«Страна находится в сложном положении, мы не можем постоянно играть Чехова и Шекспира», – уволенный из театра за позицию по СВО худрук Александр Борисов в интервью «ВН»

12 месяцев назад

В Чайковском театре драмы и комедии (Пермский край) отменили постановку «Смерти нет», посвященную специальной военной операции на Украине. Художественного руководителя театра Александр Борисова уволили без объяснения причин. Интервью с Александром Борисовым.

Александр Борисов

Александр Борисов

«ВН»: – Вы анонсировали спектакль «Смерти нет», многие были рады и мы в том числе, а вот оказывается, что спектакля не будет и вас вообще уволили. Не могли бы вы прокомментировать ситуацию?

– Ну, собственно, полный текст моего комментария опубликован у Дмитрия Мельникова, Захар Прилепин сделал выдержки, получилось более сжато. Суть, в общем, заключается в том, что я имел честь опубликовать. В труппе всегда есть ведомые, середнячок и болото так называемое. Вот неплохие артисты, которые не приняли всю эту историю, разыграли театральную интригу и, получается, съели своего художественного руководителя. А руководство в управлении культуры услышало мнение этих актеров, а не мое по поводу сложившейся ситуации.

«ВН»: – А как вы считаете, почему услышали артистов, а не вас?

– Я, честно говоря, не знаю. Для театра это неприятно – уход пяти артистов, часть из которых, не буду скрывать, ведущие артисты. Но ситуация была разрешима, и план действий руководству был мною представлен. Да, часть спектаклей из репертуара пришлось бы вычеркнуть, но они были уже старые. Театр находится в сложном положении уже несколько лет, у театра нет здания. Естественно, общая атмосфера в труппе была уже не очень. Потому что когда тебя выгоняют из одного здания, потом не пускают в другое, еще какие-то такие неурядицы – конечно, это не создает положительной атмосферы в труппе. А тут еще приходит новый художественный руководитель, который начинает какую-то непонятную историю. Проще всего сказать: «Я против войны», чем разбираться, почему началась СВО.

«ВН»: – Почему именно «Смерти нет»?

– Я считаю, что театр существует, в том числе, и для того, чтобы говорить на актуальные темы. Почему в свое время так взлетел, выстрелил МХАТ? Потому что начали ставить Горького, начали ставить Чехова, начали говорить со зрителем современным на тот момент языком на животрепещущие темы. А мы занимаемся тем, что ставим в 148-й раз Шекспира, причем переворачивая с ног на голову, переписываем пьесы Чехова, размахивая трусами над головой: неси свой крест и веру. А я захотел взять историю, которая, как мне кажется, на сегодняшний день важна. Историю про то, что такое война, почему эта война ужасна. Парадокс ситуации заключается в том, что во время войны раскрываются как человеческие подлости, так и, с другой стороны, душа человека раскрывается, как золотник просто. У Дмитрия Стешина один из текстов называется «Контрибуция». Рассказ про ужасного, казалось бы, деда. Ну ради чего этот дед делал эти ужасные вещи? Ради любви. Ради любви к своему селу, ради любви к приемной внучке. С нашей точки зрения, его поступки ужасны, но мы понимаем, почему он это делал. Тексты Захара Прилепина, которые должны были войти в текст постановки… Конечно, жалко, что всего этого не будет. Я не претендую на то, что эта постановка должна была взять все премии, но это был бы наш вклад в общее дело.

Афиша Смерти нет

Афиша Смерти нет

«ВН»: – Вот эти артисты, которые были против, – они не пытались до вас донести свою позицию, как-то договориться?

– Нет, дело в том, что свою позицию пытался донести я – со своего первого дня работы в этом театре. Вел с ними разговоры. Более того, человека, который был зачинщиком всего этого дела, – я его приблизил, наоборот, к себе. Я его назначил своим заместителем по художественной части, потому что артист он был небесталанный, да и режиссер тоже. Я позволял ему выпускать спектакли. Да, у меня были вопросы, но я как художественный руководитель имею право на это. Я вообще мог бы отменить его постановки, но я не делал этого. Я знаю, что сейчас начнется, что Карабас-Барабас какой-то…

Я представляю смысл этих жалоб, но пообщайтесь с другой частью труппы, которая понимает, что там были предоставлены все условия для работы. Просто дешевая театральная интрига, просто взяли и подставили своего художественного руководителя. Мотивировка вот этой подставы – она, конечно, многоплановая, и понятно, что там наверняка есть и личная какая неприязнь и амбиции, но с первого дня я доказываю, что театр должен говорить и на эту тему среди прочего. И это очень важно для людей, которые остались здесь и которые ждут своих самых дорогих и близких.

Страна находится в крайне непростой ситуации. И мы не можем бесконечно играть Шекспира и Чехова. Мы должны говорить о том, что актуально для людей сейчас, тем паче – в преддверии Дня Победы. Мы должны нести это со сцены, как было во время Великой Отечественной войны, когда звучали стихи Симонова «Если дорог тебе твой дом», когда писались великие песни. То же самое происходит и сейчас: выпускаются стихи, песни, но почему-то они не звучат на наших радиостанциях. Я считаю по-другому.



Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Вера Иванова
Вера Иванова
11 месяцев назад

Всех написавших заявление актёров, нужно призвать в Армию и отправить на СВО — до полного прояснения позивии! 😎

АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ