«Летчик» Рената Давлетьярова: хроника пикирующего патриотизма

2 года назад

Николай Комлев, герой новой картины Рената Давлетьярова, не совсем Маресьев – сходство с историческим прототипом создателями намеренно не подчеркивается. Комлев этакий Красный призрак (пользуясь названием недавнего нашумевшего вестерна), в его биографии соединились судьбы многих советских летчиков, которые, невзирая на потерю конечностей, продолжили воевать и сбивать вражеские самолеты. Их имена, к слову, перечислены в финальных титрах.

Но основа сюжета действительно строится на «Повести о настоящем человеке», которую Давлетьяров трансформировал в напряженный фильм-выживание, в патриотический триллер. Главным референсом к своей работе постановщик назвал голливудский фильм «Выживший» с Леонардо Ди Каприо – значит, и ожидать от «Летчика» стоит не только мифотворческих образов, но и крепкой жанровой составляющей.

1941 год. Летчик Николай Комлев (Петр Федоров) успешно бомбит немецкую танковую колонну на подступах к Москве. На обратном пути его настигают мессеры – Комлев вынужденно сажает подбитый штурмовик в тайге и устремляется в глубь лесов. Начинается отчаянная борьба человека с Природой.

На пятки наступают немцы – по всей территории лесов уже активно идут поиски сбитого летчика. Снег предательски проваливается под ногами Комлева, забивается за воротник, в ботинки, в глаза и уши. Мороз сковывает пальцы. Голодные волки преследует Комлева не хуже немцев – сражаться с животными оказывается куда сложнее, чем с неповоротливыми фрицами. В глухой тайге раненый, обмороженный летчик проводит 13 бесконечных дней.

Параллельно с выживанием в зимних условиях зрителю открываются воспоминания летчика о его жизни с Ольгой (Анна Пескова), любовь к которой движет героя вперед и не дает ему умереть. Мелодраматическая линия неожиданно вклинивается в накаленное повествование и удачно контрастирует с экстремальными состояниями героя.

Дальнейшее развитие событий можно угадать – летчик чудом выживает, но теряет обе ноги. Превозмогая боль, учится заново ходить, а затем и летать. В небе Комлев стал как будто еще лучше, еще увереннее, и финальный эпизод подрыва моста, впечатляюще снятый молодым оператором Семеном Яковлевым, демонстрируется как бесспорное возвращение безногого летчика в строй.

Будем честны: за последние 5–10 лет уровень отечественного кино ощутимо вырос. Этого, увы, нельзя сказать по кассовым сборам или международному успеху российских картин. Просто в кинотеатре пропало чувство стыда за происходящее на экране. Да, это слабо и пока неконкурентоспособно с американскими лентами, но все-таки определенная высота набрана. «Летчик» – лучший показатель этих слов. Он сделан достаточно крепко, натуралистично, живо. В кадрах настоящие, отреставрированные истребители тех лет, актер Петр Федоров и вправду ест сырую рыбу, худеет на глазах и мерзнет в пугающей своими пространствами тайге. Даже волки в ленте ненарисованные – а реализм ведь подкупает.

Жанровая конструкция «Выжившего» органично вписалась и в нашу сложную историю, и в наши живописные леса, но мытарства Николая Комлева в «Летчике» слишком ровные и быстрые, словно на длительность не хватило смелости или сил. Энергетика картины в почти схематичных сценах выживания в диких условиях быстро улетучивается. К тому же постоянно ловишь себя на мысли, что все это ты где-то уже видел. Знакомые клише стерлись до такой степени, что перестали взаимодействовать со зрительским сознанием – саспенс не работает, появляется скука.

Но подлинная усталость нагнетается совсем не этими мелкими вещами. Масштабное, патриотическое кино, к которому относится и «Летчик», уже приелось – о бесчисленных и уничижительных самоповторах умолчим. Назрел явный кризис, из которого необходимо выбираться. Новыми идеями, новыми лицами, новым осмыслением истории. Заимствования советской патетики из успешных картин неизменно проваливаются. Зритель все же не дурак и всегда понимает, когда в блестящей обертке ему подсовывают старую, уже потерявшую вкус конфету.



Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сергей
Сергей
2 лет назад

Основное,то,что двигало Маресьевым-это патриотизм,не надо подсовывать гуманистически-либеральные идеи,переосмысливать подвиг Героя,это вы с Т-34 спутали

АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ