Ждать ли нового витка эскалации на Украине с переходом в третью мировую?

2 года назад

Евросоюз (ЕС) мучительно и тягомотно, но все-таки согласовал шестой пакет антироссийских санкций, в который вошло частичное (хотя радикалы из ЕС и бились за полное, но национальные интересы европейских государств, прежде всего – Венгрии, все же победили) эмбарго на российскую нефть: под запрет попало лишь то «черное золото», что идет морским путем. В денежном эквиваленте – это порядка 10 млрд долларов ежегодно, но покамест Кремлю можно по этому поводу шибко не беспокоиться, так как запрет начнет действовать только через полгода (а на нефтепродукты так вообще – через восемь месяцев) после того, как санкции вступят в силу. Но событием это не стало. И не из-за того, что к «пакетам» уже успели попривыкнуть, как, впрочем, и к мысли (за два месяца-то уж сам бог велел!) о нефтяном эмбарго. Просто новость о новых санкциях сильно поблекла на фоне известий из США, где одобрили поставки реактивных система залпового огня (РСЗО) Himars на Украину.

И вот это да, куда серьезнее. Особенно – в ближайшей перспективе, так как может существенно повлиять на ход специальной военной операции (СВО). Вот это – главное. А не опасения некоторых российских высокопоставленных чиновников (что, увы, говорит либо об их плохой информированности, либо о перекосе в пропаганду и алармизм, что в данном случае недопустимо), что с этих РСЗО удары могут быть нанесены по территории России. Ведь такие установки могут бить на расстояние до 300 километров. Да, действительно, могут, но в зависимости от снарядов. Так, Himars могут быть «укомплектованы» либо контейнером с шестью 227-мм управляемыми ракетами, либо контейнером с тактическими ракетами ATACMS, которые и бьют на эти самые искомые 300 километров. Но нюанс в том, что в поставку, которую одобрили в США, контейнеры с ATACMS не попадут. В распоряжении ВСУ, грубо говоря, будут только ракеты с дальностью до 80 километров, чего явно недостаточно, чтобы нанести удары по территории РФ. Тем более стоит учитывать их сравнительно небольшое количество, что не позволит локализировать Himars вблизи российской границы: ясно, что системы пойдут на самые тяжелые участки, то есть на те, где сейчас идут боевые действия. К тому же не стоит списывать со счетов и то, что вряд ли украинские военные за три недели подготовки – а именно о таком сроке сообщалось на сайте Минобороны США – смогут освоить все тонкости владения/управления новыми и довольно-таки непростыми устройствами.

Но вот для того чтобы нанести серьезный урон российским войскам, включая логистические цепочки, и инфраструктуре подконтрольных им территорий, на отдельных небольших отрезках – этого вполне должно хватить. Даже исходя из того скромного количества, что поставят США. Которое, количество то есть, в скором времени может несколько увеличиться: о намерении поставить Украине РСЗО заявили и власти Великобритании, которые наряду со своими польскими коллегами не приемлют никаких компромиссов с РФ и призывает биться до полной победы Украины. Плюс – видимо, считав сигнал из Вашингтона, – РСЗО вдруг захотела поставить и Германия, о чем сообщил канцлер ФРГ Олаф Шольц, до этого старательно выдерживающий компромиссную политику касательно поставок оружия (впрочем, если вспомнить историю с «Гепардами», которые вот уже больше месяца все никак не могут дойти до Украины, то слова Шольца всерьез можно не воспринимать). Тем не менее вне зависимости от того, поставят ли РСЗО Украине Великобритания и Германия, тех, что придут из США (а они уже в Европе), будет достаточно для определенного увеличения мощи ВСУ, что может создать войскам РФ весьма значительные трудности (глава офиса украинского президента Андрей Ермак уже предупредил о «неприятных сюрпризах», которые ждут РФ). Так как очевидно, что ВСУ попытаются выбить российские войска с Херсонской и Запорожской областей, а также ДНР и ЛНР, почти уже полностью находящихся под контролем России. И не исключено, что частично это у них может выйти (тут, впрочем, многое будет зависеть от скорости и скоординированности поставок, тех навыков по работе с РСЗО, которые успеют приобрести украинские военные и проч.). Что вызовет очень гневную реакцию со стороны Кремля. Причем, с точки зрения Запада, гарантии, данные украинским президентом Владимиром Зеленским о ненанесении ударов по территории РФ, будут выполнены полностью, так как, по его мнению, и Херсонская, и Запорожская области, и ЛДНР, и даже Крым являются частью Украины (кстати, о том, что по Крыму может быть нанесен удар из американских РСЗО, уже заявил советник Ермака Алексей Арестович).

И вот тут начинается самое интересное. Так как если такое произойдет, то Кремль должен будет как-то реагировать. Расклад, что Россия смирится с тем, что придется уступить территории, уже взятые под контроль, отпадает сам собой. Такое даже представить невозможно. Следовательно, у России остаются три варианта. Первый: долгая, изнурительная, позиционная СВО. Сегодня один город отбили, завтра – потеряли, послезавтра – снова взяли и так далее. Сценарий реалистичный, в принципе, но затратный с точки зрения ресурсов (какой-то второй Афганистан выходит) и далеко не блестящий в плане имиджевых рисков, что в Кремле понимают очень хорошо: такое предъявлять россиянам, верившим в быструю победу, лучше не стоит. Рейтинги президента обвалятся, недовольство экономической ситуацией в стране резко вырастет. Политически – вариант проигрышный.

Второй вариант: переход СВО в стадию полномасштабной войны с частичной мобилизацией. Тоже вполне реалистический сценарий. Но минусы те же: рост политической нестабильности, ибо одно дело поддерживать СВО на опросах общественного мнения и совсем другое – отправлять на войну своих внуков, сыновей, братьев, мужей. Как минимум для такого российское общество не было подготовлено. Пассионариев – раз, два и обчелся. В военкоматы очередей не будет. Плюс экономика, которая пока держится, но что будет через два-три месяца – никто не знает. Однако судя по тому, как прут цены в магазинах уже сейчас, – ничего хорошего ждать не стоит. Рост народного недовольства – очевиден.

И, наконец, третий вариант: тактический ядерный удар по территории Украины. Как предупреждение Западу, что последует, если оный не перестанет снабжать Незалежную оружием (ясно, что если поставки прекратятся и разнообразная помощь в том числе, то через какое-то и очень непродолжительное время украинской армии элементарно будет нечем воевать и так далее). И не стоит думать, что такое – из области фантастики. О чем, допустим, свидетельствуют слова зампреда Совбеза Дмитрия Медведева, который с начала СВО, резко переобувшись в сурового консерватора и патриота, стал, по сути, рупором Кремля: «Когда говорят, что это невозможно, потому что невозможно никогда, всегда ошибаются. Тем более что ядерное оружие уже было применено в истории человечества. И сделали это не кто иные, как американцы», – заявил он в интервью телеканалу Al Jazeera. Причем уже дважды за последнее время – с того момента, как в Вашингтоне стали обсуждать поставку РСЗО Украине – Медведев предупреждал «западных партнеров», что в случае атак по территории РФ Москва будет наносить удары «по центрам принятия решений, часть из которых находится совсем не в Киеве».

Может сложится впечатление, что при условии, что РСЗО будут использоваться украинскими военными только на территории Украины, риск такого ответа снижается до статистической погрешности. Но это – только на первый взгляд, так как российское руководство уже де-факто (о чем, собственно, говорит то, что публично озвучиваются планы по проведению референдумов о вхождении в состав России Херсонской и Запорожской областей, а также ЛДНР) полагает эти регионы частью России. Поэтому удары по этим территориям могут рассматриваться как удары по территории РФ. И в этом случае вероятность тактического ядерного удара серьезно возрастает. Очень серьезно. Настолько, что последний выпуск очень авторитетного журнала The Economist полностью посвящен «Новой ядерной эре». И, стоит отметить, издание не исключает такого поворота событий, при котором ядерные боеголовки взметнутся в воздух, констатируя, что Запад еще сто дней назад (столько идет СВО) струхнул от этой перспективы, это выразилось в том, что блок НАТО, во-первых, не стал вмешиваться в конфликт, а во-вторых, не стал поставлять Украине тяжелое вооружение. И как Североатлантический альянс отреагирует на тактический ядерный удар – это еще вопрос.

Да, это может привести к тому, что Европа пойдет на попятную, прекратив снабжать Украину оружием и принудив Зеленского к капитуляции, если Кремль урегулирует вопрос с Вашингтоном. Но может случиться (и этот сценарий более вероятен), что договориться не удастся и США вступят в игру уже без обиняков, не ограничиваясь поставками оружия и гумпомощи, а введут свои войска (и НАТО, разумеется, с ними) на Украину. По всей видимости, ядерного удара от США (по крайней мере, сразу) не последует, война будет вестись конвенционным оружием, но то, что оного не последует со стороны России – сказать нельзя. Против США и НАТО без применения ядерного оружия России с высокой долей вероятности не выстоять. Тем более что в этом случае уже не надо будет сомневаться, нажимать на красную кнопку или нет. Как напомнил Медведев в уже упомянутом интервью, Россия может нанести ядерный удар в ответ на удар обычными вооружениями в случае, если он будет грозить существованию самого государства. А он будет. Вот вам и сценарий апокалипсиса, о котором тоже упомянул экс-премьер. И риск, что мир пойдет именно по этому сценарию, действительно высок. Без шуток.

Впрочем, может быть и такое, что РСЗО не дадут ВСУ значительного преимущества (все-таки их будет доставлено слишком мало). Тогда СВО пойдет так, как и шла: строго по плану. О котором нам, простым смертным, ничего неизвестно.

Тем не менее вероятность того, что события примут очень – в мировом масштабе – скверный оборот, наличествует. Но вот станет ли она реальностью – узнаем, как на Украину придут РСЗО. Если, конечно, до того времени не произойдет ничего такого, что в корне поменяет все расклады.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ