Тот самый случай, когда Россия будет вынуждена применить ядерное оружие

2 года назад

Рассуждения на тему «схлестнется ли Россия с НАТО в прямом военном конфликте» идут уже не первый день. И не сто пятьдесят шестой (столько уже идет СВО). Эти разговоры периодически возникали еще до спецоперации. Последняя – лишь придала им актуальности. Как бы демонстрируя, что это одна из ново-вечных тем последнего времени, не теряющая, а наоборот прибавляющая остроты. И да, тема действительно острая: конфликт России с НАТО – это уже не СВО на Украине. Тут, если прибегнуть к религиозному языку, до апокалипсиса рукой подать. Поэтому главным был и остается вопрос: насколько вероятна возможность эскалации этого конфликта?

Борис Джонсон. Фото: AFP

Аналитики американской некоммерческой организации RAND, являющейся стратегическим исследовательским центром правительства США и Пентагона, полагают, что вполне: «Самый большой риск того, что Россия примет решение перейти непосредственно к удару по союзникам по НАТО, будет связан с тем, что Москва осознает неизбежность крупномасштабных прямых атак НАТО на российские вооруженные силы», – говорится в срочном докладе организации. По мнению штатовских экспертов, Кремль может принять решение первым нанести удар по группировкам Североатлантического альянса в случае участия натовских сил в операциях на Украине и/или сосредоточения у российских границ натовских сил в наступательных конфигурациях. Причем сразу же будет задействовано тактическое ядерное оружие.

Риск-аналитики RAND полагают, что непосредственным поводом для принятия в Кремле данного решения могут послужить: а) медийно-политическая кампания на Западе, основным message которой будет обоснование необходимости войны с РФ (в особенности если параллельно оной начнутся серьезные шевеления натовских войск у российских границ); б) дислокация на восточных рубежах НАТО ударных систем или дальнобойных средств, способных – гипотетически – сровнять Кремль с землей; в) значительный и резкий рост иностранных добровольцев в рядах ВСУ и/или существенное увеличение поставок новых типов тяжелого оружия на Украину.

Ну что тут скажешь? Действительно, в большинстве описываемых случаев Кремль – по крайней мере, теоретически – может принять соответствующее решение. Поскольку все вышеперечисленные сценарии будут свидетельствовать об одном: Запад на полном серьезе готовится к войне с Россией. И тут уже не до переговоров и спецопераций. И тактическое ядерное оружие будет задействовано. Это – как пить дать. Но с другой стороны – а чего же хотят наши западные партнеры, если начнут готовиться к войне с Россией? Того, что Кремль вывесит белый флаг? Ну это что-то из области фантастики. Но одновременно это говорит и о том, что сценарий, при котором Россия задействует ядерное оружие при условии, что НАТО не проявит телодвижений, демонстрирующих готовность к войне, – он из той же самой области. Фантастики. Нет угрозы нападения на Россию – нет и угрозы ответного и/или превентивного удара.

Ко всему прочему стоит также взять во внимание и то, что уровень поддержки Украины со стороны Запада и его же антироссийской политики постепенно спадает. В странах Европы уже нет даже показного согласия по «украинскому треку», которое наблюдалось до шестого пакета санкций, пока Венгрия не выступила категорически против нефтяного эмбарго и включения в санкционный список патриарха Кирилла. После этого разговоры о единстве Евросоюза сошли на нет. И уже вряд ли снова вернутся: Германия старается маневрировать между грозной риторикой и затягиваем поставок оружия Украине, Франция лелеет надежду все-таки решить ситуацию путем дипломатии, Италия сейчас вообще может отстранится от «украинского трека», если на предстоящих парламентских выборах победят правые. К тому же неизвестно, чем еще закончатся выборы в палату представителей в США: если победят республиканцы, то Украина может лишиться (после Италии, премьер-министр которой Марио Драги ушел в отставку) еще одного ценного союзника. Тем более что на фоне энергетического кризиса у стран Альянса значительно прибавилось собственных проблем, которые, если их не решить, могут обернуться волнениями в самих натовских странах. Так что версия о том, что Запад решится на конфронтацию с Россией с перспективой полномасштабной (и не будем исключать – ядерной) войны, не представляется хоть сколько-нибудь реалистичной. Если не произойдет что-то из ряда вон выходящее. А вот такое – из ряда вон выходящее то есть – как раз и может произойти. И это тот сценарий, который не проработали / не огласили аналитики RAND.

Так что же может такое приключиться, что переведет сценарий полномасштабной войны России с НАТО из области фантастики в область реального? Ну то, что пост генерального секретаря Североатлантического альянса займет человек, крайне отрицательно настроенный по отношению к России (и, соответственно, крайне положительно – к Украине) и не лишенный амбиций вписать свое имя в историю, став лидером/амбассадором Запада в противостоянии с РФ. Например, экс-премьер-министр Великобритании Борис Джонсон. Как пишет британский Telegraph, среди высокопоставленных членов консервативной партии бытует мнение, что переход Джонсона на позицию генсека НАТО был бы неплохим политическим решением. В частности, в поддержку его кандидатуры уже высказались члены парламентского комитета по обороне Ричард Дракс и Маркс Франсуа, а также экс-министра по брекзиту Дэвид Джонс.

Ясно, что среди британских политиков немало и тех, кто далеко не в восторге от кандидатуры Джонсона, однако не будем забывать, что решать все-таки будут не они, а лидеры стран Альянса. И прежде всего – США, которых кандидатура Джонсона вполне устраивает, так как в плане противостояния России взгляды Вашингтона и Джонсона полностью совпадают. Впрочем, кандидатуру бывшего премьера могут заблокировать некоторые страны, та же Франция, допустим (выход Британии из ЕС оставил неприятный осадок в душе Макрона, усиленный напористостью Джонсона, продвигавшего эту повестку). Однако думается, что если Штаты действительно захотят увидеть Джонсона на посту генсека НАТО, то они сумеют договориться с Макроном. Так что у экс-премьера Британии есть весьма неплохие шансы, чтобы возглавить Североатлантический альянс. Разумеется, если он сам выкажет подобное желание (покамест Джонсон никак не комментировал эту возможность).

Предположим, что он даст согласие и его изберут. Что тогда? Понятно, что кардинально изменить политику НАТО в отношении России Джонсон не сможет: есть определенные линии, которых он будет вынужден придерживаться, и границы, которых ему никто не даст перейти. Однако недооценивать упрямого и непредсказуемого Джонсона тоже не стоит. Ему вполне будет по силам, во-первых, поднять градус в сфере риторики, во-вторых, обострить противоречия между Альянсом и Россией и, в-третьих, до максимума усилить военное присутствие НАТО на восточном фланге. При сохранении прежнего вектора американской (если республиканцы продуют ноябрьские выборы) и британской (если новым премьером станет нынешний министр иностранных дел Лиз Трасс) политики по украинскому и, соответственно, российскому направлениям подобные телодвижения Джонсона могут привести к катастрофическим последствиям, придав антироссийскому дискурсу необходимый объем. Необходимый в том смысле, что сия активность Джонсона станет тем самым довеском, который и склонит чашу весов в сторону решения о – как минимум – превентивном тактическом ядерном ударе (воевать со всем Альянсом в одиночку и без использования ядерного оружия – это перебор для любой страны).

И вот этот вариант выглядит куда реалистичнее тех, что разбирали эксперты RAND. Впрочем, не стоит думать, что они упустили столь очевидный сценарий. Если они не ввели в свои прогнозы возможное обострение по линии НАТО – Россия, что будет актуализировано переходом Джонсона в Альянс, то это, скорей всего, говорит о двух вещах: либо американцы полагают, что через год украинский конфликт закончится, либо считают это обострение весьма вероятным и, следовательно, специально не афишируют этот сценарий. По той простой причине, что именно он является наиболее вероятным и именно на него и делает ставку Вашингтон, рассматривая его в качестве нового вектора в российско-американских отношениях. А это, в свою очередь, значит, что Штаты готовятся к такому исходу – к превентивному удару со стороны России и, соответственно, ответу на него. Так что – апокалипсиса не миновать или все-таки американские аналитики уверены, что украинский конфликт рассосется в течении ближайшего года? Скоро узнаем…



Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
николай
николай
1 год назад

Бла-бла-бла…БолЬше не о чем писать? Пиши прогнозы погоды на 100 лет вперёд, точнее получится, туфтолог…

АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ