Владимир Путин утвердил новую стратегию нацбезопасности России. Там говорится о сбережении народа и цветных революциях. Нас это спасёт?

3 года назад

В прошлую пятницу президент России Владимир Путин утвердил Стратегию национальной безопасности РФ. Соответствующий указ опубликован в субботу на официальном портале правовой информации. Предыдущая доктрина была принята и утверждена в 2015 году и, конечно, не мог не возникнуть вопрос, а чем же новая доктрина отличается от старой?

Прощание с иллюзиями

В области внешней политики новую доктрину можно назвать доктриной прощания с иллюзиями. Из неё исчезли пункты и о «выстраивании полноценного партнерства» с США, и об «укреплении взаимовыгодного сотрудничества» с Евросоюзом. Зато приоритетным названо сотрудничество с Китаем, Индией, странами СНГ. Фактически сформулирована новая цель – возвращение и продвижение России в постсоветское геополитическое пространство и окончательный вывод США и Запада из категории союзников.

При этом из редакции 2021 года знаково исчезло «закрепление за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав».

Этот пересмотр далее расшифровывается в разделе «Оборона и безопасность». Доктрина констатирует: происходит усиление роли военной мощи в мире на фоне формирования новых глобальных и региональных центров силы. И далеко не все из них могут рассматриваться нами как партнёрские или нейтральные. В доктрине сказано, что России угрожает расширение инфраструктуры НАТО и курс США на отказ от обязательств по контролю над вооружениями.

США пригласили Россию и Китай обсудить контроль над вооружениями |

На фоне трансформации мира и попыток Запада сохранить свою гегемонию Россия должна способствовать устойчивости системы международных отношений, «опирающейся на международное право, принципы всеобщей, равной и неделимой безопасности, углублению многостороннего взаимодействия без разделительных линий и блоковых подходов» при центральной роли ООН.

При этом подчёркивается, что Москва привержена использованию политических средств при урегулировании конфликтов, но в ответ на недружественные шаги других стран будет применять «симметричные и асимметричные меры». Последний пункт явно относится к Украине, которая уже восьмой год ведёт войну против народа Донбасса. И не далее чем в апреле президент Владимир Путин предупредил Киев о том, что очередная эскалация конфликта закончится не только военным разгромом, но и крахом украинской государственности.

Новые угрозы по соседскому сценарию

Отдельной угрозой названы растущая активность иностранных спецслужб, а также попытки «деструктивных сил за рубежом и внутри страны» использовать трудности в стране с помощью «подконтрольных им российских общественных объединений и отдельных лиц».

Фактически в этом положении сформулирована угроза попыток реализации в России сценария «цветной революции».

Поэтому основными задачами в области обеспечения государственной и общественной безопасности названы недопущение внешнего вмешательства в наши внутренние дела, безопасность проводимых в стране мероприятий, защита и охрана госграницы, повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системам и другие.

При этом доктрина констатирует, что ключевые задачи обеспечения суверенитета страны выполняются «на должном уровне». Обеспечивается государственная и общественная безопасность, снижен уровень террористической активности, «эффективно пресекаются» попытки внешнего вмешательства во внутренние дела.

Новые национальные интересы

Национальные интересы России. Как об этом спросить?: vg_saveliev — LiveJournal

Отдельной строкой отмечено, что Россия показала миру свою экономическую устойчивость и доказала, что может противостоять санкциям.

Ключевые положения стратегии будущего развития собраны в отдельном разделе, который в версии 2015 года отсутствовал. В нем подчеркивается закрепление в конституции фундаментальных принципов и ценностей РФ как правового социального государства:

«Только гармоничное сочетание сильной державы и благополучия человека обеспечит формирование справедливого общества и процветание России».

В предыдущей версии доктрины были сформулированы шесть национальных интересов, в новой – восемь, и к тому же прошла перестановка их по значимости. В 2015 году повышение качества жизни, укрепление здоровья и стабильная демографическая ситуация шли третьим пунктом, а в 2021-м – первым, причем во главу угла поставлено «сбережение народа России». Вторым в новой версии стала защита суверенитета, третьим – «поддержание гражданского мира и согласия» (в прежнем варианте речь шла об «укреплении национального согласия»), четвертым – новым, чего раньше вообще не было в предыдущей редакции доктрины – «развитие безопасного информационного пространства» – информационная безопасность.

Документ отмечает рост числа хакерских атак на российские ресурсы, стремление транснациональных корпораций закрепить свою монополию в интернете, деструктивное воздействие на молодежь. Отсюда приоритетная задача – укрепить свой суверенитет в информационном пространстве.

Также был заново сформулирован пятый пункт. Раньше в нём шла речь о повышении конкурентоспособности российской экономики, теперь – об устойчивом развитии экономики на новой технологической основе. Впервые в перечне национальных интересов появилась охрана окружающей среды. Приоритет необходимо отдавать развитию «зеленой» и низкоуглеродной экономики, которая «становится главным вопросом в международной повестке дня».

Смена ориентиров

Если стратегия 2015 года концентрировалась на обеспечении экономической безопасности и вхождении России в число лидеров по размеру ВВП, то документ 2021 года сосредоточен на структурной трансформации национальной экономики.

Но, пожалуй, главное отличие «Стратегии 2021» от «Стратегии 2015» заключается в том, что в новой впервые сформулированы мировоззренческие тезисы. В обновленной версии отмечена определяющая роль нашей системы нравственно-духовных ценностей на фоне кризиса западной либеральной модели. А в качестве приоритета обозначено «идеологическое лидерство, которое необходимо в мире» и создание «привлекательной идейной основы будущего мироустройства».

Фактически в стратегии сказано о необходимости формирования новой стратегической идеологии, которая была бы направлена не только и не столько внутрь России, а прежде всего во вне – то самое идеологическое лидерство, которое было в свое время у Советского Союза, от которого мы, по убогости российского политического руководства 90-х, отказались.

Сегодня у России есть все возможности сформулировать в рамках сегодняшней цивилизации, стоящей перед угрозой крушения базовых гуманистических и нравственных ценностей, новую идеологию. Идеологию духовности и неоконсерватизма, защиты базовых ценностей цивилизации в области культуры, нравственности, воспитания, международных отношений. Такое оружие, если оно будет создано, страшнее любого ядерного арсенала потому, что оно изменит мир!

Но мало его сформулировать! Россия должна стать авангардом и маяком для других стран и народов. И вот тут начинаются подводные камни, на которых корабль намерений может потерпеть крушение. Пока страна уныло копирует западную модель капитализма, да ещё в его первобытной свирепой форме, ни о каком моральном и духовном лидерстве не может идти и речи! И это главное противоречие, которое не позволяет новой «стратегии» стать успешной…



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ