Заход России в Центральную Азию накрылся медным тазом

1 год назад

А план, собственно, был неплохой: создание «тройственного газового союза» (с Казахстаном и Узбекистаном) решило бы для России две насущные проблемы. Во-первых, проблему «легализации» «токсичного» российского газа, который можно было бы гнать на Запад уже как казахский и узбекский, а во-вторых, снизить зависимость от Турции, которая все более беспардонно начинает пользоваться своим положением. В частности, как пишет Bloomberg, в эту пятницу турецкие власти должны обсудить с делегацией РФ в Анкаре возможность получения более чем 25-процентной скидки на газ, что, конечно же, означает для РФ большие финансовые потери. И бонусом для РФ стал бы заход на потерянные в политическом плане территории Центральной Азии с перспективой – пусть и призрачной, но все же – восстановления своего влияния. Но – не сложилось.

Сначала эту идею отверг Казахстан. Не то чтобы категорично, но Кремлю ясно дали понять, что энтузиазмом Астана по этому поводу не блещет: «Его (тройственный газовый союз – прим. авт.) еще рано обсуждать, потому что пока это некая идея. Но принципиальная позиция Казахстана заключается в том, что Казахстан не дозволяет использовать свою территорию для обхода санкций. В то же время мы сами не поддерживаем санкции как метод решения международных проблем», – заявил замминистра иностранных дел Казахстана Роман Василенко, уточнив, что эту идею необходимо внимательно изучить, так как в дипломатии озвучивается очень много идей, которые «заслуживают пристального внимания специалистов перед тем, как принимается то или иное государственное решение».

Однако исходя из общей конъюнктуры и циркулирующих слухов о том, что Казахстан серьезно подумывает о выходе из ОДКБ, было понятно, что вступать с Россией в новый союз он не будет. Хоть Астана максимально и попыталась дистанцироваться от «украинского кейса», судя по заявлениям казахских властей, можно сделать вывод, что в данном вопросе она на стороне Запада и идти на разрыв с ним из-за России не собирается. О чем, собственно, и говорит визит Токаева в Париж (на следующий день после встречи с Путиным!), где были заключены договоренности о многомиллиардных инвестициях в экономику Казахстана. По сути, этот «парижский вояж» вполне можно рассматривать как ответ.

А сегодня стало известно, что примеру Казахстана последовал и Узбекистан. Причем более категорично: по словам министра энергетики Журабека Мирзамахмудова, Узбекистан ведет переговоры о закупке газа и электроэнергии из соседних стран, но «не через какой-то альянс или союз». Он отметил, что власти страны не намерены ставить под угрозу «национальные интересы, экономику и независимость». «Мы никогда не согласимся на политические условия в обмен на газ», – цитирует министра Reuters. При этом Мирзамахмудов добавил, что закупки топлива у РФ возможны, но лишь при выгодных ценах и условиях контракта.«Если даже с РФ будет заключено соглашение о поставке газа, это не означает союз. Узбекистан не имеет общей границы с РФ», – заключил он.

Пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков, правда, заявил, что «Reuters неправильно истолковал слова». По его версии, «никто не ведет речи о газе в обмен на политические условия». «Речь идет о, естественно, коммерческой стороне, речь идет о координации действий в интересах государств, коммерческих интересов прежде всего стран-участниц, в этом направлении работа продолжает вестись», – сказал Песков, пояснив, что «страны заинтересованы в том, чтобы согласовывать свои действия в прокладке транспортных путей, (..) направлении дальнейших путей развития газовой инфраструктуры», а также «удовлетворении внутренних потребностей».

Но почему-то думается, что в Ташкенте уже решение приняли, и никакие апелляции Пескова к сугубо коммерческой стороне дела уже не помогут. Чтобы это понять, нужно вспомнить два момента. Во-первых, Узбекистан входит в «Организацию тюркских государств», а значит, находится под влиянием Турции (к тому же в плане субъектности Узбекистану до Казахстана еще идти и идти), а Эрдоган, как мы все прекрасно знаем, очень четко блюдет свои интересы. Представить, что он вот так просто отдаст Узбекистан РФ себе в ущерб, по меньшей мере очень сложно.

А во-вторых, да-да, опять Париж, куда президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев нанес визит 22 ноября. И визит этот был связан не только с Лувром. В совместном заявлении по итогам встречи двух президентов говорилось не только о делах культуры, но и об углублении двусторонних экономических отношений на базе «перехода на чистые источники энергии, чтобы ограничить выбросы парниковых газов». И нет, это не просто сотрясения воздуха: заявление было подкреплено подписанием Соглашения о стратегическом партнерстве на 2022–2025 гг. в поддержку государственных инвестиций Узбекистана между Французским агентством развития (AFD) и Узбекистаном. Кроме того, тогда же было подписано трехстороннее соглашение между государственным комитетом по геологии и минеральным ресурсам Узбекистана, госпредприятием «Навоийуран» и французским Orano Mining о расширении сотрудничества по добыче и переработке урана. Плюс к этому стороны находятся на начальной стадии переговоров по строительству перерабатывающих мощностей для конвенции урана в Узбекистане, которое, строительство то есть, планируется начать в первой четверти 24-го.

Поэтому ответ Узбекистана был известен, по сути, до того, как предложение о «тройственном газовом союзе» было озвучено: Турция и Франция уже успели подсуетится, чтобы РФ там точно ничего не светило. Что, в свою очередь, является еще одним свидетельством того, что Центральная Азия для РФ потеряна. Впрочем, это и так было ясно. Попытка продвинуть идею о «тройственном разовом союзе» лишь подтвердила очевидное. С чем, думается, можно поздравить Кремль (как мы все прекрасно понимаем, МИД тут мало что решает). С очередным геополитическим поражением.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ