Будут ли в сентябре выборы, или Как СВО связана с ЕДГ?

2 года назад

По всей видимости, то есть если в ближайшем будущем не произойдет ничего из ряда вон выходящего, например, в том духе, что Штаты все-таки согласуют Украине поставку реактивных систем залпового огня, способных поражать цели на дальнем расстоянии, которые давно уже просит Зеленский, и та начнет уже серьезно наносить удары по России, то сентябрьские выборы все-таки состоятся.

Хотя, думается, еще некоторое время назад вопрос висел в воздухе. О чем, собственно, и говорит выступление лидера СРЗП Сергея Миронова, предложившего отменить выборы в этом году, так как они, во-первых, могут разрушить партийный консенсус, образовавшийся на почве СВО, что будет на руку Западу, и даже пошатнуть «опору страны», в роли которой, разумеется, выступает Владимир Владимирович Путин. Во-вторых, учитывая то непростое положение, в котором сейчас находится страна, те ресурсы, что пойдут на кампанию, по мнению Сергея Михайловича, куда целесообразнее перебросить на помощь населению и армии. И в-третьих, сейчас на полях сражений растет новая элита, которая не будет иметь возможности участвовать в этих выборах, что не совсем справедливо, полагает Миронов.

Но в данном случае его аргументация не так уж и важна (хотя нельзя не отметить, что она направлена на то, чтобы убедить именно единороссов). Важна сама постановка вопроса. Из чего следует, что до этого момента окончательное решение еще не было принято. Можно сказать, что своей инициативой Миронов и запустил процесс принятия этого самого решения. В его окончательной редакции.

И да, свой интерес Миронов, конечно, имеет: перенос выборов на неопределенный срок выгоден как раз именно парламентской оппозиции. Будем честными: партийный консенсус отрицательно сыграл на рейтингах оппозиционных партий, которые, по сути, перестали чем-то отличаться от «Единой России» (по крайней мере, судя по их риторике). Поскольку, поддержав СВО, они лишились главного своего преимущества – возможности критиковать власть, которая получила карт-бланш. А без этого – громких и даже не очень побед ждать не стоит. Это понимает и Геннадий Андреевич, который на закрытой встрече с президентом, как пишет URA.RU со ссылкой на информированные источники, четко дал понять последнему, что КПРФ не будет бузить, если выборы перенесут.

Но дело, понятно, не только в этом: если бы в России шла бы действительно реальная партийная конкуренция (пусть и с закулисными интригами – куда уж без них?), то это уже была бы какая-то другая – правда, точно не лимоновская – Россия. По словам политолога Константина Калачева, «Миронов фактически проводит интересы целой группы влияния во власти, которая хотела бы в принципе отказаться от выборов как инструмента перемен вообще из-за того, что они несут высокие риски, да и никак не связаны со скрепностью, соборностью и прочими традиционными устоями». Более того: перенос выборов стал бы, с одной стороны, маркером изменения внутриполитической ситуации в связи с СВО, с другой – триггером этих изменений, так как по российскому законодательству необходимы чрезвычайные условия для переноса выборов, о которых пока речи не идет. Следовательно, эти условия нужно было бы актуализировать, например, спешно объявить о присоединении к России ДРН и ЛНР, а также Херсонской области (а может, даже Запорожской области, на что прозрачно намекнул вице-премьер Марат Хуснуллин, заявив, что регион «будет в дружной семье России»), объявить Украине войну и провести хотя бы частичную мобилизацию.

Может ли себе сейчас позволить такое России? Теоретически – да. Но все-таки не стоит упускать из виду, что вышеперечисленные пункты чрезвычайщины требуют очень (очень!) больших ресурсов. И даже если предположить, что финансов хватит (вопрос – насколько?), то как обстоит с технической и технологической стороной дела? Допустим, будет мобилизовано энное количество мужчин. Это не такая проблема. Но их надо еще обучить (хватит ли кадров для этого?), экипировать (с этим могут возникнуть сложности), для их переброски на фронт нужно обеспечить бесперебойное функционирование тыла (тех же медиков благодаря оптимизации не хватает даже для гражданского населения и проч.), следует просчитать и внутриполитические риски, которые могут возникнуть, и так далее. То есть такой сценарий не так-то прост, как это может показаться на первый взгляд. И если что-то пойдет не так, как например, с началом СВО, которая, по всей вероятности, задумывалась как блицкриг, то вся Система может оказаться под угрозой обрушения. И реалисты в Кремле, надо полагать, это отчетливо понимают и не хотят рисковать в отличие от тех «ястребов», позицию которых и артикулировал Миронов.

Поэтому на следующий день после заявления Сергея Михайловича последовала отповедь секретаря генсовета партии власти Андрея Турчака, заявившего, что «Единая Россия» категорически не согласна с такой позицией. «Политическая конкуренция не ослабляет страну, а, напротив, делает ее сильнее. Тем более, что в главном – значении и оправданности СВО – все партии сходятся. Едва ли избирательная кампания способна пошатнуть этот консенсус», – пояснил Турчак. Его тут же поддержал и сенатор Андрей Клишас («аватар силовиков» – по меткому определению Станислава Белковского), отметивший, что «власть принадлежит народу, и все, в том числе парламентские, партии и политические силы должны об этом помнить и идти за мандатом к избирателю». А сегодня уже РБК со ссылкой на три источника, близкие к администрации президента, сообщил, что в Кремле приняли решение не переносить ЕДГ и сохранить губернаторские выборы.

Понятно, что с подскочившим рейтингом «Единой России» для ее кандидатов больших трудностей не составит получить нужное количество мандатов на региональных и муниципальных выборах, а нужным кандидатам/губернаторам избраться/переизбраться. У оппозиции шансов составить серьезную конкуренцию (по крайней мере, на сегодняшний день) практически нет. Даже в крупных и наиболее протестных городах. Тут и «лосиный кейс» Рашкина попал в кассу, и, как бы это цинично ни звучало, кончина Владимира Вольфовича, после которой ЛДПР уже не на что надеяться (снова же: если не будет новых вводных, что в случае с либерал-демократами выглядит очень сомнительным).

Но дело не только в этом: проведение запланированного ЕДГ прежде всего означает, что в стране все стабильно (и пусть в некоторых сферах, в той же самой экономике – совсем не так) и никакой чрезвычайщины в ближайшее время вводиться не будет. То есть покамест Кремль решил обойтись без объявления войны и мобилизации. А следовательно, СВО переходит в затяжную, позиционную фазу – на истощение. Возможно, ставка делается и на усталость Запада, без поддержки которого капитуляция Украины произойдет довольно-таки быстро. Тем более еще непонятно, как разыграется газово-нефтяной кейс и прочая, прочая. Переменных и неизвестных еще предостаточно. Так что форсирование ситуации вряд ли входит в ближайшие планы Кремля. А что будет после (конъюнктура может измениться чуть ли не в один момент), прогнозировать – все равно, что гадать на кофейной гуще, что целесообразнее оставить гадалкам и ведунам.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ