Роскомнадзор идет за Fortnite. Рассказываем, зачем властям нужны видеоигры

Одно из подразделений Роскомнадзора – Главный радиочастотный центр (ГРЧЦ) предложил распространить требования «закона Яровой» по хранению пользовательских данных на видеоигры, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на исследование ГРЧЦ в сфере гейминга и киберспорта. Желание регулирования объясняется необходимостью предотвратить «негативное влияние» на пользователей.

Так, предлагается обязать игровые платформы хранить в России персональные данные пользователей, содержимое переписки, аудио- и видеоинформацию, которыми делятся игроки, а также сведения о донатах и внутриигровых покупках. Кроме того, предлагается ввести правовой статус для игровой валюты и покупок в игре.

Среди видеоигр, на которые потенциально могут быть распространены новые требования, называются Fortnite и Among Us.

Мы попросили руководителя группы компаний PE STUDIO Евгения Рыбалкина объяснить мотивы властей.

Закон Яровой регулирует мобильных операторов и социальные сети. Причем здесь компьютерные игры?

На самом деле популярные многопользовательские видеоигры дублируют функции социальных сетей. В них предусмотрена возможность общения пользователей в реальном времени, включая обмен видео- и аудиоинформацией, а также совершение денежных переводов.

– Для полной реализации так называемого закона Яровой это все равно приходится делать. Если мы решили его реализовывать, это нужно делать для всех, – отмечает Евгений Рыбалкин. – Не редки случаи, когда в играх на территории России проводятся противоправные действия – это, например, угон аккаунтов. Надо понимать, что аккаунты в компьютерных играх имеют финансовую ценность – они используются для покупки внутриигровых предметов, проведения транзакций и так далее.

А в чем маржа?

Российские власти уже давно присматриваются к рынку видеоигр. Пользователи тратят в виртуальном мире реальные деньги. Если говорить конкретно о Fortnite, то объем внутренних покупок в игре с 2017 по 2020 годы составил более $13 млрд. Об этом стало известно в ходе суда между разработчиками Epic Games и компанией Applе. Внутриигровые покупки в Fortnite – основной источник дохода Epic Games. Есть мнение, что власти хотели бы получить процент с покупок в видеоиграх.

– Конечно, наше государство хочет получить от внутриигровых транзакций какой-то процент, – подтверждает Евгений Рыбалкин. – В России уже действует так называемый налог на Google – НДС для всех зарубежных интернет-покупок. Однако государство лишено подробной статистики – где россияне оставляют деньги. Хранение персональных данных пользователей в том числе даст и такую информацию.

Нефритовый стержень

Опыт регулирования игровой индустрии есть только у Китая и Южной Кореи, говорят эксперты Роскомнадзора в своем докладе. Опыт Китая можно считать всеобъемлющим – разработчики вынуждены выпускать для Поднебесной специальные версии видеоигры, чтобы пройти цензуру.

– В Китае существуют отельные серверы и даже отдельные версии игр. Если говорить про самые популярные – это World of Warcraft и Lineage II, – рассказывает Евгений Рыбалкин. – В Китае существует отдельный мир в этих играх, поскольку там очень жесткие законы в плане контроля за информацией. Это связано не только с хранением данных пользователей, но и с внутриигровых контентом. В Китае запрещено показывать кости или куски мяса, что очень актуально для фэнтезийных игр – поэтому там и персонажи выглядят по-другому. Сервера и информация также размещаются на территории Китая.

Пакет не по карману

Пакет Яровой – очень дорогое удовольствие. Мобильные операторы оценивали затраты на исполнение требований в десятки миллиардов рублей. МТС говорил о 50 млрд рублей, «Мегафон» – о 40 млрд рублей. Неизвестно, захотят ли разработчики видеоигр обеспечивать соблюдение требований Роскомнадзора.

– Существуют игры Free to Play, в которые играть можно бесплатно, но есть внутриигровые покупки. Некоторым даже придется уйти с российского рынка, потому что им банально не хватит средств, чтобы хранить пользовательские данные в России, – считает Евгений Рыбалкин. – Закон Яровой до сих пор слабо проработан по методу хранения всей этой информации, поскольку он действительно предполагает колоссальный объем данных. Мы это чувствуем в том числе на своем собственном кошельке – через повышение тарифов на мобильную связь и интернет.

Роскомнадзор сможет заблокировать видеоигры

Роскомнадзор уже не такой жалкий, каким был во времена блокировки Telegram. Сейчас он вполне удачно замедляет сервис микроблогов Twitter, а еще успешно с ним судится, обкладывая материнскую компанию миллионными штрафами за неудаление нежелательного контента.

– Все часто вспоминаю неудачные попытки Роскомнадзора, но совсем забывают об удачных. Конечно, блокировку можно обойти через VPN, но в играх есть ключевые характеристики джиттер (jitter) или пинг – время отклика сервера. Любая прослойка между сервером и пользователем, в том числе VPN, критически снижает время отклика, если мы говорим о шутерах, RPG в реальном времени и других многопользовательских играх, – заключает Рыбалкин.

Рейтинг статьи
3 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
3 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сашка Белый
Сашка Белый
10 дней назад

Заблокируйтесь сами, пущай дети живут спокойно

Елена неЛетучая
Елена неЛетучая
10 дней назад

Сейчас за видеоиграми нужно смотреть! И если надо — запрещать! Нынешнее поколение тупеет на глазах, рамки нужно вводить как родителям, так и государству

пермяк
пермяк
10 дней назад

ркн растет на глазах, надеюсь, когда-нибудь он достигнет таких высот в развитии, что заблокирует сам себя