Запад пойдет на компромисс?

1 год назад

Несколько дней назад миллиардер Илон Маск довольно неожиданно выступил с планом урегулирования конфликта на Украине. Сделал он это в оригинальной – точнее, кажущейся оригинальной форме – и непосредственно в публичном пространстве. Суть предложений Маска такова: во-первых, Крым остается в составе России. Во-вторых, на остальных присоединенных территориях проводится повторный референдум под наблюдением ООН. В-третьих, Украина обязуется не препятствовать водоснабжению Крыма. В-четвертых, за Украиной закрепляется нейтральный статус, то есть она не должна входить ни в какие военные союзы, направленные против России.

Илон Маск. Фото: Britta Pedersen-Pool/Getty Images

Разумеется, Маск выступил со своим предложением не просто так: и время, и место, и форма предложений, которые исходят как бы от человека, напрямую не связанного с политикой, имеют вполне конкретные цели, в том числе прощупать общественное мнение. В целом последнее программу Маска поддержало, однако для корректного понимания происходящего стоит учитывать несколько чрезвычайно важных моментов.

Илон Маск считается сторонником Дональда Трампа, и, таким образом, озвученный им план можно считать компромиссом, который предлагается значительной частью американских республиканцев. Сам Трамп уже выступил с заявлением, что конфликт на Украине может обернуться третьей мировой войной, и призвал немедленно начать переговоры, чтобы избежать худшего. Попутно Трамп не удержался от соблазна пнуть администрацию Байдена за то, что своими действиями она всячески раздувала и провоцировала конфликт — что, впрочем, более чем соответствует истине.

Предложения Маска и замечания Трампа не остались незамеченными в верхних эшелонах европейских властей. В начале ноября предстоят выборы в конгресс США, на которых республиканцы имеют все шансы одержать победу. Это не значит, что ставший притчей во языцех Джо Байден станет совсем уж бессильным, но факт тот, что ему уже не удастся проводить любые решения, какие он сочтет нужным, и тащить Европу в фарватере своей политики. Есть и другие факторы, например, инфляция, забастовки, перебои с бензином, ухудшение качества жизни, банкротство тысяч мелких предприятий из-за непомерно выросших счетов за электричество.

В конце февраля на западном телевидении можно было в изобилии видеть «серьезных» экспертов, которые уверяли зрителей, что экономика России примерно равна экономике штата Техас и вообще европейцам не о чем волноваться. Теперь эти эксперты то ли растворились в своем экспертном всезнании, то ли с таким же уверенным видом вещают о чем-нибудь другом. Чем ближе зима, тем яснее становится, что санкции против России оказались обоюдоострым оружием, и еще неизвестно, кто пострадает от них больше.

Поэтому общественное мнение на Западе уже сейчас начинают готовить к тому, что с Россией придется заключить какой-то приемлемый компромисс. Внезапно, например, в вечернем эфире популярнейшего французского новостного канала BFM появился депутат Европарламента Тьерри Мариани и сделал несколько шокирующих заявлений, в том числе о том, что Крым должен остаться в составе России.

Я задаю простейший вопрос: сколько тысяч беженцев из Крыма появилось после того, как он был включен в состав России? Заметьте, там проживает около 2 миллионов человек. Но беженцев оттуда нет. Давайте не будем заниматься переписыванием истории: Крым был украинским лишь на протяжении очень ограниченного отрезка времени. Остальное время это была территория России.

И он добавил:

Я полагаю, что мы все были неправы, работая на разжигание войны, тогда как надо было вести разговор о мире. Зеленский мечтает о том, чтобы всех нас втянуть в войну, чтобы иметь возможность ее выиграть. Я вовсе не уверен, что моя страна должна быть втянута в войну, которая нас не касается.

Любопытно отметить, что Тьерри Мариани придерживается примерно той же линии, что и Илон Маск: евродепутат готов признать Крым частью России, но у него есть вопросы по поводу проведенных в этом году референдумов, хотя лично он не сомневается в русском характере Донецка, куда приезжал сам.

Всего месяц назад политика с подобными взглядами просто-напросто не пустили бы в эфир, и его появление знаменует возможное изменение курса западной коалиции по отношению к России. Слово «возможное» тут ключевое: на Западе крайне внимательно следят за украинским наступлением в Херсонском направлении, и если Россия потеряет Херсон, условия наверняка ужесточатся. Само собой, имеет значение, какая партия выиграет выборы в конгресс США в ноябре – многое указывает на то, что это будут республиканцы, но не стоит забывать пословицу «не говори гоп, пока не перепрыгнешь».

А пока Илон Маск в привычной для акул капитализма манере потребовал оплату услуг «Старлинка» на территории Украины, недвусмысленно дав понять, что в противном случае армия последней лишится связи. Потому что война — это не благотворительность, это бизнес. Для акул капитализма — уж точно.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ