Мария Ватутина: О БЕЗОПАСНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ВЕЧЕРОВ

2 года назад

Телеграм-каналы публикуют фотографии с презентации книги «Воскресшие на третьей мировой» в книжном магазине «Листва» от 3 марта, на котором выступали Надежда Кондакова, Игорь Караулов, Мария Ватутина, Игорь Малышев, Дмитрий Молдавский, Вадим Месяц, Алексей Колобродов, Олег Демидов. В качестве гостей и слушателей были Вадим Авва (тг-канал «Русский дневник»), родные и друзья, а также незнакомые читатели. В том числе на этих фотографиях преспокойно сидит будущая (день-в-день спустя месяц) террористка Трепова. 

И пока мои товарищи отходят от шока, поражаются тому, что все настолько близко, справедливо пишут, что поэты, может, и не сражаются в окопах, но вот тут у нас тоже опасно – я хочу высказаться «по процедуре».

Думаю, во многих фото- и видеоархивах с вечеров патриотической поэзии последнего года мы найдем и эту Трепову (язык не поворачивается ее Дарьей называть), и других желающих и могущих взорвать, распылить, устроить давку, отслеживающих кого-то прицельно. И будущие, еще не активизированные террористы в этих залах тоже были наверняка. 

Но есть большая разница в организации безопасности таких мероприятий. Скажем, во время рок-марафонов, которые проходили весной 2022 года во многих городах России с участием музыкантов и поэтов «Русской весны», когда на площадях собиралось несколько тысяч зрителей, система безопасности была самая лучшая из всех, которые я видела на концертах патриотов. За два-три дня территория была уже обнесена железными ограждениями, сцепленными между собой.

На расстоянии видимости по периметру стояла строгая и бдящая охрана. На репетицию пускали в специальных проходах только с бейджами, отпечатанными полиграфическим способом, следя, куда человек пошел. Бейджики просто так по столам гримерок не валялись. Разумеется, перед поездкой всех участников проекта проверяла служба госбезопасности. Со стороны организаторов проекта были тоже люди, отвечающие за содействие охране.

С утра во время митинга в нескольких точках площади впритык к ограждению ставили рамки, а полиция на входе была с ручными металлоискателями. Весь день периметр и территорию, особенно вокруг сцены, патрулировала прекрасная собака. Сцена оберегалась особо. Она была огромная, поэтому полиция охраняла и гримерки, и за кубом сцены. От высокой эстрады спереди публика была отнесена на несколько метров теми же ограждениями. Между сценой и ограждением стояли люди в форме. Во время концерта внутри ограды на отведенной для этого площади народу было битком. 

Вслед за этими наилучшими с точки зрения организации системы безопасности мероприятиями я вспоминаю «Традицию». Организация на этом августовском фестивале в пушкинской усадьбе Захарово всегда отличная. Много площадок, везде есть кураторы, участники приглашаются непосредственно создателями фестиваля без посредников, все работает, как часы. Безопасность такая, какую принято обеспечивать на фестивале. Взрывчатку подложили под автомобиль, который невозможно было обезопасить, даже если сидеть и следить по камерам, кто подходит к машинам и что делает. Женщине с ребенком нетрудно обмануть любую камеру. Хотя кто знает. Наблюдения такого не было. Его просто некому было вести, так как нанимать отдельную охрану для парковки, на которую пускали по спискам, на въезде в которую стояла пара нарядов ДПС, было бы странно. Думаю, в этом году странного в этом никто уже не усмотрит.

Но вот внутрь территории усадьбы украинская террористка не проникла с взрывчаткой именно из-за металлоискателей и досмотра сумок. Я помню предыдущий фестиваль 2021 года. Там рамки стояли непосредственно в начале парковой аллеи. То есть те, кто желал лишь пройтись по палаткам с народным творчеством или, отдыхая на поле рядом, слушать выступающих на большой эстраде, с одной стороны, не могли проникнуть вглубь территории фестиваля, с другой стороны, до рамок была тоже довольно большая зона и большая толпа людей, туда доступ был открыт.

В 2022 году рамки были отодвинуты от начала аллеи так, что отслеживали и идущих к палаткам, и тех, кто в парк. Территория с другой оконечности торговой зоны и за большой эстрадой, думаю, контролировалась нанятой службой безопасности слабо. Это нужно «починить».

Рок-марафон в сентябре – я бы сказала, автершок весеннего фестиваля – повышенной безопасностью уже не отличался. Ни в Домах культуры, ни на открытой площади Саратова оцепления не было, охрана была, даже присматривалась и делала вид, что сейчас тебя остановит, но услышав: «Я участница» – пропускала. 

Презентация антологии RT была задумана как ознакомление высоких чиновников, известных политиков, короче – випов, с лучшими стихами времени СВО. Со служебного входа и с парадного войти можно было только по спискам, пригласительным и так далее. И, конечно, были рамки. Было бы странно, чтобы компания высочайшего уровня организаторских качеств не обеспечила такой проект хорошей системой безопасности. Я понимаю, что говорю только о видимой части работы соответствующей службы. То же самое было и в Доме предпринимателя на открытии фестиваля RT «Время героев». Охрана стояла по всем рекреациям, проходам, лестничным пролетам, за экраном и в фойе. Рамки, ручные металлоискатели, проверка багажа.

А теперь – внимание! Небольшие книжные магазины, литературные площадки в столице и других городах, фестивали на открытом воздухе, презентации и творческие встречи в незнакомых аудиториях, сольники самых ярких наших товарищей, которым в открытую прилетают угрозы убийством, – вот наша и только наша головная боль.

Думаю, пришло время совместно подумать, как организовать безопасность на подобных литературных мероприятиях, которые проводят не всемогущие великаны, а мы сами или подвижники в регионах.

Я считаю, что с этой целью нужно устроить вечер для всех, кто обычно участвует, и пригласить выступить на нем специалиста, который бы научил всех нас, как действовать перед началом и во время любого такого выступления, то есть сбора людей в одном небольшом помещении. Как действовать, если что-то случается. Как вообще проверять тех новых людей, которые появляются в нашем окружении, о чем спрашивать, как провоцировать на саморазоблачение. Как вести себя при этом. 

Поймите, любой безобидный вопрос – «Бывает ли Захар сейчас в Москве?» – может вести к большим несчастьям. Будьте начеку, настороже, на страже.

Нужно составить памятку, посмотреть по разным уже отработанным событиям, составить полный наш список имен и всем разослать методичку. Памятка на то и памятка, чтобы напомнить то, что «сам с усам» знаешь. Например, как перед поэтическим вечером осмотреть помещение, посмотреть с обратной стороны столешницу, сиденья стульев, гардероб. Оговорить с администраторами помещения, где гости будут оставлять одежду и багаж, кто их будет просить не вносить большие сумки в зал.

Встреча в «Бункере на Лубянке», декабрь 2022 года

Может быть, следует купить одну на всех систему проверки: портативный прибор для бесконтактного обнаружения горючих и взрывчатых жидкостей, ручной металлоискатель. Вот скинуться и купить. И выдавать тому, кто из наших проводит свой вечер. Речь сейчас о москвичах, но и питерцы могут продублировать, и в других местах.

Нужно научиться организовывать систему приглашения на вечер и систему пропуска пришедших. Как сделать так, чтобы это не сильно раздражало гостей, но было бы действенным. Скажем, если на входе добровольно встает помощник, знающий круг друзей, условно, «Бункера..» в лицо, он должен останавливать незнакомых и просить показать сумку, спрашивать, откуда узнали о вечере, и просить электронную почту, например, для рассылок афиши. Электронная регистрация на мероприятия не гарантирует от прихода нечисти. Главное, чтобы на ней и при ней не было «бюста». Никакие уговоры и объяснения не должны были повлиять на охрану. Даже с согласия Максима. 

Фотофиксация. Урны. Неадекватное поведение. Инструктаж публики перед началом мероприятия. Правильная рассадка. Думаю, что в кафе, где проходила встреча с Владленом Татарским, была очень правильная рассадка. Вы видели, на каком расстоянии стояли там столы? Если бы это было тесное помещение, тяжелых ранений было бы гораздо больше. Иногда на вечерах бывает просто невыносимая давка. Это вселяет драйв: о, какая пустыня! Но это не по фэншую. Главное, безопасность тех, кого мы опоэчиваем.

И еще. Внимание к своим жилищам: входная дверь, подъезд. Понимаю, что под собственную автомашину каждый день с досмотровым зеркалом лезть не будешь, но осмотрите свою дверь, коврик, выход из лифта, спуск по лестнице, выход из подъезда. Паранойя ли у меня? Нет. Хотя я много в жизни сталкивалась со служивыми людьми с профессиональной деформацией. Впрочем, у всех москвичей есть легкая паранойя – нас столько раз тут взрывали.

Но вот перечисление фамилий участников только одного вечера поэзии, на котором была убийца Владлена Татарского, заставляет задуматься о двух вещах. Нужно ли проводить такие вечера дальше? Полагаю, обязательно, но НАКОНЕЦ ЧЕМУ-ТО НАУЧИВШИСЬ НА ОШИБКАХ! 

И второе: они же, твари эти, не ужасаются своим деяниям, они радуются нашим стонам и слезам. Мы же не хотим их радовать еще и еще раз. Пусть государство само там телится или не телится, ловит, сажает, придумывает статьи, по которым одна только глумливая радость эта будет обеспечивать отщепенцам лет пять. А мы должны обеспечить свою безопасность сами, как сможем. Нам еще работать и работать.



Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Вера Окунева
Вера Окунева
1 год назад

По-моему, надо ввести обязательную электронную регистрацию на мероприятие. И найти добровольцев, которые будут проверять соц.сети каждого участника на предмет «чего-нибудь такого». Например, недавно созданный аккаунт, подписки на паблики, посты, друзья.. Очень, очень много чего можно сказать о человеке по его страничке ВКонтакте! Ну да и непосредственно на входе пропускать по паспорту. Но это не вместо, а вместе со всеми вышеперечисленными мерами.

АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ