Украиной, Польшей и Прибалтикой – больше, другие – меньше. Но опять-таки никакой роли это не сыграет.
«ВН»: – Встреча Байдена и Зеленского должна была продлиться 45 минут, а разговаривали они больше двух часов. Может ли это означать, что между лидерами были какие-то разногласия и споры?
– Не думаю, что Зеленский в таком положении, чтобы спорить с Байденом. Все-таки это не встреча равных партнеров. Это встреча субъекта и инструмента американской политики. Естественно, Зеленский высказывал свои озабоченности Байдену, связанные с «Северным потоком», с очевидным отсутствием реальных перспектив присоединения Украины к НАТО и т. д. и, конечно же, в связи с уходом Соединенных Штатов из Афганистана, но вряд ли он был в состоянии именно спорить. Встреча продлилась достаточно долго, я думаю, что они прошлись по достаточно широкому кругу вопросов – и безопасности, и энергетики, и Крыма, и Донбасса. Но здесь, я думаю, не имели место какие-то серьезные споры.
«ВН»: – Эта встреча ведь должна поднять и авторитет самого Байдена, рейтинг которого значительно упал после ситуации с Афганистаном?
– В общем, да. Эта встреча призвана подчеркнуть значимость Зеленского и, в принципе, она позиционируется как одно из самых главных достижений Зеленского на посту президента, потому что США – главный патрон Украины. Поэтому встреча с президентом Соединенных Штатов, тем более не на полях какого-то постороннего мероприятия, а визит президента Украины в Вашингтон и встреча с президентом США в Овальном кабинете – это само по себе очень значимо для Украины.
Это можно сравнить с тем, как при Октавиане Августе, если бы царь Иудеи Ирод, который был вассалом Рима, приехал бы в Рим и был бы принят самим императором Рима. Вот в подобной атмосфере проходила встреча Зеленского с Байденом – вассал приехал к сюзерену. Это крайне престижно, это крайне важно.
Но в контексте Афганистана, когда действительно Байдену очень важно продемонстрировать, что он, отказываясь от ненужных обязательств, усиливает концентрацию и работу на нужных и сохраняет приверженность США нужным обязательствам – это для Байдена, конечно, очень важно. В том числе и с внутриполитической точки зрения.
«ВН»: – Сегодня у Зеленского встречи с Илоном Маском, Куком, Безосом – это тоже лишь показатель его якобы респектабельности?
– Да, это показатель качества глубины американо-украинского партнерства. Якобы Соединенные Штаты готовы содействовать и содействуют украинской модернизации, развитию и т. д. Что это отношения не только на уровне президент – президент, но и очень активные связи с американским бизнесом, гражданским обществом, в том числе с лидерами американского технологического развития – это для Зеленского крайне важно.
«ВН»: – Можно ли ожидать каких-то реальных соглашений после этих встреч?
– Я не думаю, что будет что-то принципиально новое. Ну вот они договорились закрытую линию правительственной связи установить, чтобы Соединенные Штаты могли давать указания Украине, не опасаясь, что это будет кем-то перехвачено и потом станет достоянием общественности. Приняли достаточно символическое соглашение по военному сотрудничеству, опять-таки, которое не выводит это сотрудничество на принципиально новый уровень. По экономике – не знаю – может, какие-то и будут контракты заключены. Но приведет ли это к какому-то качественному прорыву – сомневаюсь.
* «Талибан» – террористическая организация, запрещенная на территории РФ.