Почему «очередной триумф» «Единой России» на выборах в Госдуму может стать последним в их истории

3 года назад

После «пенсионной реформы», а говоря точнее, очередной операции по отъему средств у населения, начало казаться, что жизненный цикл «Единой России» подходит к своему закату, однако результаты выборов в Госдуму, по итогу которых партия власти вновь получила конституционное большинство (и отсутствие массовых протестов по этому поводу!), говорят о том, что позиции партии достаточно крепки, если не сказать непоколебимы. Но политика – не будем забывать – это искусство возможного, а запущенный (правда, аккуратненько и с перебоями) транзит власти, одним из этапов которого и стали думские выборы, «окон возможностей» создаст немало. И вот в этом контексте вопрос о будущем «Единой России» выглядит не таким уж однозначным – в смысле перспектив.

Но перед тем как перейти к рассмотрению «транзитных перипетий», задержимся ненадолго на тех сценариях (их, в принципе, можно назвать основными), которые не предусматривают высокой – на что очень надеется Кремль – политической турбулентности во время транзита. Их, этих сценариев, собственно, всего два. Как пишет политолог Татьяна Становая, «первый сводится к тому, что партия власти, несмотря на пенсионную реформу, усталость населения и токсичных лидеров, вроде Дмитрия Медведева, остается мощной политической силой со своим ядром поддержки и потенциалом роста рейтинга». Этого подхода/сценария придерживаются, как отмечает она, «не только сами руководители партии (Андрей Турчак, Дмитрий Медведев, Сергей Шойгу), но и в целом консервативные круги во власти, которые в любых переменах видят риск дестабилизации и снижения управляемости. Сюда же можно отнести и силовиков, для которых чем жестче режим, тем надежнее».

Согласно другой точке зрения, которую разделяют кураторы внутренней политики (и прежде всего первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко), как пишет Становая, «перспективы у “Единой России” туманные», поскольку «популярность партии падает со времен пенсионной реформы 2018 года, и вернуть ее к устойчивому росту не получается». Исходя из чего «идут разговоры о моральном износе партии, исчерпании ее потенциала, необходимости обновления».

Однако, судя по тому, что за единороссами осталось конституционное большинство, и по реакции Владимира Путина (по словам Дмитрия Пескова, президент «положительно» оценивает итоги выборов для единороссов: «У партии была задача подтвердить свое лидерство. Эта задача, безусловно, выполнена»), можно с уверенностью говорить о том, что официальный Кремль отдал предпочтение первому сценарию. Иначе – картинке. То есть «Единую Россию» что есть мочи будут позиционировать не только как партию президента, но и как «народную» (вспомним, как единороссы бились за «борщевой набор», не предусматривающий, впрочем, куска мяса или курицы!). При том, что партию даже по официальной социологии не поддерживает более 2/3 населения! А это, в свою очередь, означает, что власть будет и дальше проводить политику консервации с «закручиванием гаек» и все большим и большим ограничением прав граждан РФ (кто в этом сомневается, пусть попробует выйти хотя бы на одиночный пикет с критикой правительства или президента). Что, с одной стороны, гарантирует «Единой России» как государственной партии стабильно высокие позиции (и победу на всех последующих выборах), но с другой – сводит чуть ли не к нулю ее легитимность в глазах рядовых граждан РФ (что не так критично для власти до периода политической турбулентности). То есть можно сказать, что чем сильнее власть «надувает» свою партию, тем слабее она становится в плане народной поддержки. Но, поскольку мнение россиян в России власть учитывать не привыкла, этот фактор не рассматривается в качестве действительно серьезного. Из чего следует, что «Единой России» вроде бы бояться нечего.

Но это – лишь на первый взгляд: уже эти выборы показали, что в перспективе у «Единой России» может появиться серьезный конкурент, который может ощутимо потеснить партию власти на политической сцене. Ибо в России выигрывает выборы какая партия? Та, на чьей стороне административный ресурс (что нам отлично продемонстрировал Хабаровский край в период губернаторства Сергея Фургала, когда ЛДПР перехватила пальму лидерства у единороссов). Плюс за партию власти играет «президентский фактор». А если будет преемник? Будет ли поддержка нового президента таким уж высоким фактором? А если преемник отдаст предпочтение другой партии, что тогда будет с «Единой Россией»? Или начнется война преемников, когда один будет опираться (и, соответственно, сам подпирать) «Единую Россию», а другой – с той же опорой на административный ресурс – на другую? Да что тут говорить! «Единая Россия» – это некий вариант ЛДПР: есть Путин – есть «Единая Россия», нет Путина – нет «Единой России».

Однако, что здесь важно, кажется маловероятным, что преемник (или один из них – в результате войны за «путинское наследство») появится без опоры на какую-либо партийную структуру. И если это не «Единая Россия», то… конечно же, «Новые люди» – не зря же они появились в парламенте. И вот они-то и могут стать новой государственной партией, связав «ближний круг Путина» (прежде всего братьев Ковальчуков) и политических стратегов (внутриполитический блок АП) с новым главой государства. Тем самым и осуществив транзит власти, ибо он заключается не в самой фигуре преемника как такового, но в том, чтобы элиты сохранили свое положение – а еще лучше: усилили его – при смене первого лица. И списывать со счетов, что новый президент повернется к США и Западу лицом, ни в коем случае нельзя. На это – если он будет работать в связке с «Новыми людьми» – указывает уже само позиционирование «Новых людей» как лоялистов и правоцентристов с долей либеральной закваски, что, разумеется, не сможет не сказаться на росте доверия заокеанских партнеров к новой власти. Но, с другой стороны, это не отменяет того, что «Новые люди» могут легко переобуться и стать аналогом «Единой России»: не стоит забывать, что сам Алексей Нечаев является по своим политическим взглядам куда консервативнее той партии, которую он возглавляет (на что нам, собственно, указывает то, что изначально предприниматель вел переговоры с «Родиной», намереваясь выдвигаться на выборы-2021 от них).

В общем, «Новые люди» идеально подходят для того, чтобы стать новой государственной партией вместо отжившей свое «Единой России» с крайне токсичным лидером в лице Дмитрия Анатольевича, который сохраняет свои позиции только благодаря близости к президенту. Нельзя исключать даже того, что «Новых людей» и создали под нового президента и как альтернативу «Единой России». И это – первая угроза для партии власти во время транзита.

Но есть и еще одна, которая непременно появиться в турбулентный период передачи власти и которая будет исходить из самой «Единой России»: «Если начнется трансфер власти от Путина к кому-то другому, то как поведет себя партия власти?» – задается вопросом политолог Илья Гращенков, справедливо отмечая, что «многим непонятно, что за конгломерат политических сил собран в партии власти».

И действительно, в «Единой России» есть несколько центров силы, которые тут же начнут биться за власть в партии и симпатию преемника. И вот этот внутренний конфликт может серьезно ослабить позиции «Единой России», если не разорвать изнутри. А если это наложится на выход в серьезную политику «Новых людей» и передачу им – хотя бы частичную – административного ресурса, то у «Единой России», лишенной поддержки населения и полностью дискредитированной своими же собственными инициативами (повышение пенсионного возраста, увеличение НДС, целый пакет репрессивных законов, принятых в конце минувшего года, и так далее) практически не останется шансов, чтобы удержаться в большой политике.

Так что вполне можно допустить, что при вышеозвученных раскладах «очередной триумф» на думских выборах-2021 для единороссов может стать последним. И уже в следующем составе Госдумы от всего их конституционного большинства останется – в лучшем случае – лишь небольшая (а то и крохотная) фракция, которая будет неизменно голосовать так же, как новая партия власти.



Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Анатолий
Анатолий
2 лет назад

В ходе выборов в госдуму действующая власть, при соучастии находящихся у неё в экономической кабале работников бюджетных учреждений, совершила акт небывалого НАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗОРА нашей страны. В своё время мы, дети войны, стали живыми свидетелями марша пленных немцев по Москве 17 июля 1944 года («Парад побеждённых» или операция советского верховного главнокомандования «Большой вальс»). Конечно, в то победное для нас время никто и подумать не мог, что через 77 лет, 17 сентября 2021 года, мы увидим на улицах Москвы колонны пленных русских рабов, покорно стоящих в очереди за миской чечевичной похлёбки из рук новых завоевателей России (ремейк «Парада побеждённых» или спецоперация колониальной путинской администрации «Последние псевдовыборы»)! Вот с этой позорной отметиной и войдёт в историю России «эпоха путинщины»!

АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ