Зеленский пошёл ва-банк, или Как Кремль может обрушить все планы Запада по Украине

6 месяцев назад

На Западе, похоже, всерьёз настроились на то, чтобы усадить Украину за стол переговоров. Как сообщает NBC, Вашингтон и Брюссель обсуждают с Киевом возможность мирных переговоров с Москвой, включая очень щепетильный для Зеленского территориальный вопрос: по всей видимости, Незалежной всё-таки придётся отказаться от ряда территорий (в Госдепе США, впрочем, это опровергают, но кто сказал, что честность – это неотъемлемая составляющая политики?).

Владимир Зеленский. Фото: AP/TASS

И что тут любопытно, так это то, что сей инсайд вышел аккурат после череды громких публикаций с критикой украинского президента.

Напомню в общих чертах.

Сначала в Time вышла статья Саймона Шустера, в которой он со ссылкой на нескольких членов команды Зеленского нарисовал непривычный для западных СМИ портрет украинского президента. Журналист пишет, что многие люди из ближнего круга Зеленского уже не верят в победу Украины, что никак не сказывается на позиции самого Владимира Александровича: как отмечает один из собеседников Шустера, «его вера в окончательную победу Украины над Россией приобрела такую форму, которая беспокоит некоторых его советников», стала «непоколебимой» и «граничит с мессианством».

Затем в The Economist вышла статья главкома ВСУ Валерия Залужного, признавшего тупиковую ситуацию на фронте, из которой не выйти без либо прорывных технических решений, либо значительного увеличения поставок определённого вида оружия. То есть Залужный прямым текстом говорит о переходе конфликта в стадию затяжной позиционной войны, что идёт вразрез с наступательными амбициями Зеленского.

Следом за статьёй Залужный дал The Economist ещё и интервью, в котором повторил уже высказанные тезисы (видимо, из расчёта на самых непонятливых и твердолобых).

А после в немецкой Die Welt вышло интервью бывшего генпрокурора Юрия Луценко (ныне, правда, входящего в команду Порошенко), в котором он заявил, что «Зеленский правит как авторитарный единоличный правитель».

И на десерт: небезызвестный Алексей Арестович, недавно перебравшийся на Запад, занялся сольной политической карьерой, готовясь создать конкуренцию своему бывшему работодателю на президентских выборах в марте следующего года (если, конечно, они будут). Понятное дело, безжалостно критикуя (и часто вполне обоснованно, если смотреть с украинской точки зрения) последнего.

На совпадение явно не тянет, особенно если в эту картину вписать убийство (официальная версия – несчастный случай) помощника Залужного Геннадия Частякова, которое выглядит как предупреждение самому главкому: чтобы не рыпался и не продвигал точку зрения, отличную от президентской (сам Зеленский, комментируя статью Залужного, заявил, что не считает сложившуюся ситуацию на фронте патовой, напомнив, что Украина оказывалась и в куда более худших передрягах, например в феврале 2022 года).

Конечно, утверждать на сто процентов нельзя, но уж больно смахивает на целенаправленную кампанию по сносу Зеленского (на это же указывает и его гипотетический ответ в виде предупреждения Залужному): создать образ неадекватного диктатора в массовом сознании, чтобы у него не было никаких шансов победить на выборах.

Кстати, а что насчёт самих выборов?

Тут картина противоречивая.

С одной стороны, по мнению украинского президента, «выборы сейчас не ко времени». И эта точка зрения становится официальной. Так, представитель президента в Конституционном суде Фёдор Вениславский усомнился в легитимности президента, избранного во время войны, а заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Сергей Дубовик заявил, что Зеленский продолжит трудиться на президентском посту и после истечения срока, так как Конституция Украины запрещает проведение выборов во время войны.

Но с другой – в Киеве пошли процессы для их проведения (нардеп от Евросолидарности Алексей Гончаренко сообщил, что Зеленский уже дал указание готовиться к очередным выборам президента в конституционный срок, а также появилась информация, что уже разработан черновик законопроекта о проведении выборов президента в следующем году на прифронтовых территориях, подлинность которого подтвердила заместитель главы комитета по вопросам организации госвласти Алина Загоруйко).

То есть, по всей видимости, выборам быть. И вряд ли Зеленский здесь всё же что-то сможет сделать, учитывая, что украинская гривна на данный момент чуть ли не на 90% «состоит» из западных дотаций (в Госдепе США опять же отрицают факт давления на Киев по теме президентских выборов, но сама конъюнктура указывает на немного иное).

Это, в свою очередь, означает, что либо Зеленский решил пойти на выборы, взяв на флаг войну до победного конца и, соответственно, поставив всё на карту, либо покамест он хитрит и к началу предвыборной кампании сменит свою позицию по мирным переговорам. В противном случае высока вероятность его поражения на выборах, либо, если выборы не состоятся, его отстранение от власти военным путём, либо – как вариант – значительное ухудшение военного и экономического положения Украины, неотвратимого при проведении той же политики, что приведёт к социально-политической дестабилизации и, как следствие, отставке Зеленского.

Но что можно сказать определённо, так это то, что перемены и, возможно, мирные переговоры не за горами.

Более того: если придерживаться версии, что сейчас стартовала кампания против Зеленского, то в связи с этим вспоминается вот что. В середине сентября министр обороны Италии Гвидо Крозетто заявил la Repubblica, что дипломатическое решение по российско-украинскому конфликту будет найдено в течение следующих семи или восьми месяцев. Спустя чуть более чем полмесяца Крозетто, по сообщению ANSA, высказался ещё более конкретно: «Следующая весна может стать временем, когда обе стороны исчерпают свои ресурсы для достижения прорыва, в результате чего может открыться попытка диалога».

Так что же это получается: что в Риме ещё за несколько месяцев до выхода статьи Шустера в Time знали, что грядёт операция по принуждению Киева к переговорам?

Ну да, выходит крайне конспирологичненько. Но как иначе объяснить сию череду «случайностей»?

Только тем, что на Западе уже несколько месяцев назад (видимо, по промежуточным результатам контрнаступления, не особенно отличающихся от его итогов) было принято твёрдое решение по Зеленскому: Западу нужен президент посговорчивее, покладистее.

Тем более, что США уже выполнили свою миссию: Россия отрезана от европейских рынков (хотя контрабандой российские энергоносители идут ещё как), отношения с той же Германией, которая выступала одним из основных партнёров РФ в Европе, изгажены до невозможности, санкции работают и будут работать ещё долго, что явно не будет способствовать экономическому росту России и проч. – так к чему продолжать войну?

Верно: совершенно незачем. В особенности учитывая непростую внутриполитическую ситуацию в самих США за год до выборов, которые – при определённых обстоятельствах – могут обернуться гражданской войной.

Но тут встаёт вопрос: даже если Западу удастся склонить Украину к переговорам, пойдёт ли на них Россия, у которой оказался более значительный запас прочности?

Вот по этому поводу возникают вполне оправданные сомнения: зачем идти на переговоры, если Запад отстраняется от Незалежной (в американском Конгрессе уже несколько недель не могут согласовать новый пакет помощи Украине, а транш Евросоюза в размере 50 млрд евро, всё равно, впрочем, недостаточный для того, чтобы покрыть потребности Незалежной в течение следующих трёх лет, блокируют Венгрия и Словакия)?

И вот это обстоятельство создаёт интригу похлеще той, которая намечается в Киеве. Интригу, способную свести все планы Запада до дырки от бублика, что, в свою очередь, делает дальнейшее развитие ситуации – по крайней мере с позиции сегодняшнего дня – едва ли прогнозируемым: многополярный мир может принести ещё много сюрпризов. И понятно, что о приятных речь уже не идёт.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ