Роскомнадзор идет за Fortnite. Рассказываем, зачем властям нужны видеоигры

Одно из подразделений Роскомнадзора – Главный радиочастотный центр (ГРЧЦ) предложил распространить требования «закона Яровой» по хранению пользовательских данных на видеоигры, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на исследование ГРЧЦ в сфере гейминга и киберспорта. Желание регулирования объясняется необходимостью предотвратить «негативное влияние» на пользователей.

Так, предлагается обязать игровые платформы хранить в России персональные данные пользователей, содержимое переписки, аудио- и видеоинформацию, которыми делятся игроки, а также сведения о донатах и внутриигровых покупках. Кроме того, предлагается ввести правовой статус для игровой валюты и покупок в игре.

Среди видеоигр, на которые потенциально могут быть распространены новые требования, называются Fortnite и Among Us.

Мы попросили руководителя группы компаний PE STUDIO Евгения Рыбалкина объяснить мотивы властей.

Закон Яровой регулирует мобильных операторов и социальные сети. Причем здесь компьютерные игры?

На самом деле популярные многопользовательские видеоигры дублируют функции социальных сетей. В них предусмотрена возможность общения пользователей в реальном времени, включая обмен видео- и аудиоинформацией, а также совершение денежных переводов.

– Для полной реализации так называемого закона Яровой это все равно приходится делать. Если мы решили его реализовывать, это нужно делать для всех, – отмечает Евгений Рыбалкин. – Не редки случаи, когда в играх на территории России проводятся противоправные действия – это, например, угон аккаунтов. Надо понимать, что аккаунты в компьютерных играх имеют финансовую ценность – они используются для покупки внутриигровых предметов, проведения транзакций и так далее.

А в чем маржа?

Российские власти уже давно присматриваются к рынку видеоигр. Пользователи тратят в виртуальном мире реальные деньги. Если говорить конкретно о Fortnite, то объем внутренних покупок в игре с 2017 по 2020 годы составил более $13 млрд. Об этом стало известно в ходе суда между разработчиками Epic Games и компанией Applе. Внутриигровые покупки в Fortnite – основной источник дохода Epic Games. Есть мнение, что власти хотели бы получить процент с покупок в видеоиграх.

– Конечно, наше государство хочет получить от внутриигровых транзакций какой-то процент, – подтверждает Евгений Рыбалкин. – В России уже действует так называемый налог на Google – НДС для всех зарубежных интернет-покупок. Однако государство лишено подробной статистики – где россияне оставляют деньги. Хранение персональных данных пользователей в том числе даст и такую информацию.

Нефритовый стержень

Опыт регулирования игровой индустрии есть только у Китая и Южной Кореи, говорят эксперты Роскомнадзора в своем докладе. Опыт Китая можно считать всеобъемлющим – разработчики вынуждены выпускать для Поднебесной специальные версии видеоигры, чтобы пройти цензуру.

– В Китае существуют отельные серверы и даже отдельные версии игр. Если говорить про самые популярные – это World of Warcraft и Lineage II, – рассказывает Евгений Рыбалкин. – В Китае существует отдельный мир в этих играх, поскольку там очень жесткие законы в плане контроля за информацией. Это связано не только с хранением данных пользователей, но и с внутриигровых контентом. В Китае запрещено показывать кости или куски мяса, что очень актуально для фэнтезийных игр – поэтому там и персонажи выглядят по-другому. Сервера и информация также размещаются на территории Китая.

Пакет не по карману

Пакет Яровой – очень дорогое удовольствие. Мобильные операторы оценивали затраты на исполнение требований в десятки миллиардов рублей. МТС говорил о 50 млрд рублей, «Мегафон» – о 40 млрд рублей. Неизвестно, захотят ли разработчики видеоигр обеспечивать соблюдение требований Роскомнадзора.

– Существуют игры Free to Play, в которые играть можно бесплатно, но есть внутриигровые покупки. Некоторым даже придется уйти с российского рынка, потому что им банально не хватит средств, чтобы хранить пользовательские данные в России, – считает Евгений Рыбалкин. – Закон Яровой до сих пор слабо проработан по методу хранения всей этой информации, поскольку он действительно предполагает колоссальный объем данных. Мы это чувствуем в том числе на своем собственном кошельке – через повышение тарифов на мобильную связь и интернет.

Роскомнадзор сможет заблокировать видеоигры

Роскомнадзор уже не такой жалкий, каким был во времена блокировки Telegram. Сейчас он вполне удачно замедляет сервис микроблогов Twitter, а еще успешно с ним судится, обкладывая материнскую компанию миллионными штрафами за неудаление нежелательного контента.

– Все часто вспоминаю неудачные попытки Роскомнадзора, но совсем забывают об удачных. Конечно, блокировку можно обойти через VPN, но в играх есть ключевые характеристики джиттер (jitter) или пинг – время отклика сервера. Любая прослойка между сервером и пользователем, в том числе VPN, критически снижает время отклика, если мы говорим о шутерах, RPG в реальном времени и других многопользовательских играх, – заключает Рыбалкин.

Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
3 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сашка Белый
Сашка Белый
3 месяцев назад

Заблокируйтесь сами, пущай дети живут спокойно

Елена неЛетучая
Елена неЛетучая
3 месяцев назад

Сейчас за видеоиграми нужно смотреть! И если надо — запрещать! Нынешнее поколение тупеет на глазах, рамки нужно вводить как родителям, так и государству

пермяк
пермяк
3 месяцев назад

ркн растет на глазах, надеюсь, когда-нибудь он достигнет таких высот в развитии, что заблокирует сам себя