В ЧВК «Вагнер» рассказали о героической смерти депутата из Хакассии Иванова в зоне СВО
В рапорте указано, что Дмитрий Иван по собственной инициативе участвовал в специальной военной операции
Французы свой пенсионный возраст не отстояли. Теперь им работать – внимание! – на два года дольше (возраст выхода на пенсию повышается с 62 до 64 лет). Конституционный совет республики признал реформу законной, после чего президент Эмманюэль Макрон пообещал «сразу промульгировать этот закон». «Пенсионная реформа вступит в силу осенью», – заявил он. Подчеркивая – видимо, чтоб граждане республики даже не надеялись – что данное решение не будет отложено в долгий ящик.
Рейтинг Макрона тут же существенно просел (его поддерживает всего 26% населения, а 69% уже сожалеют, что Макрон переизбрался на второй срок), но революции – по крайней мере, пока – не случилось. Да, протесты идут (причем, что называется, с переходом в уличные беспорядки), свободолюбивых французов так просто не сломить, но ситуацию нельзя назвать критической (протесты во Франции обычное дело, вспомним «желтые жилеты»). Власти Макрона уж таких явных угроз нет. И это – подчеркну еще раз – во Франции. Что, надо полагать, вполне может вдохновить кремлевских небожителей провернуть что-то подобное и в России. И такое чувство, что уже вдохновило.
Помните, с чего началась предыдущая так называемая пенсионная реформа (а по факту – преступный отъем средств у населения)?
С того, что ряд энтузиастов (чиновников и славных деятелей шоу-бизнеса) стали вдруг в один голос возмущаться тем, что в России слишком рано выходят на пенсию. Некоторые депутаты даже заявляли, что граждане РФ заваливают их письмами то ли с просьбами, то ли с требованиями срочно повысить пенсионный возраст (мда, хотелось бы посмотреть на эти мешки писем, очень бы хотелось). А то это как-то для здоровья неполезно: точно в 55 (у женщин) и 60 лет (у мужчин) жизнь уже заканчивается. Ибо в России уж так сложилось, что статус пенсионера – это синоним человека, как бы находящего на периферии жизни, уже готового ее, жизнь, покинуть. А так еще целых пять лет себя человеком чувствуешь! Молодым и востребованным! Ух! Правда, 92% россиян были против, но Кремлю виднее, что для блага народного нужно. Народец-то у нас, как власть, видимо, полагает, темный, не понимает, что ему для счастья надо. А иногда, вот как в случае с «пенсионной реформой», даже бежит, противится счастью своему, ропщет. Но ничего: в Кремле люди не просто так сидят, они не позволят народу от счастья своего улизнуть. Даже не надеетесь. Что и показала история с повышением пенсионного возраста.
Но с тех пор много воды уже утекло. И пандемия коронавируса прошла, и вот СВО уже больше года идет (пятнадцатый месяц, как-никак!), и санкциями РФ обложили по самое «не хочу». В общем, ситуация изменилась кардинально. Можно сказать, созрела насущная необходимость для очередного осчастливливания населения.
И вот – первая ласточка. На днях глава Федерации лыжных гонок России (ФЛГР) Елена Вяльбе выступила с инициативой поднять возраст выхода на пенсию до 75 лет: «Честно сказать, когда несколько лет назад была пенсионная реформа, я так радовалась тому, что попозже должны уйти на пенсию. Я думаю, что вообще на пенсию надо не раньше 75 уходить, когда ты уже на самом деле что-то там не можешь. Я полна энергии, полна сил. 55 – это просто красивая дата», – заявила она.
Теперь ждем возгласов одобрения, поддерживающих реплик, еще подобных заявлений уже со стороны селебрити и чиновников, а дальше – внесения в Госдуму соответствующих инициатив (исключительно по просьбам трудящихся) и так далее. Вплоть до вступления в силу новой пенсионной реформы (жаль, французики нас уже обогнали – к осени не поспеем; придется, как всегда, в хвосте прогресса плестись).
И вот тут слышу голоса скептиков: ну какая новая пенсионная реформа?! Мужики и так на пенсию выходят в 65 при том, что средняя продолжительность жизни 67 лет (а вот средняя продолжительность здоровой жизни, по оценке ВОЗ, 60,7 лет, то есть последние четыре года пашут… ну вы сами понимаете, в каком состоянии). Если до 75 поднять, то получается, что и на пенсии-то не поживешь. На такое даже Кремль не пойдет.
С высокой долей вероятности – да, на такое Кремль не пойдет (хотя и заманчиво очень: деньги в Пенсионный фонд отчисляться будут, а вот уже из него на мужские пенсии – выходить будут сущие копейки: на редких долгожителей. Только представьте, какая это экономия для бюджета!). Однако тут есть нюанс: а что это мы к мужчинам-то привязались, у нас что, женщин, что ли, нету? Тем более если обратить взгляд на опыт недружественных государств (а в их сторону в Кремле смотрят пристально и с повышенным вниманием), то мы можем увидеть одну интересную закономерность: во многих странах возраст выхода не пенсию у мужчин и женщин одинаковый. Дания, Норвегия, Германия – там мужчины и женщины выходят на пенсию в 67 лет, а в Японии (это, правда, уже не Запад, но все равно недружественная нам страна) – аж в 70!
А что в России? А в России женщины, как известно, выходят на пенсию теперь в 60 лет. И это при том, что средняя продолжительность их жизни – приблизительно 75. Это получается, что российские женщины на пенсии – в среднем – живут по 15 лет! Это же разорение для казны! Да тут никаких денег не напасешься! А вот если женщинам поднять, хотя бы лет на пять, то куда экономичнее выходит. Тем более, скорее всего, после дополнительных пяти лет на работе женщины жить станут меньше – опять же экономия. Значительная.
И обоснование тут уже есть: хотели равенства прав, суфражистки-феминистки? Получайте! Мужики в 65 выходят, следовательно, и женщины будут тоже – в 65.
Впрочем, тут дело далеко не в равенстве прав только. Сама ситуация как бы намекает на это. Во-первых, в связи с санкциями и ухудшением отношений с Западом доходы страны падают (и повышаться им, если брать наличествующую конъюнктуру, в ближайшее время не из чего). Бюджет на этот год был принят и так дефицитный (дефицит почти 3 трлн рублей), но и в него, по ходу дела, кажется, не укладываемся. Только за первый квартал дефицит составил 2,4 трлн рублей. И снова же: предпосылок, что по итогу второго квартала он будет меньше, нет.
Во-вторых, не будем забывать, что РФ ведет СВО, а последнее – дело дорогое. На конец прошлого года академик РАН, доктор экономических наук Абел Аганбегян писал: «По оценке, совокупный ущерб для России от СВО, включая смертность и ранения, составляет около 1 млрд долларов в день». Вероятно, сейчас эта сумма несколько выше (говорят о 1,2 млрд в день). Надо думать, что во время украинского контрнаступления эта цифра еще увеличится. То есть расходы – очень немаленькие. А деньги ведь не только на СВО тратятся, есть и другие сферы, на которые рукой не махнешь: социалка, медицина, образование и проч.
И вот тут вопрос: откуда средства-то брать (в особенности если экономика, что весьма вероятно, войдет в стадию стагнации)? Из «кубышки»? Так в нее и так уже залезать начали, к тому же – не резиновая она.
Поэтому, чтобы хоть как-то держаться на плаву, придется изыскивать альтернативные источники дохода. И среди них – да, пусть и не на первом месте – новая пенсионная реформа. Тем более что (звучит, соглашусь, цинично, но политика – она дело циничное) время выбрано будет крайне удачно. Есть объективное обоснование: война с Западом. В такое нелегкое для страны время массовых протестов не будет (если вообще будут). Все пройдет гладенько. Да еще и перспективу сбрасывать со счетов не стоит: ведь когда-нибудь ситуация нормализуется (ну хоть как-то), а вот новый возраст выхода на пенсию – останется навсегда. Как говорится, нет худа без добра, с точки зрения власти, разумеется.
Но это при условии, что Кремль все-таки решится на очередную непопулярную меру, вдохновившись примером Франции. Хотя, конечно, еще не факт. Может, и пронесет. А может – и нет. Поживем – увидим.