Восславим царствие чумы!

3 года назад

…Все в мире взаимосвязано, и настоящий палеонтолог, например, может всего лишь по одному клюву мамонта установить его местожительство, род занятий и даже сексуальные предпочтения.

Провал широко объявленной – доступной, бесплатной отлично подготовленной – вакцинации населения говорит в первую очередь об одном главном.

Ну то есть – о классическом русском фатализме, пофигизме и надежде на авось, конечно, он тоже говорит, как без этого. Национальные особенности, святое.

Но главное не это. Когда нужно, может русский человек и собраться, и мобилизоваться, и стать весьма конкретным и последовательным. Но для этого нужен повод, случай – и лучше, чтобы крайний.

Крайнего случая народ пока не ощущает. То есть вроде как эпидемия, вроде как локдаун идет один за другим, вроде как уже полтора года какого-то мутного сериала, больницы переполнены, половина населения переболела, а многие даже умерли… Но всеобщего ощущения катастрофы нет. Чума есть, но пир продолжается.

Благодаря, конечно, в том числе и действиям властей, которые – и это всем давно понятно, – манипулируют статистикой в большую или меньшую сторону, в зависимости от политической ситуации. Но ведь в целом, чтобы не допустить паники, власть не сильно раздувает масштабы и опасность эпидемии. И поэтому она, эпидемия, выглядит как-то несерьезно, что ли, чуть ли не сравнимо с рутиной ежегодного нападения гриппа.

Я не стану сейчас вдаваться в конспирологические теории – даром что сам очень их люблю. Их за полтора года чумного карантина и так уже набросали десятки. Насколько они были правдивы, мы узнаем когда-нибудь или примерно никогда, сейчас я не о том.

Почему люди не прививаются? Рискуя здоровьем, жизнью, рискуя заразить близких и родных, будучи достаточно наслышаны и – в целом – достаточно напуганы, почему они не прививаются? Это же не требует ни денег, ни усилий, это – по крайней мере, в соответствии с тиражируемой информацией – и спасает, и защищает, это помогает проявить и гражданскую сознательность, и социальную ответственность, и еще всякие – в зависимости от – плюшки.

Но нет. Народ массово, повсеместно и единодушно саботирует призывы к вакцинации, исходящие от властей.

Почему?

А потому что они исходят от властей.

Русский человек (а также любой примкнувший к нему человек другой национальности) не верит властям. Все, что говорит или делает власть, процеживается через критический фильтр эпичной толщины. Если власть к чему-то призывает, – говорит русскому человеку генетическая память, – то лучше этого избежать. Как минимум это бессмысленно, – говорит ему генетическая память, – а как максимум – пойдет во вред.

Люди не верят власти ни на копейку. Люди не верят власти ни в чем, даже в вопросе жизни и смерти. Меняются общественные формации и политические режимы, но отношение к власти в России остается прежним. И отношение это таково: власть всегда врет, манипулирует, хочет прокатиться на народном горбу и загрести из огня побольше каштанов его мозолистыми руками.

Справедливости ради, народ в целом прав. Вся история России показывает, что собственно для народа-то власть мало чего предпринимала. В основном ее деятельность была направлена на обеспечение себя самой, всяких приближенных к этому процессу лиц ну или – это в лучшем случае – на великую и светлую идею послезавтрашнего дня.

Поэтому народное сознание еще со времен стрелецких бунтов имеет для себя четкое разделение: от тута мы, народ, а тама они, власть. От власти ничего хорошего ожидать не приходится, от нее надо держаться подальше, кто с властью сотрудничает – тот самый утырок и есть, а если он и сам из власти – ну-тк, тогда и вовсе с ним ухо востро. И, конечно, что богу свечка, то черту кочерга: ежели что власти в пользу, так народу-т оно в самый что ни на есть вред. Сами пусть вакцинируются, короче, у них жопы-то вон какие, шире только хари.

Отношение это нутряное и глубинное, с ним сделать ничего невозможно, выковано оно и сформировано всей русской историей. На все, что власть предлагает или затевает, русский (и примкнувший, конечно), человек недоверчиво смотрит с прищурцем и издевочкой. А уж выполнять и вовсе не соберется, ежели, конечно, пинками не погнать или материально не простимулировать.

Кстати говоря, примерно такая же ситуация повсюду. Отношения народа с властью примерно везде строятся примерно по одной и той же схеме, что и показал нам весь этот стремный коронавирусный сериал. Италия, Франция, Германия, Бельгия, США – да всюду одно и то же, у нас тут еще более-менее спокойно все, ггг.

Что с этим можно сделать? Да черт его знает. Можно, конечно, было бы благодушно закончить призывом к властям быть честными с народом. И тогда, мол, – поколений через десять – воцарится взаимное доверие и все будут друг друга слушаться – люди власть, а власть людей, лев возляжет рядом с ягненком и все такое. Но что-то с трудом верится в этакую буколическую картину, и надо быть готовым к тому, что взаимный обман и взаимная же подозрительность – это навсегда.

Так что можно ожидать, что вакцинация в итоге станет жестко принудительной, или напротив – за нее станут платить живое бабло. Тогда люди, конечно, потянутся, потому что конспирология конспирологией, а пять (или десять) тысчонок на карман – это все-таки ощутимая прибавка, можно и рискнуть жопкой.

И тогда все станет хорошо. Наверное.

А пока –

Итак, хвала тебе, Чума!

Нам не страшна могилы тьма,

Нас не смутит твое призванье!

Бокалы пеним дружно мы

И девы-розы пьем дыханье, –

Быть может… полное Чумы!

(Замогильным голосом из-за кадра: Александр Сергеевич Пушкин).

Больше постов автора – здесь



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ