Пандемия как новый Раскол

Правило, гласящее, что «история учит только тому, что ничему не учит», в разных вариантах приводимое и Гегелем, и Ключевским, характеризует не всех государственных мужей, а только тех, кто не желает учиться, а может, и не способен к этому. В какое-то тихое мирное время, каковым были в нашей стране и на планете, к примеру, 70-е годы (между Вьетнамом и Афганистаном), да, можно и полениться. Но сейчас, в ситуации нарастающей хаотизации всего и вся, желательно сосредоточиться и попробовать поискать ответы на самые жёсткие вызовы современности в нашем богатом на события прошлом.

Фото: EPA

В этом могут помочь работы таких замечательных отечественных историков, как Александр Владимирович Пыжиков. Хотя учёный скоропостижно скончался в сентябре 2019 года, его книги, статьи и видеозаписи доступны для всех желающих. Александр Владимирович не пытался затушевать те сложные проблемы, которые вставали перед народом нашей страны в течение многих сотен лет её сложной истории, а описывал и анализировал всё происходящее максимально полно и объективно.

Безусловно, если бы он дожил до сегодняшних дней, то не побоялся бы выработать, высказать и обосновать свою позицию и по тем проблемам, которые жизнь ставит перед нами сейчас. Тема, которой историк посвятил две книги и множество статей – церковный раскол 17 века и его последствия, в наши дни стала невероятно актуальной. Ибо как «пандемия», так и борьба с ней привели к такому расколу в российском обществе, которого не было уже очень давно.

Как и триста с лишним лет назад, повод для «раскола» выглядит куда серьёзнее причины, которая вообще не видна. Тогда недостаточно обоснованные в глазах миллионов верующих реформы патриарха Никона, призванные переделать канонические «московские» обряды на греческие, причём полученные не от уже к тому времени 200 лет как не существующей Византийской империи, а от недавно присоединённой Левобережной Украины, вызвали мощное противодействие. Но царь Алексей Михайлович и его преемник Пётр I не слишком интересовались мнением своих подданных, а смотрели в сторону заграницы. Алексей Михайлович видел себя на константинопольском троне, а прямое западничество Петра никогда и ни для кого секретом не было.

Сегодня очень похожая ситуация: именно абсолютные «западники» и беспощадные «критики режима» занимают самую крайнюю позицию в вопросах принуждения граждан России к всевозможным «антиковидным мероприятиям», совершенно забыв, что ещё пять минут назад они с пеной у рта отстаивали права и свободы этих же самых россиян. Если же кто-то из либеральной тусовки пытается как-то смазать эту предельно жёсткую позицию – например, Виктор Шендерович в эфире «Эха Москвы» – ведущие делают ему делают строгое замечание.

То, что геополитическим противникам России любой раскол её граждан на руку – это понятно. Но удивляет позиция российской власти. Не скажу, что она какая-то особо искренняя, но в попытках достичь единства и консенсуса её усилия были безусловны и иногда весьма успешны – можно вспомнить 2014 год и Крым. Ради чего она готова всем этим пожертвовать – не сильно понятно, особенно с учётом того факта, что «в раскол» сейчас уходят именно те, кто много лет эту самую власть активно поддерживал. В ситуации нарастающих внешних угроз «раскачивать лодку» глупо – это Романовым повезло, что до Наполеона их империи никто всерьёз не угрожал, а перед 1812 годом Екатерина успела в значительной степени смягчить гонения на старообрядцев. И по сравнению с теми же пугачёвскими временами Россия встретила врага уже единой и сплочённой.

Ну а в целом атмосфера ненависти и злобы, активно раздуваемая соответствующими уполномоченными агентствами, разрушает российское общество. Тогдашний раскол сопровождался эпидемией массовых психозов. Иначе никак не объяснить ни самосожжения искренне верующих христиан-староверов (ибо для христианина самоубийство в любом виде – смертный грех), ни сожжения властью противников реформ Никона, включая протопопа Аввакума (этот вид казни никогда не был на Руси популярен). Какие именно психозы могут наступить сейчас, доподлинно неизвестно, но атмосфера весьма накалённая.

Самый последний подобный психоз имел место не так уж и давно – в 1953 году. Пресловутое «дело врачей» обычно рассматривается как чисто антисемитское, но на самом деле оно привело в первую очередь к патологическому недоверию советских граждан к медикам любой национальности. Люди боялись обращаться к докторам, пытались их поймать за руку на каких-то вражеских манипуляциях – в общем, потихоньку сходили с ума. Это в отсутствие интернета, телевидения и вышек 5G. Причём та кампания длилась от силы три месяца, а нынешняя уже идёт минимум год, и конца-края ей не видно. Масла в огонь подливают со всех сторон: чего стоит, например, предложение Росздравнадзора доносить в соответствующие органы на тех своих коллег, которые занимают некую неверную позицию в вопросе добровольной на данный момент «вакцинации».

История может очень много чему научить – как и наказать тех, кто не хочет «научаться». И именно такие качественные исторические работы, как книги и статьи Александра Владимировича Пыжикова, могут дать верные примеры, следование которым приведёт к поиску и нахождению оптимальных решений. Расколы необходимо преодолевать, а ещё лучше их не допускать. В этом и заключается важная часть искусства управления, ибо в России стратегия древних римлян «разделяй и властвуй» всегда только разрушала, а не укрепляла государство.

Автор Марат Бисенгалиев

Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии