Запад готовит Киев к мирным переговорам?
Из США и Европы идут четкие сигналы, что российско-украинский конфликт пора заканчивать
Политолог Сергей Марков анализирует специально для «Ваших Новостей» самые яркие и важные события последних недель. Сегодня в объектив нашего внимания попали суровый приговор Навальному, арест Стрелкова, саммит «Россия – Африка», переговоры по Украине в Джидде в обход России и другие ключевые моменты начала августа 2023.
«ВН»: – Сергей Александрович, политолог Пастухов*, например, утверждает, что никакого политического смысла такой жесткий приговор Навальному – 19 лет в колонии особого режима – сейчас не имеет. Якобы это исключительно месть и эмоциональный жест. Вы с этим мнением согласны?
– Нет. Владимир Пастухов пропагандист, который обслуживает центры политической борьбы, спецслужбы США и Британии, которые известны своей колоссальной ложью, цинизмом и использованием террористических методов в борьбе. Они используют Пастухова в своих интересах. Он интеллектуал, и если бы у него была возможность свободно говорить, то это было бы очень позитивно. Но, к сожалению, нет такой возможности у него, так как он находится в ситуации политического давления, разнузданных политических репрессий.
Касательно приговора: я думаю, никаких эмоций в отношении Навального нет. Он исчез с арены – он арестован, а его политические сети были разгромлены еще два года назад.
При этом срок Навальному является сверхжестким. Он во многом шокировал элиту, потому что ведь Навальный принадлежал к российской элите. И такой срок за действия, не связанные с непосредственным личным насилием, шокирует именно элиту.
Я практически уверен, что Путин узнал об этом сроке только из новостей и был раздражен такой ретивостью бюрократии. Люди просто немного выслуживаются и так далее. При этом политическая логика там есть. Она состоит в следующем. Есть центры, которые сейчас пытаются организовать массовые беспорядки, в том числе кровавые, к выборам весной 2024 года, на которых, по всей видимости, будет переизбран Путин. И такой жесткий срок Навальному – это послание тем, кто может участвовать в организации этих беспорядков внутри страны.
«Вам пощады не будет! Если что, имейте в виду», – им говорит власть.
Ну а срок, как я сказал, я считаю сверхжестким. И не только сам срок, но и условия тоже: как я прочитал, там десять лет без права свидания с женой и родителями. Это чрезмерные, как мне показалось, строгости. Но это послание: «И не думайте делать, как Навальный».
А что делал Навальный? Он организовывал молодых радикальных людей, чтобы они нарушали закон, провоцировали полицию. И вел дело к тому, чтобы пролилась кровь этих подростков, молодых людей. Это чудовищная аморалка. И если кто-то не видит этого, то это в какой-то мере соучастие в организации этих кровавых провокаций.
Они хотели, чтобы пролилась кровь подростков, повесить ее на власти. И с помощью этой крови раскручивать насилие. На Майдане, чтобы свергнуть власти, убили сто человек. Сейчас они готовы убить десять тысяч человек, чтобы свергнуть Путина. Вот в этом и участвовал Алексей Навальный.
«ВН»: – Это всё понятно. Но почему провели этот суд именно сейчас, а не позже? Перед самыми выборами, например.
– Я думаю, что там есть какой-то элемент бюрократической логики. Там нет такой четкой организации – к конкретному сроку и так далее. Оно шло и шло. Это судебная бюрократическая логика.
«ВН»: – Прошел саммит «Россия – Африка». Какие ваши главные выводы?
– Саммит стал одним из главных событий в международной жизни. Он показал, что Африка хочет сотрудничать с Россией. Ведь было представлено, как я знаю, 49 стран из 54. И у Африки есть четкий запрос. Во-первых, это запрос на экспорт безопасности, так как Россия сегодня может обеспечить безопасность лучше, чем другие страны. И ЧВК «Вагнер» здесь хороший пример. И у Африки спрос на безопасность очень высок.
Второе – запрос на суверенитет. Россия является одним из главных экспортеров суверенитета. Она его экспортирует вместе с экспортом вооружений, безопасности, энергоносителей, технологий, независимых от Запада, который в свою очередь является источником угрозы суверенитету.
Третья вещь, которая нужна Африке от России, – это уважение и противостояние неоколониализму. Угрожают Африке классические империалистические державы – Франция, Британия, Евросоюз в целом, США. И в Китае они тоже видят некоторый элемент неоколониализма. Поэтому такая традиционная антиколониальная страна, как Россия, ими очень востребована.
Четвертое – им нужно участие России в конкуренции за африканские ресурсы. Чем выше конкуренция за ресурсы, тем выше цена этих ресурсов. Тем выше прибыль африканских государств. Они за этим приехали к Путину.
Конечно, у нас все были приятно поражены речами африканских лидеров, которые явно выражали недовольство неоколониальными проектами стран Запада. Я думаю, что Путин был просто восхищен этими встречами. А западники были просто шокированы. А одновременно была свергнута продажная марионетка Франции – президент Нигера.
«ВН»: – Все видели фото с саммита – Пригожин и посол ЦАР. Как вы к этому отнеслись?
– Очень хорошо отнесся. ЧВК «Вагнер» сегодня одна из самых влиятельных и эффективных армий в мире. И это российская армия. Она занимается экспортом безопасности, это очень востребовано. Там есть свои проблемы, но не надо преувеличивать эти проблемы, потому что всё в конечном итоге хорошо разрешилось. И нужно дать возможность ЧВК «Вагнер» максимально спокойно работать в Африке. Это компания должна быть самой главной ЧВК в мире, работающей с десятком правительств.
«ВН»: – Именно во главе с Пригожиным?
– Ну он же создал её, он лучше всех это делает, умеет это делать. Пригожин – читатель моего телеграм-канала. И поверьте мне, именно он является создателем. Другие ему, конечно, помогали. Но главную роль играл Пригожин.
«ВН»: – В числе последствий пригожинского мятежа называют арест Стрелкова (Гиркина). Якобы власть была напугана возможностью гражданской войны и теперь возьмётся за рассерженных патриотов.
– Никакой гражданской войны не было бы в случае, если бы была ликвидирована ЧВК «Вагнер». Его бы разгромили и всех поубивали бы. Там даже не надо было всех убивать. ЧВК «Вагнер» в целом не поддержала этот мятеж. Они высказались против таких действий. Они поддерживают критику Пригожина в адрес Минобороны, но его действия были готовы поддержать, я думаю, менее 10% людей. В столкновении с российскими войсками они бы просто отказались участвовать. Никакой гражданской войны не было бы. Путин гениально разрешил этот конфликт.
Характерно, что Стрелков был врагом Пригожина. Стрелков – герой того времени. И я писал Стрелкову публично несколько раз, призывал его: «Игорь Иваныч, прекратите грязные, издевательские, оскорбительные ремарки в адрес верховного главнокомандующего президента. Рано или поздно это плохо кончится». Ну… И это плохо кончилось.
«ВН»: – Борис Якеменко на «Соловьев.Лайф» наехал на волонтеров после ареста Стрелкова. Это как расценивать?
– Это всё нормально. Якеменко наехал на волонтеров, волонтеры наехали на Якеменко. Это называется демократия. Это нормальная дискуссия в патриотическом лагере по очень важной теме. А именно – какова должна быть допустимая степень критики в адрес руководства страны со стороны тех, кто поддерживает это руководство, но недоволен конкретными его действиями. Якеменко считает, что степень такой критики должна быть минимальной, а многие военкоры считают, что она должна быть большая. Стрелков считал, что она должна быть максимальная. И вот они дискутируют. Может быть, не будет найдено одного решения, у каждого своя позиция останется. Но это очень важная тема.
Я для себя принял решение: критиковать всех, но не критиковать лично президента за его ошибки сейчас. Можно критиковать президента за его ошибки в прошлом.
Какое-то самоограничение должно быть, но критиковать тоже надо за что-то. И эта дискуссия принимает острые формы, так как у нас еще недостаточно опыта в таких демократических практиках.
«ВН»: – В саудовской Джидде вчера кончились консультации по мирному урегулированию конфликта на Украине с участием дипломатов и советников по национальной безопасности более чем 40 стран, но без России. Что это за активность в обход РФ?
– Это попытка коллективного Запада подключить коллективный Юг к тому, чтобы остановить российское наступление. Они видят, что украинская армия провалилась в наступлении, они боятся сейчас российского наступления. И они хотят остановить его по схеме, которую они использовали множество раз: Минск-1, Минск-2, Хасавюрт в свое время. Они всегда пытаются остановить российское наступление с помощью такого рода переговоров. Они понимают, что у них не хватает сил принудить Россию к переговорам. И будут стараться подключить коллективный Юг в принуждении России к переговорам.
Потом по такой же схеме будут переговоры 9-10 сентября на «Большой двадцатке» и специальное мероприятие 18-19 сентября в Нью-Йорке на полях Генассамблеи ООН. Это дипломатические усилия США, чтобы остановить российское наступление.
*Включён минюстом РФ в реестр иностранных агентов.