Валерия Вербинина: ОШИБКА ДУРОВА

3 недели назад

Вечером 24 августа создатель и владелец мессенджера «Телеграм» Павел Дуров совершил, судя по всему, самую большую ошибку в своей жизни: прилетел во Францию, где был выдан ордер на его арест. По выходе из частного самолета в аэропорту Ле Бурже Дуров был немедленно задержан (причем в аресте было задействовано аж четыре подразделения полиции и жандармерии) и помещен под стражу.

Основатель Telegram Павел Дуров. Фото: Roman Kulik/ AP /TASS

Первые сообщения об аресте Дурова появились во французских новостях на каналах TF1 и LCI, дав ведущим повод изумляться, почему человек, включенный в так называемый FPR (список разыскиваемых преступников), вообще осмелился прибыть во Францию. Повод для ареста? Пожалуйста, их сколько угодно: «…правоохранители считают, что отсутствие модерации, отсутствие сотрудничества с органами порядка и предлагаемые «Телеграмом» решения… делают его сообщником в таких преступлениях, как наркоторговля, педофилия и мошенничество». Попутно Дурову вменяют в вину множество других преступлений, от терроризма до отмывания денег. 

Фактически его пытаются объявить пособником чуть ли не любых противоправных действий, во время которых имело или могло иметь место использование его мессенджера. В практическом же смысле такое огромное количество обвинений накидывают тогда, когда рассчитывают максимально затянуть расследование и осудить человека хотя бы по нескольким пунктам, если остальные не сработают. А французское правосудие очень дотошно и, когда ему нужно, прекрасно умеет затянуть любые следственные процедуры, которые в данном случае будут играть роль удавки на шее.

В субботу и воскресенье во Франции предпочитают отдыхать, и в целом 24 и 25 августа представители прессы ограничились констатацией факта ареста и перечислением того, что известно о Павле Дурове. В понедельник, однако, сверху были спущены соответствующие методички о том, как надо освещать данное дело. Потому что арест Дурова, которого не поленились обвинить во всех мыслимых и немыслимых грехах, вызвал на Западе шквал вопросов о том, как пресловутая свобода слова, которую здесь будто бы ставят выше всего, стыкуется с действиями французских властей.

Фото: Zuma\TASS

Если «Телеграм» не нравится, его можно запретить, как сделали, к примеру, в Пакистане. Почему бы Макрону не последовать примеру этой прекрасной страны и не запретить «Телеграм», вместо того чтобы выдвигать против владельца такие обвинения, какие во Франции не смеют выдвигать против ни одной настоящей террористической группы?

Если реальная претензия французских властей к «Телеграму» заключается именно в нежелании сотрудничать, есть соответствующий раздел в европейском законодательстве, который позволяет налагать на соцсеть штрафы и ограничения. Почему власти предпочли пойти совсем иным путем? Может быть, потому, что штраф можно уплатить и забыть о нем (тем более компании, услугами которой пользуется почти миллиард человек), а взять в заложники (по точному выражению Эдварда Сноудена) главу всего предприятия гораздо интереснее?

И тут приходится вернуться к вопросу, почему Павел Дуров вообще прилетел во Францию, несмотря на то, что находился в списке разыскиваемых лиц. Возможно, ему были даны некие гарантии неприкосновенности, и возможно, он прибыл во Францию для переговоров – точно так же, как он буквально несколько дней назад облетал страны экс-советского пространства с деловыми визитами. 

Президент Франции Эмманюэль Макрон. Фото: AP/TASS

Помимо всего прочего, Дуров побывал и в Азербайджане, где, по разным источникам, мог встретиться с Владимиром Путиным. Отношения между Россией и Францией, активно снабжающей Украину оружием и разведданными, в настоящий момент таковы, что хуже некуда. Кроме того, не следует упускать из виду, что Франция стремится активно перевооружать Армению (с прицелом на то, чтобы самой закрепиться в этом регионе), что автоматически делает ее врагом Азербайджана. Азербайджан французские власти также публично обвиняли в разжигании мятежа в Новой Каледонии, заморской проблемной территории Франции. 

Какие бы гарантии кто бы то ни было давал Дурову, Павел априори должен был казаться подозрительным французским властям, и при его появлении на французской территории соблазн воспользоваться тем, что он уже был внесен в базу разыскиваемых преступников, оказался слишком велик. Не следует упускать из виду, что посадить миллиардера, человека медийного и известного – значит среди прочего и сделать карьеру. И Франция с ее гигантской системой бюрократии, которая отражается в том числе и на правовых аспектах, – не то государство, где власти, запустившие маховик, вдруг дадут задний ход.

Как отмечает Le Parisien, «никогда еще глава крупной соцсети не арестовывался из-за того, что облегчил совершение преступлений одним существованием своего предприятия». Вероятно, Павел Дуров стал первым, потому что он является гражданином России и воспринимается как таковой, несмотря на другие свои гражданства. По сути же его дело создает прецедент, который будет использован и против других владельцев соцсетей, если они осмелятся вести себя недостаточно демократично. Причем каждый раз решать, что такое демократия, будет строго ограниченный круг людей.

Президент Франции Эмманюэль Макрон и канцлер Германии Олаф Шольц перед встречей стран Веймарского треугольника (Франции, Германии и Польши). Фото: EPA/TASS

С понедельника официальные СМИ (в первую очередь запрещенный в России Le Monde) отрабатывают методичку, что арест Павла Дурова «является защитой правового государства, а не посягательством на свободу слова». И это якобы не политический арест, как вы могли такое подумать. Например, террористы будто бы пользовались «Телеграмом» для координации своих действий во время терактов 13 ноября 2015 года, самым известным эпизодом из которых стал расстрел в зале «Батаклан». Тот факт, что у «Телеграма» более 900 миллионов пользователей и все они просто физически не могут быть террористами, стыдливо умалчивается.

Высказывались мнения, что обвинения в адрес Павла Дурова являются средством давления, цель которых – заставить его пойти на сделку с властями и сдать ключи шифрования. Потому что больше всего западные власти беспокоит то, что «Телеграм» представляет для пользователей возможность общаться в зашифрованном режиме, непроницаемом для третьих лиц. И даже если пользователи всего лишь обсуждают мемасики с котиками, государство не успокоится, пока самолично не убедится, что они не собираются, к примеру, взорвать французского президента или сделать еще что-нибудь более страшное – например, подыскать ему другую жену.

«Фигаро» вбрасывает версию, что «Телеграм» стал играть слишком важную роль в контексте обострившегося противостояния Запада и России и конфликта России с Украиной. Трудно это отрицать, но если французские власти хотели договориться по этому поводу с Дуровым, то надо было налаживать контакты нормальным образом. В ситуации, когда французское государство де-факто взяло на себя роль террористической системы, захватившей заложника, а Павел Дуров оказался в роли этого самого заложника, никакие переговоры невозможны в принципе. Да, с пистолетом у виска человек может согласиться на что угодно – но согласие, вырванное силой, согласием не является.

Франция. Париж. Президент Польши Анджей Дуда, президент Франции Эмманюэль Макрон и канцлер Германии Олаф Шольц во время совместной пресс-конференции в Елисейском дворце. Фото: SARAH MEYSSONNIER / POOL /EPA/ТАСС

Как сообщают французские СМИ, срок содержания Дурова под стражей был продлен судьей в воскресенье, поскольку арестованному, в частности, вменяются в вину действия в составе организованной преступной группы. Применительно к французскому законодательству это означает не только отягчающее обстоятельство, но и минимальную возможность того, что он сможет ждать суда не под стражей. Все обставлено так, чтобы удержать заложника в своем распоряжении, а что касается так называемого правосудия, то в данном случае оно всего лишь инструмент для чистого беззакония. Разумеется, всегда остается надежда на грамотную работу адвокатов, удачу и десять тысяч ангелов-хранителей, но пока все выглядит так, что французские власти намерились отомстить Дурову за все разом. И за нежелание сотрудничать, и за полет в Азербайджан, и за то, что он русский. Особенно – за то, что русский.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ