Неполный, нелепый и сумбурный справочник русского туриста по Узбекистану

8 месяцев назад

Путевые и не вошедшие ранее в репортажи заметки нашего корреспондента об Узбекистане.

ПОПСА

Характерной особенностью узбекской попсы является то обстоятельство, что в основном мужскими представителями музыкальной узбекской поп-культуры выступают не смазливые худощавые мальчики, а уже состоявшиеся мужчины бальзаковского возраста. Видимо, звание поп-идола в Узбекистане надо еще заслужить, юнцам здесь не место. Здесь диктует свои законы олдскул.

Может быть, эта особенность свойственна и для всех стран Средней Азии. Вот, в соседнем Туркменистане зубной врач, став туркмен-баши, запел. Впрочем, став президентом, он открыл в себе и другие разнообразные таланты и уникальные способности, такие как, например, поднятие золотой штанги на заседании туркменского правительства.

Щекастые, черноволосые, пухлые, животастые, в приталенных, обтягивающих живот костюмах папики молодятся на экране. Они неспешно вертятся в кадре, ласково улыбаются и блеют в микрофоны. Появление дорогих иномарок приветствуется. Интерьерами клипов часто служат помещения с роскошным убранством. Вышитые золотом диваны, подвесные люстры-дворцы, бархатные шторы. Все обязательно дорого-богато. Исключения – свадьба в кишлаке – подтверждают правило. Для пущей солидности иногда папики поют, восседая на стуле – такого в российской попсе вообще не встретишь.

Мелодии все восточные, но тематика песен знакомая – это ты, ты, моя любимая, моя ты долгожданная, моя красавица, я принес тебе все свои богатства, вот тебе мое сердце, посмотри на мои золотые часы.

Но есть и грустные песни. Они в основном о маме. Российские же поп-исполнители – псы безродные, без роду и племени, родителей своих забыли, о них не поют.

Как и в любой попсе, пышными красками здесь процветает кибелистический культ воспевания женщины. Воспевается стандарт узбекской Прекрасной поп-Дамы – широкие мазки густых бровей, алые размазанные на лице пухлые губы, томная и призывная бездна черных глаз. Одеты объекты вожделения либо в национальные костюмы, либо в яркую одежду. Только здесь не принято оголять те части женского тела, которые могли бы вызвать мгновенное сексуальное возбуждение.

Женщины тоже поют (скорее всего, большинство из них – это байские дочки или девушки папиков – такая преемственность есть и в российской попсе). На лице у райских гурий несколько слоев грима, одежда яркостью и блеском ослепляет самца, чтоб тот не очухался до свадьбы. После свадьбы мужчина прозревает – о гендерных отношениях смотри пункт «СЕРИАЛЫ».

В пестроте и разнообразности костюмов женщины соревнуются с мужчинами. Пиджаки самых разнообразных и невозможных для европейца расцветок меняются артистами из сцены в сцену.

ФОЛК

Местный музыкальный канал разбавлен и блоками народных исполнителей. Попсу я не люблю, народные узбекские песни, к сожалению, не различаю, но меня в фолк-блоке привлек один суровый старик в тюбетейке и халате. Он что-то хрипло выкрикивал по-узбекски, сопровождая потом свои выкрики яростными трелями на рубобе (узбекской балалайке – не путать с русским РУБОПом).

Узбекского не знаю, поэтому, воспользовавшись законами постмодерна, на его выступление я адаптировал тест из песни Джонни Кэша – другого фолк-исполнителя, только американского:

Когда я был ребенком,

(тын-дырын-дырын)

«Сынок», – сказала мать, –

(дырын)

Хорошим будь мальчишкой,

(дырын-дырын)

не смей в людей стрелять».

(дырын)

Но убил я парня в Андижане,

(тын-дырын-дырын-дырын)

хотел его смерть я повидать.

(дырын)

Теперь меня увозит поезд,

(дырын-дырын)

и слез мне не сдержать.

(заключительный яростный проигрыш)

СЕРИАЛЫ

Зачастую действие узбекских сериалов происходит в ташкентских парках – мы как-то проезжали мимо и узнали разноцветные круги со скамейками. Там, сидя в круге, размышляла героиня одного узбекского «мыла». Драматургия своеобразная – героиня за всю сцену не произнесла ни слова. За нее все говорил женский голос за кадром, ее внутренний голос. Судя по интонации голоса и выражению лица, женщина сильно печалилась.

Еще съемки происходят на квартире. Эта же женщина появилась и в другой сцене. Она опять молча плакала перед зеркалом, только уже ее внутренний голос молчал. Камера минут пять чередовала два ракурса. Сцены в узбекских сериалах очень статичны.

А из-за чего может грустить узбекская женщина? Из-за измен узбекского мужчины. Прелюбодей появился в тот момент, когда она жаловалась на него свекрови и свекру. Без лишних базаров он залепил своей суженной леща, и та немного успокоилась.

Став свидетелями сцены домашнего насилия, родители распоясавшегося сыночка укоризненно на него посмотрели. Но возражать не стали. Видимо, рукоприкладство – одна из пусть и неприятных, но древних узбекских традиций.

И в другом сериале изменник залепил пощечину своей жене, когда та высказала ему претензию. Греховодник устроился на завод «Шевроле» (см. ШЕВРОЛЕ) и стал ухаживать за дочкой хозяина. Блудница своим кокетством и вызывающим видом сама провоцировала его на адюльтер. (Про «Шевроле» я выдумал, так как узбекского не знаю.)

В узбекских сериалах герои любят переодеваться, переходя из кадра в кадр. В одежде и в предметах обихода доминируют, как и в клипах (см. ПОПСА), яркие попугайные расцветки. В одной сцене больного (ковидом?) персонажа укутали, как хомяка, оранжевым в белый горошек одеялом, подложив под голову яркую фиолетовую подушку. (Причем больного положили почему-то на пол, несмотря на то, что рядом находился диван.)

Узбеки склонны к ярким краскам – в отличие от русских, преисполненных серой неизбывностью. Возможно, у узбеков едет крыша, когда они приезжают на заработки в снежную и неуютную Россию. Может быть, в том числе и с этим связана статистика преступлений, которые совершают мигранты (см. МИГРАНТЫ).

ИСТОРИЯ

Узбекистан – молодое государство, заботливо выращенное в теплице Советского Союза. Когда Союз распался – кстати, совершенно внезапно для Средней Азии, ее никто не спрашивал, – Узбекистан вдруг стал независимой страной. А для независимого государства необходима своя национальная история, для национальной идентификации нужен свой национальный герой. Узбеки нашли для себя ни много ни мало великого Тамерлана (см. ТАМЕРЛАН).

Как и в любом национальном государстве, история переписывается и трактуется под себя. Исключением Узбекистан не стал. От экскурсовода в Самарканде я узнал, что Тохтамыш был подданным Тамерлана, и по его указанию он помог Дмитрию Донскому разбить Золотую Орду Мамая. А на Москву Тохтамыш пошел, когда уже Тамерлана предал. Сам же Тамерлан всегда с русскими дружил и хотел с ними торговать.

ТАМЕРЛАН

Культ Тамерлана, а точнее Амира-Темура, насаждается по всему Узбекистану (см. ИСТОРИЯ). После распада СССР узбекский Тамерлан заменил советского Ленина как в символическом, так и в фигуральном плане. Тамерлану поставили памятники, его именем переименовали площади, улицы, проспекты.

В свое время советским ученым удалось создать антропологическую реконструкцию этого великого полководца. На эту операцию дал добро сам Сталин, наш советский Тамерлан. Он сначала смеялся и не верил в возможности ученых. Но когда те по имеющемуся черепу восстановили лицо его надзирателя в тюрьме, то признал их методы убедительными.

Тамерлан оказался рыжим и хромым. У него отсутствовало 2 фаланги пальцев правой руки. Рост 172 см – небольшой для нас рост, но выше среднего для тех времен. Лицо монголоидного типа.

– Все-таки Тамерлан был монголом, а не узбеком, – по секрету, снизив свой голос чуть ли не до шепота, нам сообщил экскурсовод в Самарканде.

ЛАТИНИЦА

Не скажу, что пока сильно приживается в Узбекистане. Кириллица вместе с русским языком пока держит удар (см. НАДПИСИ). Решение о переходе на латиницу было принято аж в 1993 году на волне романтичного и кровавого национализма, которая накрыла после распада СССР в том числе и Среднюю Азию (см. ГОРБАЧЁВ).

На первый, поверхностный взгляд кажется, что переход на латиницу связан с усилением англосаксонского и европейского влияния в этом регионе. Но это не совсем так. Не только США с Европой стремятся вовлечь Узбекистан в свою орбиту. На самом деле переход на латинский алфавит прежде всего связан с влиянием Турции. По сути, среднеазиатская латиница – это турецкий алфавит, и переход на него активно обсуждается на конференциях тюркских народов, организованных под патронажем Анкары. «Великий Туран» вырастает под боком у России. И все это не может не вызывать серьезные опасения.

Латиница сильно запутала узбеков. Те, кто постарше, путаются и до сих пор. Первоначально переход на латинский шрифт планировали уже в далеком 2000 году. Но сроки постоянно переносились. В этом году снова они были отодвинуты уже на 2023 год. И это тоже, подозреваю, не предел.

Но все это, конечно, вопрос времени и политической воли. Вырастет еще поколение, а если нужно, и еще. И рано или поздно латиница уверенно займет позиции и вытеснит кириллицу (см. БРЭДБЕРИ).

КОВИД

Никаких проблем как и с русским языком, так и с антиковидными ограничениями мы в Узбекистане не испытывали. Справку ПЦР требовали только перед посадкой в самолет. В Узбекистане людей в масках я видел единицы, да и то, как я подозреваю, они их одевали из-за пыли (см. ПЫЛЬ).

Ковид, конечно, тоже проник и распространился в Узбекистане. И тут тоже, как и во всем мире, с ним борются.

– От ковида помогает собака (см. СОБАКА), – исходя из собственного опыта, предложил свой метод лечения Женя, наш друг и сопровождающий в Ташкенте.

Женя – русский, ветеран боевых действий в Узбекистане и Таджикистане. Женя побывал в таких передрягах, что ему любой вирус нипочем. Когда он заболел «короной», он поел собачьего мяса, выпил водки и отлежался.

СОБАКА

Защитникам животных стоило бы обеспокоиться положением собак в данном регионе. Дело в том, что в Узбекистане большой общиной обосновались враги и поедатели собачьего мяса корейцы.

Ради интереса и мы его попробовали. В корейском кафе (очень дешевом, кстати) нам приготовили из собаки и первое, и жаркое. И все было очень вкусным. И сытным – второе мы не доели, доедали уже на следующий день.

Так я съел собаку.

«ШЕВРОЛЕ»

Город белых «Шевроле» – так можно окрестить Ташкент. Как, впрочем, и, наверное, любой узбекский город. Наличие белых «Шевроле» с серебряными крестами сразу бросилось в глаза. Все объяснилось просто: в Узбекистане несколько заводов по производству этих автомобилей. А белый цвет оберегает от жары, которая летом тут стоит неимоверная.

ПЫЛЬ

Когда мы возвращались из Ферганы в Ташкент, столицу Узбекистана накрыла песчаная буря. Может показаться странным, но оказалось, что это неординарное явление для этих мест – старожилы такого не помнят.

Ощутимо похолодало, солнце с трудом пробивалось сквозь песчаную муть. Все было в пыли: небо, дороги, деревья, памятники, опавшие листья в парках. Стоявшие во дворах и на улицах машины покрылись слоем песка.

В первый же день песчаной бури из-за проблем с дыханием около 700 человек обратились за медицинской помощью.

Мне же, старому шахтеру (ранее я четыре года проработал в шахте), дышать пылью было не впервой. Да и сама песчаная буря не была для меня в диковинку. С подобным капризом погоды я сталкивался ранее на отдыхе в Израиле.

Тайный Узбек, еще один наш узбекский друг-проводник, поправляет меня, что данное явление раньше было не редкостью. Это возвращается погода, которая стояла здесь 50 лет назад. Все возвращается на круги своя.

БЛОКБАСТЕРЫ

Из зарубежных фильмов в Узбекистане вырезаются сцены секса и обнажения пикантных частей женского тела. Осуществляя перевод, узбеки не останавливаются на переозвучке диалогов. Фоном в фильме звучат восточные мелодии. Смотря «Механик-2» по местному каналу, я уже было предположил, что для адаптации узбекскому Стэйтему и бороду в черный покрасили, и ринулся сличать с кадрами в интернете. Гипотеза оказалась ложной, борода актера действительно натурально черная. Уф, отлегло.

КУХНЯ

Узбекская кухня очень жирная. Наши друзья закормили нас шурпой, пловом, шашлыками. На третий день пребывания в Узбекистане у меня отказала селезенка. И я провалялся сутки в Фергане, так толком и не познакомившись с этим городом.

От жирной пищи помогает:

COCA-COLA

Она почти всегда присутствует вместе с шашлыками на узбекском столе. Сначала мы не придали этому значения. Но потом догадались, вспомнив, какими разъедающими химическими свойствами обладает этот заморский напиток. Точнее, не совсем заморский – в Ташкенте функционирует завод по производству соca-соla.

Помимо соca-соla, нам также посоветовали: прежде чем приступать к местной жирной пище, первые дни всегда пить местный кефир.

МИГРАНТЫ

Всех в последнее время волнует тема мигрантов. Мигранты забирают у нас рабочие места, они совершают преступления! – недовольствует русский народ. Возмущение своего народа понимаю и разделаю, но решение выслать всех мигрантов считаю недальновидным.

В мировой истории во всех империях (а Россия может существовать только как империя) всегда в том или ином виде мигранты присутствовали. Вспомним Древний Рим, СССР и, наконец, Америку, нашего главного геополитического врага.

Мигранты сейчас – нить, связывающая нас с бывшими среднеазиатскими республиками Советского Союза. Эта нить одна из немногих, чтобы ее обрывать. И выслав всех мигрантов, мы можем просто потерять всю Среднюю Азию. Со всеми вытекающими из этого последствиями.

Да, безусловно, национальная преступность в России имеет место. И говорить об этом надо. Но тогда что, может, Кавказ отделим? (Вот кинорежиссер Сокуров порадуется!) У нас же и с «лицами кавказской национальности» аналогичные проблемы? А дальше с кем распрощаемся? С татарами и башкирами? Нет, этот вопрос надо решать по-другому.

Мы спросили нашего Тайного Узбека, почему же некоторые узбеки так у нас себя ведут. Ведь большинство из них у себя на родине не склонно к криминалу. Тайный Узбек ответил, что его многие необразованные соотечественники, столкнувшись с большим городом, другим образом жизни, другим менталитетом, сильными соблазнами, «теряют рамки» и попадают в негативную среду.

У себя на родине в этих рамках их держит клановая система. За дурного узбека могут пострадать его родственники, его клан. Старейшины в махалле (это типа смотрящих на районе) могут «поставить семье на вид», а хокимият (муниципалитет), оказав давление на милицию, прокуратуру и суд, может сурово наказать.

Подобными методами действовал и Тайный Узбек, решая межнациональные конфликты среди срочников во вверенном ему подразделении. Он официально вызывал родителей солдат, затеявших межнациональную рознь, и те ехали через всю страну, тратя свое время и деньги, чтобы вразумить своих чад.

ПОСЛЕДНИЕ ИЗ МОГИКАН

– так можно назвать в Узбекистане учителей русского языка. В Ташкенте мы взяли интервью у одного русского преподавателя, пожелавшего остаться анонимным. От него мы узнали, что учителей русского в Узбекистане не хватает. Кто уходит на пенсию, кто уезжает, а специализация молодых узбекских преподавателей на русском языке оставляет желать лучшего.

Несмотря на то что в Ташкенте осталось 375 русских школ и многие разговаривают на русском, картина с русским образованием нерадостная. Качество образования падает, количество часов русского языка и литературы сокращается. Русский язык постепенно уходит из Узбекистана (см. БРЭДБЕРИ).

РЕМЕНЬ

Я сел на переднее сиденье и по привычке пристегнулся. Женя, наш сопровождающий, сразу сделал мне замечание:

– Ты что? Ты так привлекаешь внимание. У нас никто не пристегивается, кроме водителя, чтобы, когда все сдохнут в аварии, водитель мог все объяснить и рассчитаться.

Оказалось, что согласно узбекским правилам дорожного движения за непристегнутый ремень штрафуют только водителя.

Еще надо отметить, что в Узбекистане, как и в любой развитой современной стране, присутствуют в немалом количестве камеры на дорогах, фиксирующие превышение скорости. Это небольшое свидетельство о слаженной государственной системе.

В Узбекистане штрафы за нарушение ПДД, как и в развитых странах, высокие и существенно бьют по карману простых людей. А непростым, как и во всех странах развитого капитализма, на штрафы пофиг.

ЗЕЛЕНЫЙ ЧАЙ

…оказался стиральным порошком. Один из самых частых рекламных узбекских роликов, увиденных по телевизору в гостинице, был рекламой стирального порошка «Зеленый чай». Порошок «Зеленый чай» вызывает когнитивный диссонанс у русскоязычного человека.

СКОРАЯ ПОМОЩЬ

Вместо привычного красного креста у скорой помощи здесь знак полумесяца. Что неудивительно, Узбекистан же мусульманская страна.

«ПУЛЬСАР»

С местным алкоголем нам решительно не везло (см. СУЛТАН). В Самарканде мы попробовали пиво «Пульсар» местного пивзавода. За самаркандское разливное не скажу, не пробовал, но бутылочное «Пульсар» не порекомендую, буду объективен. Вкус этого пива сильно отдает дрожжами.

НАДПИСИ

В Узбекистане полно надписей на русском языке. Все мои догадки о том, что Ташкент – очень русский город, подтвердила местная наскальная полемика, нацарапанная на скамейках в парке рядом с метро «Космонавтов».

Бандеровский лозунг «Украине слава» был встроен во флаг со свастикой, а патриотичное «Люблю дедов» сопровождалось россыпью сердечек.

Особенно поразила своей осведомленностью надпись: «Все либерахи – …асы».

То есть имелись в виду не немецкие ассы, а пи… Впрочем, и многие немцы легки на задок и падки на неестественные сексуальные забавы. Например, вспомним к заднему месту Рема со штурмовиками, немецкого писателя Томаса Манна и одного из сыновей «короля пушек» Круппа. Но, конечно, помнят их не за это. Кстати, ЛГБТ-движение захлебнулось в Ташкенте, здесь попытка провести модный в западных странах гей-парад закончилась избиением любителей девиантной сексуальной ориентации.

Надпись, осуждающая в гомофобной форме либералов, была подписана серпом и молотом. В скобках же рядом была нарисована свастика.

То есть автор послания в том или ином виде отобразил три основных идеологии 20 века – либерализм, коммунизм и национализм (фашизм) – символически выраженных в лозунге французской революции «Свобода, равенство, братство!»

НАМАЗ

Правоверные узбеки поддерживают контакт с Богом пять раз в день, пять раз в сутки мусульмане молятся. Причем вне зависимости от того, где застанет их время молитвы. Когда летели в Узбекистан, старичок-узбек в тюбетейке воздавал хвалу Аллаху и просил у него защиты прямо в самолете, накинув молитвенный коврик на спинку переднего кресла. Когда подъезжали к Фергане, я увидел согнутые спины молящихся на ковриках узбеков прямо в автобусной остановке – время намаза застало их в пути.

Мне импонирует у мусульман такая рьяность и религиозная дисциплина.

Мы же, православные, в большинстве своем ходим в церковь только по праздникам. А Создателя вспоминаем зачастую только в трудную минуту.

Мы – раздолбаи. Но, возможно, в том числе и в этом наша сила. Находясь в бездне отчаяния и безбожия, в которую мы сами себя погрузили, мы способны на подвиги и чудеса.

«СУЛТАН»

Так назвалось узбекское вино, которое разливали в самолете узбекских авиалиний. Дегустация этого алкогольного напитка сформировала во мне стойкое и предвзятое отношение ко всем узбекским винам – «Султан» оказался отвратительным пойлом. Настоящий султан, знающий толк в хорошем вине, несомненно головы бы посрубал нерадивым виноделам за такую бормотуху.

НАСВАЙ

– Что, не нравится? – с улыбкой ко мне обратился молодой узбек, сидящий в самолете через проход, когда я скривился, выпив стаканчик «Султана». Скорее всего, он с группой узбеков возвращался с заработков. Я с ним разговорился. Он хитро, с прищуром смотрел на меня, глаза его блестели. Секрет блеска глаз я разгадал потом, когда в какой-то момент у него в руках мелькнул пакетик с травяным порошком. Это был насвай. Проходящая мимо стюардесса тоже его заметила и строго сказала: «Чтоб я больше этого не видела!»

Насвай – наркотик для бедных, и он широко распространен в Средней Азии, где бедных немало. Позже я увидел, как насвай открыто продают на улице в Душанбе, но писать об этом здесь не буду, это же русско-узбекский справочник.

VATAN

Vatan – так называется узбекское общество ветеранов спецопераций, в штаб-квартире которого мы были частыми и желанными гостями во время своего пребывания в Ташкенте. В 90-е спецопераций в Узбекистане было предостаточно. Рядом пылал гражданской войной Таджикистан, и в Узбекистан ломились исламисты, пытаясь раздуть огонь религиозной войны и здесь. Правда, тут быстро и оперативно дали по зубам, о чем нам и рассказывали ветераны.

Ватановцы «вписались» за нашего парня, застрявшего на границе с Афганистаном (см. РУСОФОБИЯ). Познакомились мы с ветеранами через знакомых знакомых. Познакомились и сразу подружились. Удивительно, насколько рьяно они отстаивали нашего товарища, постоянно находясь с ним в контакте. Фактически они выполняли работу нашего посольства, которое не спешило помочь нашему другу.

Ватановцы живут скромно. Им принадлежит небольшая штаб-квартира по адресу Саракульская, 6 с небольшим, заросшим двором, предназначенным для ветеранских встреч. Руководитель Vatan приезжает на своем старом зеленом «Москвиче». Денег принципиально организация сама ни у кого не просит. Госфинансирования не имеет. Существует Vatan на взносы и добровольные пожертвования.

Мне как члену партии Лимонова вообще импонирует любое сообщество, организованное «снизу». Все эти румяные госпатриоты, чиновничьи партии, карманные молодежные движения, созданные сверху под оперативные задачи власть имущих, довольно быстро уходят в небытие, когда от них обрубают финансирование. А настоящие организации всегда остаются. Вот Vatan и есть такая настоящая, честная организация.

ИСЛАМИСТЫ

Ветераны спецопераций научили нас, как определять исламистов в незнакомых кишлаках. Заходишь в дом и смотришь, что хозяин подает на стол. Если мясо и к нему зелень, салаты и супы (см. КУХНЯ), то все нормально, можно расслабиться. Но если только мясо, значит хозяину некогда овощи и фрукты выращивать. Скорее всего, он мусульманский радикал, и нужно обязательно у него обыск провести.

С исламистами в Узбекистане активно борются как на государственном, так и на бытовом уровне.

Председатель ватановцев (см. VATAN) Абдурахим Абдуманнопов рассказал мне в интервью одну историю, произошедшую с ним в 1997 году. Шел он по улице с дочками, и дочки были одеты в лосины. К нему подошел молодой бородатый человек в тюбетеечке и халате и сделал ему замечание. Мол, негоже девочкам ходить в обтягивающих лосинах и смущать правоверных мусульман.

– Слышишь ты, …! – ответил ему Абдурахим по-узбекски. – Где в Коране написано, что моим девочкам нельзя в лосинах ходить? Где написано, что у мусульманина должна быть такая козлиная борода, как у тебя? Рот закрой! Это тебе грех, то что ты на моих девочек смотришь и мне говоришь это. Это у тебя в голове стукалки работают, как бы их поиметь! Пошел …, чтобы я тебя не видел, …., ….! А то надену тебе тюбетейку задом наперед!

Вскоре этого бородача посадили.

ДУБЫ

Когда русские строили Ташкент, они привезли и рассадили по всему городу русские дубы. Дубы на удивление хорошо прижились на чужой земле. Со временем они разрослись пышными кронами и сейчас в жаркую погоду создают спасительную тень.

К неудовольствию многих старожилов, дубы стали вырубать. На ташкентском Арбате, пешеходной улице Сайилгох, выкорчевали часть русских дубов, заменив их арчой – узбекскими елями.

РУСОФОБИЯ

Самыми русофобскими учреждениями в Средней Азии оказались русские посольства.

Наш коллега, журналист-стрингер, направился в Афганистан через Узбекистан. Приехав в Кабул, он отметился в посольстве. Но когда он попытался через мост Дружбы вернуться обратно, узбеки его уже не впустили. Граница оказалась на замке из-за какого-то ЧП на границе.

Находясь в Ташкенте, мы стали разбираться в ситуации. Наши узбекские друзья, общество ветеранов вооруженных конфликтов Vatan (см. VATAN), напрягли все свои связи. В итоге они пробили брешь в стенах узбекской и российской бюрократий. После долгих переговоров российское посольство в Узбекистане наконец-то вмешалось и направило в МИД Узбекистана соответствующую ноту.

Однако нота не помогла. Неделю наш товарищ прождал на чужом берегу Амударьи и решил ехать на границу с Таджикистаном. На пограничном пункте таджикские пограничники попросили, чтобы им позвонили из российского посольства Таджикистана. Наш коллега по мессенджеру попросил нас связаться, так как мобильная связь у него отсутствовала.

Экстренная линия для граждан РФ не работала, мы позвонили по первому попавшему телефону на сайте посольства в Душанбе. Мы объяснили всю ситуацию. Российский журналист, талибы его выпустили, узбеки его не пустили, сейчас он у таджиков, они ждут звонка. Нам пообещали разобраться.

Однако разбирательство было недолгим. Через пять минут нам перезвонили и сказали, раз мы звоним из Узбекистана, то и надо направить официальный запрос в посольство Узбекистана (когда, утром? почтой?). «Всего доброго!» – проигнорировав наше возмущение, сказали нам и по-хамски бросили трубку.

Вот так. Если ты гражданин РФ и находишься в России, то тебя, если нужно, везде найдут, задержат, посадят. Ты заплатишь все налоги и коммуналку. Но если ты вдруг оказался русским в Таджикистане или Старомарьевке, то от своего государства помощи не жди.

Русскому же, волею судьбы оказавшемуся после развала СССР (см. ГОРБАЧЁВ) в Узбекистане, получить через посольство гражданство РФ невозможно. Надо лететь в Россию и в качестве мигранта проходить все унизительные процедуры.

Р. S. В итоге таджикские погранцы сказали нашему товарищу, что русские их братья и что обратно его в Афганистан не выдворят. Таджики устали ждать звонка из российского дипведомства, напоили нашего товарища чаем и пропустили. Слава России!

 

МУЗЫКА

Музыка в машинах наших проводников соответствовала моему эстетическому вкусу и восприятию. У Тайного Узбека играл в автомобиле синти-поп 80-х. Тайный Узбек примерно ровесник моего брата, и все песни мне были хорошо знакомы.

А Женя слушал «Эйс оф Бейс». Под эту музыку я, как и многие подростки, в годы своего отрочества танцевал медляки на дискотеках. В это же время Женя под Ase of Base выезжал на БТРе из пылающего гражданской войной Таджикистана.

All that she wants… – поет из динамиков шведский квартет. Женя верой и правдой служил Советскому Союзу. Он делал все, что Родина хотела и приказывала, но – «назавтра ее и след пропал, парень» – СССР пропал, наша советская Атлантида, нерушимый Союз республик скрылся в волнах истории.

ТЕАТР

– …Как говорил штандартенфюрер Шелленберг, когда я служил в армии… – наверное, такой обрывок разговора в Ташкенте можно услышать только у здания русского драматического театра. Какой-то мужик, сидя на скамейке, рассказывал своей даме историю из жизни, когда мы проходили мимо.

На самом деле, Вальтер Шелленберг, начальник внешней разведки службы безопасности Третьего рейха, был бригадефюрером СС. Тут ошибочка вышла. Мужик, наверное, его со Штирлицем перепутал.

ГОРБАЧЁВ

Председатель узбекского общества ветеранов спецопераций Vatan Абдурахим Абдуманнопов мне сказал в интервью:

«В 1985 году, когда Горбачёв пришел к власти, мне, комсомольцу, товарищи из силовых структур расшифровали его фамилию: Гарантирую Отменить Решения Брежнева, Андропова, Черненко Если Выживу».

Горбачёв выжил. СССР развалился и вспыхнул десятками межэтнических конфликтов на окраинах. В том числе и в Узбекистане. Некоторые удалось загасить, а некоторые из них до сих пор тлеют. Иногда они переходят и в горячую фазу, не оставляя нас, военных корреспондентов, без работы.

Горбачёв пережил не только СССР, но и первого президента России Ельцина, который был одним из разрушителей Советского Союза. Горбачёв и сейчас здравствует. Скоро ему будет 90 лет.

ЛЮЛЮШКИ

Так мило и ласково зовут в Узбекистане цыган. Ведут себя в Узбекистане люлюшки так же, как и все цыгане во всех уголках Евразии. Они подходят и тычут своими чумазыми детьми, клянча милостыню на улицах и дорогах.

«МИЛЛИЙ БОГ»

Так называется одна из станций ташкентской подземки. На эту станцию мы не ездили, но мне запомнилось название, когда я рассматривал карту метро. Я до сих пор не удосужился выяснить, в честь кого названа эта станция или что она обозначает. Я понял название по-своему.

Милый мой Боже! Личного счастья и долголетия я не прошу. Но сделай мою жизнь интересной и позволь реализовать себя во славу Твою.

РЕКЛАМА

…попадается что ни на есть русофобская. В ташкентском метро на глаза попалась реклама сосисок Sherin со слоганом «Те самые, канадские». К Канаде у меня давняя неприязнь. С советских времен все помнят наши с ней хоккейные битвы. Сейчас Канада постоянно подтявкивает США и грозит нам из-за океана санкциями. В Канаде процветает русофобия. Это объяснимо. Эту нелепую и большую англосаксонскую страну с глупым флагом и смешным названием сделали своей землей обетованной российские либералы и бандеровцы. Украинская диаспора составляет там 5% населения.

ГРЕКИ

В Ташкенте, помимо корейцев (см. СОБАКА), есть и греческая община. В годы СССР она оценивалась десятками тысяч греков. Гуляя с товарищем, мы проходили мимо греческого культурного цента и, заинтересовавшись проходившим там праздником, зашли на огонек.

Празднование было посвящено героическому сопротивлению греков фашистскому нашествию в годы Второй мировой. 219 дней греки сопротивлялись, в то время как Франция пала под натиском германских орд всего за 43 дня, Норвегия – за 63, Польша – за 30 дней, а Бельгия вообще не сопротивлялась – 0 дней стояло напротив Бельгии на плакате, вывешенном у здания греческого центра.

Как любитель истории хочу отметить, что в этих цифрах есть доля небольшого лукавства. Дело в том, что первоначально в 1940 году на Грецию напал союзник Германии, фашистская Италия. И только после ее неудачной попытки вторжения в дело вмешалась Германия. Что, конечно, не умаляет самоотверженности и смелости греков, в этом им не откажешь.

Понтийских греков с Кавказа в Узбекистан во время Великой Отечественной переселил Сталин, рассчитывая на греческое трудолюбие и усердие в сельскохозяйственных вопросах, которые усатый отец советских народов намеревался решить. Вторая волна миграции связана уже с холодной войной между бывшими союзниками. После поражения в греческой гражданской войне 1946–1949 годов в Ташкент приехали тысячи греков-коммунистов.

Культурный центр в Ташкенте носит имя Александра Македонского, его гордый профиль изображен на эмблеме. Хотя, строго говоря, Македонский был не греком, а македонянином. Впрочем, и Тамерлан не был узбеком, но в Узбекистане он национальный герой (см. ТАМЕРЛАН).

ВЕРТИНСКИЙ

Перед тем как отправиться в командировку в Узбекистан, я разгромил в своей рецензии сериал «Вертинский», который досмотрел, скрипя зубами, накануне. Бездарная Дуня Смирнова, в прошлом вокалистка панк-группы «Тупые», а сейчас светская львица и жена Чубайса, сняла убогое, пошлое и вульгарное кино. Она оболгала великого русского и советского артиста, создав ложный образ на экране.

Несомненно, Вертинский бывал в Ташкенте, и не раз. Когда он вернулся из эмиграции, он много гастролировал по Советскому Союзу.

Бывают же в жизни совпадения – актер Алексей Филимонов, сыгравший у Смирновой Вертинского (сыгравший плохо), оказывается, тоже прилетел в Узбекистан в то же время, что я. Мы не пересекались, но мне скинули впечатления от Узбекистана из его блога.

Узбекистан как настоящему, так и фальшивому Вертинскому очень понравился. Тут мы сошлись с актером во мнениях.

С мыслями о Вертинском я прилетал в Ташкент, он же сопровождал меня и из Ташкента – аэробус, на котором я улетал обратно в Москву, был назван его именем.

КУРТ

– это спрессованные соленые шарики из козьего сыра. Курт – отличная закуска к пиву. Но его грызут не только взрослые. Курт дают детям в жару, тем самым восстанавливая солевой баланс в детских организмах.

КАРИМОВ

– первый президент независимого Узбекистана. Наш экскурсовод в Самарканде очень удивился, когда мы, знакомясь под его опекой с древностями, изъявили желание посмотреть памятник Каримову, силуэт которого мы разглядели с площади Ригостан.

Памятник ничего, кроме иронии, у нас не вызвал. Он слишком статичен, его не сравнить с изваяниями Ленина – создателя СССР, которые при Каримове все в Узбекистане посносили. Пиджак, туфли, галстук – это памятник чиновнику. Образ чиновника не может вызывать благоговения в народе, скорее наоборот. Хотя… Восток – дело тонкое. Вспомним Северную Корею.

Вообще, характерной особенностью постсоветской Средней Азии является стремление бывших партийных бонз увековечить себя как при жизни, так и после смерти. За живыми примерами далеко ходить не надо. Про Туркмению я уже упоминал (см. ПОПСА), а в соседнем Казахстане целый город переименовали в Нурсултан.

При подготовке этого словаря неожиданно для меня оказалось, что памятник Каримову имеется и в Москве. Там он интересней, монумент напоминает скульптурные надгробия братков из 90-х.

ШАХИД

Согласно мусульманским канонам, у шахида три привилегии, объяснял нам наш сопровождающий по Самарканду, когда знакомил с архитектурным комплексом Шахи-Зинда (см. ШАХИ-ЗИНДА). Во-первых, шахид попадает в рай. Во-вторых, в рай он может взять одного человека. В-третьих, шахид может переродиться.

Хм… Последние две были для меня новостью. Я думал, что шахида просто ждут райские сады и прелестные гурии. А тут еще возможны варианты.

А вот некоторые христиане не то чтобы в рай, в ад готовы пойти ради спасения других – я вспомнил набожного террориста-эсера Ивана Каляева.

ШАХИ-ЗИНДА

Древний архитектурный ансамбль Шахи-Зинда я не успел описать в репортаже о Самарканде. Он уже не вмещался в формат, перегруз бы вышел по древностям. Поэтому расскажу о нем здесь.

Шахи-Зинда – это древний некрополь на окраине Самарканда. Его можно считать небольшим городом, который за неимением времени мы вместе с нашим экскурсоводом обежали наскоро – темнело уже, мы торопились, впереди нас ждал незнакомый Таджикистан.

Чтобы попасть в город мертвых, надо пройти через арочные ворота, похожие со стороны на поставленную на попа узорчатую плиту. Далее следует подняться наверх по высокой лестнице. Существует местное поверье, что если у тебя совпадет количество ступеней, которые ты подсчитал, спускаясь и поднимаясь по этой лестнице, то тогда желание, которое ты загадал при этом, сбудется.

Улицы Шахи-Зинда образованы из примыкающих друг к другу древних мавзолеев. В этих мавзолеях часто хоронили женщин – это является отличительной особенностью этого некрополя. В Шахи-Зинда похоронены жены, сестры и племянницы Тамерлана (см. ТАМЕРЛАН). И не только его родственники женского пола, а также жены и матери его военачальников.

В одном из мавзолеев меня привлекли изображения на стенах. Изображения вообще несвойственны мусульманским святыням, а тут на стенах можно было увидеть картины рая.

Тонкие деревья, аисты, пьющие воду, камни, чахлые и редкие кустарники, небольшие облачка – аскетичный интерьер рая не вязался с моими представлениями о шикарных райских садах с пышными деревьями и цветами, среди которых обворожительные гурии ждут шахидов (см. ШАХИДЫ), чтобы тех утешить ласками.

Линии изображенного в мавзолее парадиза были так же тонки, изящны и плавны, как и женские формы, которые сулят нам райские наслаждения. Ну или, наоборот, адские муки неразделенной любви.

Когда спускался по лестнице обратно, у меня количество ступеней совпало. Их ровно… впрочем, сами приезжайте в Самарканд и посчитайте. И не забудьте загадать желание.

БРЭДБЕРИ

Глядя на русских, оставшихся в Узбекистане, мне вспоминается фантастический рассказ американского писателя Брэдбери «Были они смуглые и золотоглазые». Синопсис рассказа такой. Прилетевшие на Марс с Земли колонисты поселяются рядом с древним марсианским городом. И они начинаются меняться как внешне, так и внутренне. Буквально за годы у них меняется цвет глаз, кожи и волос, меняется язык. В конце концов они переселяются в древний марсианский город – и уже следующая партия колонистов считает их марсианами.

Пока русские в Узбекистане сохраняют свою идентичность. Большинство из них даже узбекского не знает. Но пройдут годы, поколения. Останемся ли мы в Средней Азии?

Подписаться
Уведомить о
guest
6 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Ya I D
Ya I D
7 месяцев назад

схема метро есть новаяcomment image
а сосиска канацкого хоккеиста — это вранье для рекламы.

LORDofHELL
LORDofHELL
7 месяцев назад

Милий бог переводится как Национальный парк. Многое правда . Написано с юмором. Сам русский и живу в Узбекистане. А то что русские не знают узбекского языка трёп. Таких мало.

Алексей
Алексей
7 месяцев назад

Типичный треп лимоновского быдла. Не зная темы выпендривается под видавшего виды. Нельзя таких пускать за границу…

Лола
Лола
7 месяцев назад

Реальный бред. Рассказы преимущественно напоминают школьника-десятиклассника, который хотя бы исправил свои грамматические ошибки. Сумбур, бред и отсебятина. И вы называетесь журналистом???

АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ