Ядерная война уже за следующим поворотом?

2 года назад

После объявления о проведении референдумов о вхождении в состав РФ ЛДНР, а также Херсонской и Запорожской областей вопрос о применении Россией тактического ядерного оружия встал ребром.

Фото: Depositphotos

И это уже не шутки, не досужие домыслы политологов. Не вопрос какого-то далекого будущего, когда американцы передадут Украине ядерное оружие в качестве сдерживающего фактора (этот момент очень красноречиво иллюстрирует Северная Корея, к которой даже Штаты боятся сунуться). Это вопрос самой ближайшей перспективы. Ведь если после присоединения новых территорий к РФ ВСУ смогут оттеснить с них российскую армию, то есть повторить «харьковский кейс» – а такого поворота событий, судя по сводкам с фронта, исключать нельзя, – то это вполне будет подходить под те условия, при которых РФ может использовать нестратегическое ядерное оружие. Или если ВСУ начнут массированные обстрелы этих территорий (госсекретарь США Энтони Блинкен уже заявил, что Белый дом не имеет возражений против того, что Украина будет использовать западное оружие для ударов по новым территориям) – то же самое.

Все это черным по белому прописано в нашей военной доктрине. В «Основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания» говорится, что Россия может применить ядерное оружие в случае агрессии «против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства» (а заход ВСУ на новые российские территории вполне можно трактовать как эту самую угрозу). Более того: «В условиях эскалации военного конфликта демонстрация готовности и решимости применения силы с использованием нестратегического ядерного оружия является действенным сдерживающим фактором». Это уже из статьи 37 «Основ государственной политики РФ в области военно-морской деятельности до 2030 г.». Так что основания железные.

Об этом же говорит и Дмитрий Анатольевич, ныне занимающий специально созданный под него пост заместителя председателя Совбеза: «Приходится напомнить еще раз – для тех тугоухих, кто слышит только себя. Россия вправе применить ядерное оружие, если это будет необходимо. В заранее определенных случаях. В строгом соответствии с Основами государственной политики в области ядерного сдерживания. Если на нас или наших союзников будет совершено нападение с использованием подобного вида вооружений. Или если при агрессии с использованием обычного оружия возникнет угроза самому существованию нашего государства. Об этом недавно прямо сказал Президент России. <…>На разум и политическую волю киевского режима рассчитывать бессмысленно. А вот на здравый смысл и чувство самосохранения потворствующих им вражеских стран хрупкая надежда ещё остаётся. Они понимают: если угроза России превысит установленный предел опасности, нам придется ответить», – пишет он в своем телеграм-канале.

В общем, вероятность того, что тактическое ядерное оружие будет применено, есть – и немаленькая, вопрос в другом: какого ответа нам ждать со стороны НАТО? Ну или точнее со стороны США, поскольку ни Великобритания, ни Франция со своими несколькими сотнями боеголовок (у России, по данным CNN, только тактических боеголовок около 1900, а стратегических – под 2500!) даже не сунутся (и в этом плане решимость Трасс нажать на ядерную кнопку – просто блеф), по крайней мере, до реакции американцев.

Вот Дмитрий Анатольевич уверен, что со стороны Североатлантического альянса никакой серьезной реакции не последует: «Полагаю, что НАТО не станет прямо вмешиваться в конфликт и при таком раскладе. Ведь безопасность Вашингтона, Лондона, Брюсселя для Североатлантического альянса гораздо важнее, чем судьба никому не нужной погибающей Украины, пусть даже обильно снабжаемой разным оружием. Поставка современных вооружений – просто бизнес для западных стран, правда, густо замешанный на ненависти к нам. Не более. Погибать в ядерном апокалипсисе заокеанские и европейские демагоги не собираются. А потому – проглотят использование любого оружия в текущем конфликте», – поясняет он.

С одной стороны, да, такая позиция выглядит логично, особенно учитывая тот конформизм, который возведен на Западе чуть ли не в Абсолют. Тем более что речь идет об Украине, а не о стране, входящей в Альянс, так что даже про какие-то существенные имиджевые потери – речи, по сути, не идет.

Но с другой стороны, использование ядерного оружия – это прецедент. После Хиросимы и Нагасаки – это, по существу, табу, на котором держится вся архитектура мировой безопасности. И нарушить табу – означает превратить эту архитектуру в груду даже не камней, а пепла. И на это Штаты закрыть глаза не смогут. Ибо закрыть глаза будет означать, что США спасовали. А такого они себе не могут позволить даже при всем желании.

Поэтому на месте Дмитрия Анатольевича я бы не был так уверен, что Запад «проглотит использование любого оружия в текущем конфликте».

США очень серьезно относятся к этой угрозе, тем более, что о том же говорил и глава МИД Сергей Лавров и довольно прозрачно намекали пресс-секретарь президента Дмитрий Песков и сам Владимир Владимирович. Как пишет The Washington Post со ссылкой на источники в Белом доме, администрация Байдена уже несколько месяцев посылала Кремлю сигналы и предупреждения о том, что ядерный удар по Украине не останется без последствий. В интервью CBS Блинкен заявил, что у США есть план «по предотвращению третьей мировой войны», правда, никакой конкретики он к этому не добавил.

Есть мнение, что США ответят на тактический ядерный удар по Украине неядерным оружием. «Если российские силы в Украине начнут ядерную атаку, Соединенные Штаты могут нанести прямой удар по этим силам… Чтобы послать сообщение о том, что это не грядущая крупная война, это ограниченный удар», – цитирует The Washington Post профессора государственного управления в Джорджтаунском университете и директора Центра стратегии и безопасности Скоукрофта в Атлантическом совете Мэтью Кренига. В том же духе высказался и экс-командующий американскими войсками в Европе генерал-лейтенант Бен Ходжес: «Ответ Америки, возможно, будет и не ядерным, но это не помешает вооруженным силам США уничтожить российский Черноморский флот или крымские военные базы», – приводит его слова The Daily Mail.

Но каким бы ни был ответ США – он точно будет. И более того: по всей вероятности, за ним последует ответ России. Соответственно, мир вступит в эпоху третьей мировой. И это – без вариантов. В случае начала – ни Россия, ни США не пойдут на попятную.

Так что – за следующим поворотом уже ядерная война?

Ее призрак маячит на горизонте – это, действительно, так, но тут надо учитывать несколько моментов. Во-первых, сама угроза ядерного удара по Украине в том случае, если та будет атаковать те территории, что войдут в состав РФ, – это попытка принуждения к переговорам (то, что какие-то контакты имеются, подтверждает кейс с обменом пленных «азовцев»*) и прекращению конфликта (сам Владимир Владимирович уже не раз говорил о том, что Россия готова к возобновлению переговорного процесса, но Украина отказывается наотрез). И, во-вторых, нужно взять фактор мобилизации: если бы в Кремле в ближайшее время планировали «жахнуть» по Незалежной атомным оружием, то, очевидно, не было бы никакой необходимости проводить мобилизацию. Мобилизация – это сигнал к тому, что военные действия будут продолжаться, но без «радикальных средств». Да и в Вашингтоне, по словам пресс-секретаря Белого дома Карин Жан-Пьер, покамест не видят никаких признаков подготовки России к применению ядерного оружия.

Однако это совершенно не говорит о том, что оно не будет применено в будущем. Тут довольно много факторов, которые влияют на принятие этого решения. Будет ли Евросоюз и дальше поставлять Украине вооружение (вот Германия уже заявила, что все, что могла, – уже отдала)? Будут ли Штаты снабжать Незалежную оружием (пока это они делают бесперебойно, но что покажут выборы в ноябре: ведь если большинство возьмут республиканцы, то позиция США по Украине может претерпеть существенные изменения)? Как будут обстоять дела на фронте? Как Европа будет переносить энергетический кризис в зимнее время года и не станет ли это поводом для корректировки по «украинскому кейсу» и так далее?

В общем, ситуация, скажем так, непростая. Однако с высокой степенью вероятности можно предполагать, что за следующим поворотом третьей мировой не предвидится. Что будет потом – на данный момент не скажет никто. Не так давно президент Сербии Александр Вучич заявил, что «геополитическая мировая ситуация идет вниз, и мы будем свидетелями большого, большого, большого мирового конфликта». Не исключено, что его слова станут пророческими. И к этому нужно быть готовым. По крайней мере, морально.

*Террористическая организация, запрещенная на территории РФ



Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Александр Петров
Александр Петров
1 год назад

США могут тайно передать ЯО Украине и та без сомнений тоже его применит. Такой вариант рассматривается?

АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ