ОИ-2022: фигуристку Камилу Валиеву почти лишили золотой медали в 15 лет. Виновата и построенная на фармакологии спортиндустрия, и чиновники

2 года назад

Как бы вы не ненавидели спорт, сложно спорить: олимпийские рекорды – явление сродни полету в космос. Человек ломает представления об обыденном, преодолевает законы пространства, физики и времени, перерождается в образе непобедимого титана. Кует тело, игнорируя заложенную природой программу. Прорывается наружу из скорлупы повседневности и карабкается на новую высоту.

Неслучайно знавшие толк в красоте и эстетике древние греки развлекали себя античными Олимпийскими играми.

Только вот чем дальше, тем яснее становилось: Олимпиада – не всегда и не совсем спорт. Игра пошла на большие деньги, влияние и даже геополитические фишки. А это значит, что спортивную составляющую начала вытеснять технология. Ведь для победы все средства хороши.

Время идет вперед, поэтому чем дальше, тем больше Олимпийские игры стали напоминать соревнования стероидных биороботов. Бугрящиеся валунами мышц американские атлеты, мужеподобные гимнастки, не устающие «астматики» от биатлона на легальных препаратах – все это уже не быстрее, выше, сильнее. Все это попросту узаконенная битва фармакологических компаний и методов выведения запрещенных средств из организма (а почему еще диуретики запрещены, как вы думали?).

Началась катавасия довольно давно.

Первый зафиксированный случай применения тестостерона в спорте – 12 августа 1889 года, первопроходцем стал американский бейсболист Джеймс Галвин. Игрок по прозвищу «Лапа» (он был питчером, подающим) стал первым в MLB, кто одержал победы в 300 матчах. Он принимал эликсир Брауна-Секуарда, который содержал тестостерон обезьяны.

Кто у нас лидирует в общем зачете золотых медалей на Олимпиадах? США. Рядом Китай. Кто не в курсе – лучшая фармакология именно в этих странах. Китайские гормоны роста – ансомон, джинтропин, хайгетропин помогают атлетам из коммунистического рая покорять все новые и новые вершины. И не только им: известная история с футболистом Лионелем Месси, который благодаря регулярным инъекциям соматотропина вырос со 140 сантиметров до 170. Американские стероиды-невидимки – притча во языцех, антидопинговое агентство долго искало возможность выявить скрытый от всех маркеров тетрадрогестринон.

Спортивные прорывы СССР – в прошлом, но тогда у нас тоже все в порядке было и с медалями, и с «витаминками». Как известно, советские тяжелоатлеты готовились к Олимпиадам на базе в Дубне. Там они под присмотром докторов и знакомились с венгерским нероболом от Гедеона Рихтера (действующее вещество – метандиенон) и ретаболилом. Тестировались препараты в институте эндокринологии, курировал проект замминистра здравоохранения Аветик Бурназян. Это был 1968 год. Кто не верит, почитайте книгу великого Юрия Власова «Справедливость силы» – тяжелоатлет не скрывает того, что в то время советская фармакология была опорой наших побед. Тогда главным конкурентом Советского Союза была сборная ГДР. Немцы готовились с помощью оралтуринабола – стероида, разработанного в начале 60-х годов компанией «Йенафарм».

Кстати, тренер сборной СССР по велосипедному спорту Павел Ростиславович Варгашкин в 1988 году тестировал пресловутый милдронат на сборах. Оказалось, что после милдроната у профессиональных велосипедистов увеличиваются показатели аэробной мощности и скоростной выносливости (препарат вводился перорально в форме желатиновых капсул по 0,25 г). Советским шоссейникам после этого было рекомендовано принимать милдронат в течение двух-трех микроциклов перед соревнованиями ежедневно два раза в день до тренировки. Выходит, у препарата есть приятное «бонусное» действие. Потому и внесли в «черный список». Как и безобидные диуретики – мочегонные средства – запрещены WADA. За что их-то? Да потому что помогают выводить «химию». Простите, но это факты.

А как вы хотели? Нарушение законов аэродинамики, силовой выносливости, физики сопряжено с нарушением антидопингового кодекса. Если вы занимались спортом профессионально – на уровне сборной или топ-клуба – то понимаете, о чем речь. Ни для кого из мастеров это не секрет. Говорить об этом вслух никто не станет, зачем подводить себя под статью? Все это старинная игра в имитацию. Одни делают вид, что ловят. Другие – что убегают. Так живет спорт сегодня.

Все на поверхности. Грудь нулевого размера в 30 лет не вырастет до пятого. Кошки не умеют летать. Так и с рекордами. Можно сколько угодно изучать статьи про метаболизм и разгонять его шестиразовым питанием, спортивными добавками, листьями мяты – чем угодно. Но рано или поздно организм достигает пика возможностей. И тогда приходится делать выбор. Добровольный. Свалить на врача потом не получится. Или ты идешь дальше, или остаешься в законе. Смешно смотреть на 120-килограммовую гору мускулов, которая в рекламе протеина уверяет, что достиг такой формы за счет волшебного порошочка и усердных тренировок.

Одаренность, генетика, талант, упорство, диета, правильная техника и хороший тренер – да, само собой! Но без главного секретного ингредиента не достичь рекорда, не раздвинуть рамок. Увы.

Профессиональный спорт (мы сейчас не про физкультуру) и здоровье – понятия взаимоисключающие. Это соревнование киборгов. И чтобы конкурировать с киборгом, надо стать таким же.

Это мировая индустрия, бизнес, если хотите. Будничная работа спортсмена с риском для здоровья – как и тренировки, сборы, соревнования. Дозировку, препараты и курсы применения тщательно выверяют специалисты. Это не секрет, если вы знакомы со спортом не только по трансляциям «Матч ТВ» и телеканала «Боец». Ведь ставки – мировая слава и многомиллионные контракты – слишком высокие, чтобы надеяться на возможности измотанного организма. Травмы, усталость, износ связок – все это нужно преодолевать. Быстро и качественно. А как? Есть только один способ.

И он всем известен. Почитайте автобиографию Майка Тайсона «Беспощадная истина», книгу Виталия Кличко «Между братьями», легенду тяжелой атлетики (и кумира Арнольда Шварценеггера) Юрия Власова, посмотрите признание велосипедного идола Лэнса Армстронга в эфире Опре Уинфри. Можно перечислять долго: легендарные теннисист Андре Агасси и легкоатлет Хавьер Сотомайор, боец Тиаго Силва (он как раз закачивал себе чужую мочу) и биатлонист Дмитрий Ярошенко и так далее. Это не исключения – это система.

И именно эта система убивает ростки всего живого.

К примеру, как четыре рекорда Камилы Валиевой, идеально откатавшей произвольную программу в Пекине, где сейчас проходят Зимние Олимпийские игры. Девочке – 15. Но в ее крови уже нашли запрещенный препарат триметазидин, после чего практически дисквалифицировали и лишили золотой медали. Началось долгое и нудное перетягивание каната и борьба за чистоту спортсменки.

14 февраля 2022 года специальный спортивный суд огласил решение: отклонить апелляции МОК по делу о положительной допинг-пробе, разрешить русской фигуристке выступать. Про медали говорить рано – расследование продолжится после ОИ, «золото» могут отобрать задним числом.

Казалось бы, пронесло, но нет.
Во-первых, как запрещенный препарат оказался в крови у ребенка? Он же никак не поможет Валиевой прыгнуть четверной прыжок (впервые на Олимпиадах!) и удачно приземлиться. «Кто напичкал ее этим дерьмом?!» – справедливо возмущался комментатор Дмитрий Губерниев. Вообще-то, этот самый триметазидин – для стенокардийных больных – уже находили в пробе бобслеистки Надежды Сергеевой в 2018 году и тогда ее дисквалифицировали. Неужели этого было мало? И что это за «сердечный» препарат такой, что у спортсменов его регулярно находят. Что если он идет в комплексе с другими?

Во-вторых, всем очевидно, что на судьбе Камилы решили обкатать схему давления. Да, обоснованную. Да, подкрепленную медицинскими анализами. Но все же СХЕМУ, то есть внеспортивный механизм влияния.

В-третьих, можете ли вы представить, каково ей сейчас? Нет, не можете. Постараюсь объяснить. Профессионально фигурным катанием начинают заниматься в три года. Камила пришла поздно – в три с половиной. Каждый день, повторюсь, КАЖДЫЙ начинается с тренировки. Лед, хореография, лед. И так 12 лет без остановки.

Никакой учебы.
Никакой личной жизни.
Никаких друзей.
Никакого сладкого.
Никакого нарушения режима.
Никакого (практически) свободного времени.

Только армейская дисциплина. Полное самоотрешение. Отказ себе во всем – от тортика до поспать хотя бы до 8 часов утра.
Жизнь робота, подчиненная только одному, – результату. Чемпионаты, Гран-при, первенства, бесконечные прокаты, сборы, тренировки и сотни, сотни, сотни прыжков на льду каждый божий день.
И все это – без ЕДИНОЙ гарантии, что получится.
Потому что таких же маленьких роботов по всей планете в этот самый момент тренируются миллионы. Все они хотят олимпийское золото. Все они хотят в историю.

И что в итоге?
Всемирное антидопинговое агентство ставит девочке шлагбаум. Ее начинают травить чужие и свои тоже. Депутат ГД РФ Ирина Роднина, прославленная фигуристка, тоже немного оттопталась на девочке. Разумеется, тренеры и родители не могут оградить ребенка от давления СМИ и потока противоречивой информации. Все это оседает в голове. Все это влияет на результат. Все это может пустить насмарку 12 лет самурайского существования.

Никто не думает, что будет дальше с головой спортсмена. Если он не дает результат – его выбрасывает на сушу никому не нужной тушкой. И все эти десятки лет тренировок идут псу под хвост. На смену приходят новые. В фигурном катании так вообще 15-16 лет уже считается чуть ли не закатом. Вспомните, что сделали с Юлией Липницкой после успешного проката в Сочи в 2014 году? Где она сейчас? Чем занимается?

В-четвертых, не совсем понятно, чем занимаются российские спортивные чиновники. Если все знают, что за кулисами Олимпиады идет большая игра, то почему наши в ней не участвуют? Зачем опять прячутся? Отчего ждут, пока все само рассосется? Ну если США – или кто там, англосаксы? – активно работают в этом направлении, почему мы в сторонке? Вряд ли потому что самые честные. Скорее всего, просто не хотим влезать в драку, не имея в запасе ни одного приема и козыря. Так почему их нет у нас, а есть у всех?

Не стыдно подставлять ребенка под эту мясорубку, портя ему и психику, и судьбу, и будущее?
Как потом спать-то…



Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Дмитрий Карпов
Дмитрий Карпов
2 лет назад

Вы кому, СМИ, хотите приписать открытие, потому что в Бэйане проходит всё спокойненько? Путину? Поблагодарите Александра Третьего! Там стратегические интересы России со времени Александра Третьего, и никаких провокаций по сути быть не может, Россия в своей зоне! Всё советское время там было спокойно, а Европа социалистическая просто к этому пристраивалась… Попробовали б на Шаодуне провести или Хэнани, я бы посмотрел как бы Камиле удалось отстоять допинг-пробы!

Игорь
Игорь
2 лет назад

С веками человеческая популяция добивалась более легкой и комфортабельной жизни и вполне успешно. Стало лучше питание, исчезли нагрузки связанные с выживанием в дикой природе. Соответственно мы нынешние становимся физически слабее своих предшественников. Но вот современный спорт требует все больших достижений, как этого добиться если популяция слабеет. Еды стало вдосталь, но консерванты, стабилизаторы, красители и прочая химия не улучшают последствия потребления еды. Что бы компенсировать это в спорте ине только применяют допинг. По итогу борьба с ним это благородная но бесполезная борьба с ветряными мельницами. В конце концов все понимают что для современного спорта просто невозможно иметь непобитый рекорд столетней давности, от этого зрелище утратит свою привлекательность. Пусть тогда спортсмены катаются на деревянных лыжах и санках 19 века, бегают в обуви из 19 века, коньки из 19 в. Если запрещать то запрещать все изменения, конечно если такая честность будет разумной.

АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ