Великобритания выделит Украине еще 1,3 млрд фунтов помощи
300 млн предназначены на покупку оружия
В Санкт-Петербурге Октябрьский районный суд запретил фильм Светланы Басковой «Зеленый слоник». Пользователи Рунета его знают по экстрасенсу Пахому и актеру Епифанцеву, по культовой фразе «Братишка, я тебе покушать принес». В фильме много насилия, выносов мозга, крови, экскрементов и прочего концентрированного безумия. Оно было снято кустарно четверть века назад, никакой коммерческой выгоды не преследовало, и так и осталось бы уделом горстки ценителей андеграунда, если бы не несколько волн внезапной популярности.
Первый всплеск интереса к «Слонику» мне доводилось наблюдать во второй половине нулевых годов. Цитаты Пахома, Епифанцева, Маслаева становились воистину народными. И молодые и злые тролли общались фразами из кино в своих едких комментах, создавали песни и аудиоколлажи, делали телефонные пранки. «Сердится будешь — себе дороже», «выпил я три семерки с одной дурой», «да будьте ж вы людьми», «и это офицеры», «я полковник, я на белом коне», «здоровый как пельмень», «фуфлыжно сидим» и т.п. Это самый успешный фильм режиссера Светланы Басковой, и его успех можно сравнить с кассетами Шуры Каретного или Красной Плесени. Ушло в народ, но денег они на этом так и не заработали. В десятых годах фильм в интернете продолжают обсуждать. Но с меньшим ажиотажем, конечно. По старой памяти. И если судить объективно, то что-то из себя эта картина действительно представляет, если столько лет ее цитируют. Как Ильфа и Петрова, как Даун Хаус или ДМБ.
«Зеленого слоника» неискушенный зритель выключит на первой же минуте. Скажет, да что это за безобразие. Криво снято, как кино из Уганды (кстати, так и есть). Даже те, кто заразился фразами-паразитами из «слоника», в основной массе своей не могут объяснить, что конкретно им в фильме понравилось. Они просто считают его кринжовым бессмысленным трэшем. Вирусный длинный видос, в котором один чувак унижает другого чувака. Но они не понимают, насколько глубок этот фильм. За всеми этими диалогами Пахома и Епифанцева сложно увидеть идею, то, что хотел сказать автор.
Фильм был снят аж в 90-х. И в контексте всех происходивших в то время событий (прежде всего, война в Чечне) имел антивоенную направленность. Это не просто два товарища, которых посадили на губу (гауптвахту) за проступки. «Зеленый слоник» был своеобразным откликом на происходившие в Чечне события, попыткой посмотреть на то, в каком состоянии находится армия. Режиссер изображает несколько типов: набыченный солдафон, чванливый карьерист, маменькин сынок и мечтающий стать полковником маленький человек. Эта картина мира была очень удобна для условного «комитета солдатских матерей». Никаких положительных образов, разумеется, в фильме нет. Воинское сословие Баскова явно не любит.
Светлана Баскова всегда в своих фильмах (и «Пять бутылок водки», и «За Маркса») стоит горой за униженных и оскорбленных. «Зеленый слоник» — фильм о том, что землю наследуют слабые. Пока сильные и духовитые будут нещадно упражняться в понтах, показывать свои мускулы и знания, мочить друг друга, их самоутверждение происходит исключительно за счет тех, кто оказался слабее их физически и морально. Все перегрызут друг другу глотки, а дурачок жив останется — и в этом будет его маленькая победа. У него нет того «духа», которого от него требует мир, он не хочет никому ничего доказывать этот чудик.Он нелеп и забавен, эти сильные над ним издеваются и самоутверждаются, думая, что тем самым они становятся выше и авторитетнее. Но это не так. Этот дурачок еще беззлобно спляшет на их могилах, и пропоет свою милую песенку про «зеленого слоника и веселого головастика». Отряхнется и дальше себе пойдет. Ему нет дела до белого коня и вальгаллы. Весь мир будет рушиться, безумие будет нарастать, и в этом хаосе нормально и относительно комфортно будет только герою Пахома — «Поехавшему», психу, который не играет по правилам и не за что не переживает. Выживут только поехавшие.
Напрасно запретили это кино, суд спровоцировал лишь очередную волну интереса к «братишке», который «покушать принес». Очень большой ажиотаж эта весть вызвала в СМИ. Свои едкие комменты дали уже и главные герои фильма, и режиссер. И молодой зритель вновь потянется к вражескому випиэну или торренту, чтобы пересмотреть подзабытый шедевр российского арт-хауса. И опять начнутся мемы, с новой силой и скоростью. А кому нужны сейчас такие мемы про армию? Особенно в контексте происходящих в наше время катаклизмов. Не трогали бы «Слоника», спал бы он себе нормально.
Впервые в 00-х ещё на кассете смотрели, знакомый панк в харьковской театральной тусовке намутил. Персонажи архетипичные конечно. И профессиональные критики, Михаил Трофименко например (он с Басковой дружит), его ценят. «За драматургию, актёрскую игру». Покойный Маслаев тоже угарный чел, он и в жизни шизиком был. Фильм по любому мощный, я его много раз посмотрел (другим показывал, ещё на ДВД), хоть это и либеральная агитка такая. Времечко то ведь гадкое было, я сам хоть 88-го года рождения, но знаю как тогда военным рекомендовали форму не одевать в город выходя, с них фуражки сбивали… Предки нынешних «стыдящихся быть русскими» тогда властвовали по полной.
К слову, в противовес подобным посылам тот же Захар и написал «Патологии» а Влад Шурыгин на концерте Коррозии Металла перед песней «Смерть цунарефам» кричал: «Вы должны любить войну, потому что вы все солдаты Третьей мировой!».
А крылатые фразы привязались навсегда )) Я вот только в комментах написал близорукому дурочку «Иван Грозный, Степан Разин — какая хуй-разница» и приятель недавно меня назвал по доброму «поехавшим».
Мне лично из русского арт-хауса ближе фильмы Юфита. «Папа, умер дед мороз», там, «Деревянная комната». Красивые. И «Ладони» Аристакисяна конечно же. Но ЗС мне визуально тоже нравится, он же ещё на плёночную камеру снят, в отличии от других фильмов Басковой. И эта угловато блуждающая камера, грюкающая об стены. Камера в одну сторону, фонарик в другую. Та ещё хтонь.
К слову, «Чай с Захаром» с участием Пахома была одной из самых рейтинговых )) А Пахом ещё книгу «Санькя» похвалил
Если бы не отмена, я никогда не узнала о нём и моя психика оказалась бы в целости и сохранности! Это худшее, что я смотрела в своей жизни!!!
Цензура — это самая высокая цена, которую можно получить за фильм, книгу или статью.