Герман Садулаев: «Если мы сейчас не хотим осуществлять натиск, а хотим обороняться, то надо переносить столицу в центр. Но вопрос в том, понимаем ли мы, чего мы хотим»

12 месяцев назад

После явной размолвки с Западом российская власть оказалась в ситуации экстренного поиска своей новой идентичности. Накануне встречи Си и Путина многие аналитики обещали разворот российской цивилизации в сторону Поднебесной. Но после визита китайского лидера в РФ никаких признаков пелевинского «алхимического брака с Востоком» пока не видно.

Фото: Dmitri Lovetsky/AP

В интервью с Германом Садулаевым мы обсудили, в какую, по его мнению, сторону будет двигаться Россия на очередной развилке своей истории. 

«ВН»: – В свете разговоров о вероятном восточном выборе нашей страны не имеет ли смысла двигаться на Восток не только ментально, но и физически, Герман? Например, можно перенести столицу в Кемерово… Путина давно беспокоит «нож у горла» со стороны восточноевропейских стран. А со столицей в Кемерове никто не дотянется до «горла». 

– Да, или в Новосибирске, где я недавно был… Новосибирск ни разу не бомбили. Туда не долетали никогда вражеские самолеты и снаряды. У нас огромная страна, можно действительно перенести столицу в центр – и она будет защищена огромными территориями и пространствами. 

Фото: EPA

Просто логика, например, Петра I была другая. Он держал столицу на фронтире, чтобы осуществлять натиск. Если мы сейчас не хотим осуществлять натиск, а хотим обороняться, то надо переносить столицу в центр. Но вопрос в том, понимаем ли мы, чего мы хотим. Даже сейчас этот союз с Китаем все равно выглядит как некоторое ситуативное решение. 

У нас, я думаю, до сих пор нет стратегии развития и понимания нашего места в будущем на 10, 20, 30, 50 лет вперед. Вот сейчас мы дружим с Китаем, потому что выхода другого нет… А завтра сменится президент в Америке внезапно, и Америка решит перестать поддерживать Украину – и мы, возможно, побежим опять дружить с Америкой. Не мы… А наш правящий класс, если у него уберут «нож от горла». 

Совет Россия – НАТО в Брюсселе

Совет Россия – НАТО в Брюсселе. Фото: Olivier Hoslet/Pool

«ВН»: – Есть у нас клише, что «Китай мыслит стратегией тысячелетия», а мы не умеем. Вот в космонавтике они нас пятьдесят лет догоняли, а что касается предвидения будущего – они все с хрустальными шарами там. А я думаю, что это просто лицемерие – про наше неумение стратегически планировать. Просто, возможно, стратегические планы наших элит как раз в том, чтобы любой ценой скорее помириться с Европой ради своих guilty pleasure?

– Ну мы очень мало знаем о Китае. Но мы знаем, что у них планы на 10, 20 и 40 лет хотя бы формально составляются. Есть у них такое в управлении. Понятно при этом, что у них нет хрустальных шаров, никто не предвидит будущее. Но когда у тебя есть перспективный план – это лучше, чем когда у тебя его нет. Тебе, конечно, придется корректировать этот план, вносить в него изменения… Но если ты вообще не знаешь, куда плыть, то никакой ветер не будет тебе попутным. Должно быть некоторое единство в интересах правящих элит и народа. Правящие элиты должны как-то отождествлять себя с народом. 

Роман Абрамович и Александр Роднянский. Фото: Getty Images

Нам всё время говорили, что капитализм – это хорошо, но просто некоторые капиталисты – это предатели. Вот, мол, таких предателей, как Ходорковский, они наказали, а остались хорошие капиталисты… Но ведь это так. Может быть, вообще хороших капиталистов не бывает. Может быть, капитализм – это вообще плохо, во всяком случае для русского человека. 

Те, которые у нас становятся капиталистами, кто бы они ни были по национальности, они сразу… Сколько волка ни корми, он в лес смотрит. Им сразу становится плевать на Россию. Им сразу становится важно защитить свои интересы, свои капиталы, свой бизнес. Свои, как вы и сказали, guilty pleasure – свои удовольствия. Причем амбиции у них какие-то очень мелкие, очень смешные. Какую-то длинную лодку себе купить, в нее посадить много шалав и плыть по морю на лодке с шалавами… Вот, типа жизнь удалась!

Это я мог бы мечтать об этом, но даже я не мечтаю об этом. У меня один товарищ мечтал об этом. Вот какой-то простой человек может об этом мечтать. И то, скорее всего, если это ему дать, то он поймет, что это не самое главное в жизни. А когда у тебя миллионное состояние, когда ты можешь влиять на судьбы сотен тысяч и миллионов людей, когда ты можешь оказывать влияние на политику государств и экономику… А у тебя амбиции купить лодку и с шалавами на ней кататься по морю. Это настолько глупо, нелепо и смешно.

Если это наши правящие круги, то тогда что с ними можно сделать? Ничего, надо их менять. И если наш социально-экономический строй приводит наверх вот таких людей, с таким уровнем амбиций, то значит, что-то нужно менять в самой системе. Потому что не такие люди должны оказываться на самом верху. Понятно, что люди власти безнравственные и далеко не святые все. Но уровень амбиций у них должен быть другой. Например, изменить мир, вывести свою страну в мировые лидеры, показать всем кузькину мать, переделить мир в свою пользу. Понимаете, о чем я?

Яхта «Дильбар» Алишера Усманова. Фото: globallookpress.com

«ВН»: – Да хотя бы построить самую длинную лодку, а не купить. 

– Хотя бы что-то такое. А это просто малоамбициозные маленькие подленькие люди. С ними не сделать великих дел. С ними даже не сделать великого злодеяния. Вообще ничего великого сделать с ними невозможно. 

«ВН»: – Си пожелал Путину снова избраться президентом. Но Владимир Путин уже немолод, а президентский срок – это еще 6 лет. Как вам такая перспектива?

– Председатель Си, мне кажется, вручил ярлык. Причем вручил его лично Путину. И Путин обрел дополнительное – внешнее – основание своей легитимности. Теперь он может не спрашивать у вашингтонского обкома, а может опираться на поддержку великого Китая в продолжении своего президентского правления. А то, что кто-то старый… Ну в Америке тоже все старые. Что тут сделать?

Дональд Трамп. Фото: Drew Angerer / Getty Image

Конечно, нам нужны молодые лидеры. Они всем нужны. Но десятки лет была выстроена система, когда всех возможных претендентов «отстреливали на подступах». И в этом смысле ничего не изменилось. Всех нам известных людей – их фамилии вы прекрасно знаете – держат очень далеко от возможности подобраться к первому месту нашей феодальной иерархии. Не буду называть их фамилии, чтобы им не навредить лишний раз. 

Каким образом произойдет обновление – совершенно неясно. В классической монархии это обновление происходило за смены поколений – у монарха вырастал сын. Которого он сам «назначал» своим наследником. 

Ни у кого нет понимания насчет выхода из этого кризиса. Путин все-таки невечный. Но замена монарха сразу создает такие проблемы в наших иерархиях… Новый монарх – это новая война, всё по новой делить… Так что для нас, объективно говоря, Путин сейчас не самый плохой вариант. А вдруг они сейчас Кириенко решат поставить…

Фото: Эрик Романенко/ТАСС

Кириенко молодой, нормально же? Они ведь не поставят Пригожина? Вряд ли… А что, народ кого-то выберет? Народ никогда никого не выберет. Народ никогда и ничего не решает. У него нет таких возможностей. И лучше уж Путин, чем Кудрин. Всё, что там рядом с Путиным, это еще хуже, чем Путин. Но это специально так и подбиралось, чтобы никто не смог составить ему конкуренцию. 

Выхода нет, сделать ничего невозможно, мы бессильны, остается уповать только на Бога. Что Бог как-нибудь управит. Ведь дело не только в каких-то деньгах или политических амбициях. Дело в России. И в ее огромной народе. Бог как-нибудь управит… 

Кафедральный собор Христа Спасителя

Кафедральный собор Христа Спасителя. Фото: askideas.com

«ВН»: – А что же с СВО? Если появляется какой-то новый горизонт, то ставить точку в украинской ситуации придется каким-то образом? 

– Войну мы не проиграем. Мы не можем проиграть. Это сейчас слишком важно для существования нашей цивилизации, нашего цивилизационного проекта. Эту войну мы обязательно выиграем. Мы обязательно победим. Наша задача, конечно, сделать это быстрее и с причинением наименьшего вреда самим себе и населению Украины, которая все же нам не чужая. Но наша победа – это неизбежность. 

В.В. Путин на параде 9 мая 2022

Ну а некоторые наши проекты – надо уметь признавать, что они не получились. Допустим, та же ОДКБ себя дискредитирует, она не получилась. И возможно, стоит ее сворачивать. Непонятна и судьба ЕАЭС. Зато, например, прекрасен наш проект союзного государства России и Белоруссии. И в эту интеграцию, думаю, будут со временем вступать и другие субъекты. Что не получилось – нужно без сомнения и стеснения оставлять, а что получилось – нужно развивать. 

«ВН»: – Что можно считать победой в СВО и какой срок вы на это отводите?

– Я думаю, что СВО может продлиться еще два-три года. За это время, наверное, мы сможем достичь военной победы на поле боя. А военная победа означает, что ты можешь диктовать своему противнику свои условия мира. 

Герман Садулаев

Герман Садулаев / ВК

«ВН»: – Взятие Киева необязательно?

– Необязательно. По результатам военной победы заключается мир, но условия мира диктует победитель. Может быть, мы и не будем заходить в Киев. Мы просто продиктуем условия мира, которые будут устраивать нас, будут устранять угрозу от нас. 

«ВН»: – А если Украина не сдастся без взятия Киева?

– Важно ведь не взятие городов. Важно разгромить военную силу противника. Нанести ему решительное военное поражение. Чтобы у него не осталось сил, и средств, и моральной готовности продолжать сопротивление. Можно это сделать с помощью взятия столицы. Можно и без взятия столицы. 



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ