Герман Садулаев: «Государство – это не инструмент мира. Государство – это инструмент войны»

9 месяцев назад

Мы привыкли к тому, что главной движущей силой человеческих обществ во все времена были большие идеи. Вооруженные этими идеями, люди шли в крестовые походы и бросались на баррикады, покоряли горные вершины и земные полюса, летели в космос, подвергали себя испытаниям во имя убеждений.

Юрий Алексеевич Гагарин перед полётом (рядом с ним Сергей Павлович Королёв и Кирилл Семёнович Москаленко) / Википедия

Противостояние России и Запада тоже всегда имело под собой идеологическую основу. Это и разница между православием и католическим или протестантским мироощущением. Потом – борьба коммунизма с фашизмом. Позже – конфронтация коммунизма и капитализма. Но вот пришел XXI век – и большие идеи как будто кончились. Обсуждаем эту тему с писателем Германом Садулаевым.

«ВН»: – Герман, сегодня нет пафоса больших идей. Так из-за чего распри?

– Вообще, государство – это особая организация общества для ведения войны с другими государствами. Государство – это не инструмент мира. Государство – это инструмент войны. Они были созданы для войны. И их генезис в войне. Пока будут государства – будут и войны.

В. Зеленский и Д. Байден. Фото: AP Photo/Andrew Harnik/ТАСС

Мы не можем ждать от государств, что они прекратят войны. Потому что таким образом пропадет смысл существования самих государств. Ждать от них, что они будут заниматься чем-то другим, – это всё равно, что ждать от мясорубки, что она будет варить кофе. 

Мясорубка –это мясорубка, это не кофеварка. Нельзя ждать от нее чашки ароматного кофе. Она мелит фарш. 

Тот политический мир, который устанавливается внутри государства, может быть установлен только на базе того и для того, чтобы это государство было готово воевать. Поэтому, конечно, войны будет неизбежно происходить. Я так думаю. А гуманистический пафос, который был свойственен XIX и XX векам, ничуть не мешал государствам развязывать глобальные мировые войны. Он не помешает и в дальнейшем. 

США. Невада. Лас-Вегас. Бывший президент США и кандидат в президенты от Республиканской партии Дональд Трамп во время выступления на ночном митинге после кокусов. Фото: AP/TASS

Конечно, тот, кто сражается за идею, всегда побеждает того, кто сражается за интересы. Ценности всегда выше интересов. И вот здесь есть такая некоторая шизофрения. Запад провозглашает, что он сражается за ценности. У него есть эти ценности якобы демократии, якобы прав человека, либерализма, свободного устройства общества. Запад развязывает войны под флагом этих своих ценностей.

Но мы всегда видим, что он на самом деле воюет за свои интересы – экономические, политические, военные. А у нас наоборот – мы провозглашаем, что мы якобы сражаемся за свои интересы: за политическое влияние в макрорегионе и так далее. Но на самом деле мы сражаемся за ценности – своего образа жизни, своей цивилизации. Мы должны защищать свои ценности. 

Государство может существовать и для того, чтобы предотвращать войны. Но как оно может предотвратить войну? Тем, что будет очень сильным в военном плане. То есть будет готовым к войне. И тогда, возможно, на него не захотят нападать. Хочешь мира – готовься к войне. Мир возможен только с помощью вооруженного нейтралитета и баланса военных сил. Стоит нам разоружиться, как сразу мы будем завоеваны, разделены, уничтожены.

Глава МИД Финляндии Пекка Хаависто, генсек НАТО Йенс Столтенберг и госсекретарь США Энтони Блинкен. Фото: EPA/ТАСС

«ВН»: – Насколько удачно Россия сегодня отстаивает свою цивилизацию? Что вам известно о ходе СВО? 

– Главным образом, мы видим, что Украина сегодня применяет беспилотные летательные аппараты самолетного типа по регионам России. Причем в том числе и по далеким регионам России. Недавно Украина получила от Франции тысячу беспилотных летательных аппаратов. И она имеет возможность посылать их. Они посылают их ежедневно десятками на нас. Таково сейчас наполнение войны – атаки на наши регионы. 

На линии фронта в это же время мы обладаем инициативой, то есть перехватили стратегическую инициативу. Практически по всей линии фронта мы выдавливаем противника дальше и дальше, километр за километром освобождая территории. 

Россия. Белгород. Автомобиль, пострадавший в результате обстрела со стороны ВСУ. Фото: Павел Колядин/ТАСС

Это происходит очень небыстро и непросто. Украина пытается растащить наши силы и отвлечь внимание путем атак на наши тыловые регионы. И я считаю, что нам надо открывать заново северный фронт. Нужно отодвинуть боевые действия от наших границ. Но пока такое решение не принято. 

Мы, видимо, пока не хотим удлинять линию фронта. Она и так около тысячи километров. Это и так растягивает наши силы. Но я здесь думаю вот о чем: мы не хотим растягивать свои силы, но если бы мы нашли ресурсы и отрыли северный фронт, то ресурсы Украины были бы так же растянуты. Они бы тоже были вынуждены держать этот фронт. А поскольку у нас военных ресурсов больше, то нам бы это было выгодно, я думаю. 

Россия. ДНР. Донецк. Военнослужащие подразделения противовоздушной обороны первой славянской бригады первого армейского корпуса во время работы зенитной установки ЗУ-23 на автомобиле «Урал». Фото: Дмитрий Ягодкин/ТАСС

Украина испытывает дефицит всех видов ресурсов. И людской ресурс у них в дефиците, и вооружения. Ощущается, что поставки с Запада не так велики, как хотелось бы Украине. И я думаю, для нас было бы правильным решением – открывать северный фронт. 



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ