В защиту продюсеров. В чём неправ Антоха МС и другие наивные артисты

2 года назад

Читал очередную историю про плохого продюсера и обманутого музыканта.

Певец Антоха МС после расторжения контракта остался должен 2,8 млн рублей своему патрону Эдуарду Шумейко. Это не самая астрономическая сумма откупа в шоу-бизе. Вот, например, когда артисты высоких категорий разбегались, как тараканы, от лакшери-лейбла Black Star, ясаки были куда выше и неподъемнее. Взять случай со слащавым Егором Кридом. Его никто не знал и звать его было никак, пока его не двинула магическая сила «черной звезды».

Шли годы, дымились калькуляторы, певец резко поверил в себя и решил хавать свой пирог самостоятельно. Перед тем как Егор собрался хлопнуть дверью и помахать ручкой Тимуру и его команде, ему предъявили счет на 70 миллионов рублей отступных. Благо какая-то богатая дама из олигархов помогла ему решить этот вопрос. Подобная история на Black Star происходила и с якутским певцом L’One. Помню, в сети тоже раскачивалась тема об ущемленном артисте, телеги за творческий простор и прочие глотки воздуха. Но, как ни крути, этим людям лейбл дал многое. Да практически все. Разумеется, не без их личных стараний. Но такие правила. Просто так не отпускают.

Случай с Антохой МС пробудил цунами в хипстерских пабликах. Не берусь судить, кто в этом противостоянии является потерпевшей стороной. Среди так называемых «продюсеров» немало бездушных «спонсоров», которым плевать на своих подопечных. Среди продюсеров немало мошенников – сама профессия требует от ума и языка определенной гибкости, ушлости, цинизма.

Бывают совершенно бездарные и бесполезные продюсеры, которые годятся только на то, чтобы вовремя воду ставить на сцену. Важно понимать, в какой период продюсер работает с артистом – либо он его с нуля сделал, либо подхватил на пике, либо пытается воскресить уже увядающего сбитого летчика. Это разные ситуации. Продюсеры нередко бывают виноваты.

Но почему, как всегда, виноват продюсер, а музыкант ни в чем не виноват?

Артист в таких историях всегда выставляется как жертва, все его жалеют. А продюсер – в глазах потребителей попкорна – алчный тип, который ничего не делает и снимает сливки. Такой пухлый мордоворот, делец, которому пофигу чем торговать – что бананами, что фурами, что биткоинами, что театральными билетами. Тот самый страшный сон, с которым обязательно надо спать. Монстр, который доверчивого гения обдерет как липку. Этот типаж не с потолка взят, бывают и такие в мире шоубиза – их было особенно много в нашей стране четверть века назад. Там вообще много акул, и когда заходишь к акулам, не удивляйся, что они могут тебя покусать.

Но есть один момент. Если взять и попытаться посмотреть на все со стороны продюсера. Заветный контракт подписан. Стоит музыкант с красивыми глазами, вокруг него вертится вся вселенная. В раскрутку музыканта дяди вкладывают деньги, время, связи и душу исключительно за его красивые глаза. Про музыканта пишут СМИ (целый медиаспрут) исключительно за красивые глаза. Ему снимают клипы за красивые глаза. Музыканту организовывает эффективный процесс работы бригада специалистов исключительно за красивые глаза. Музыкант просто сидит на облаке, сочиняет песни и не знает, откуда берется его слава, откуда берутся деньги, которые в него вложили. Он же никому ничего не должен особо. У него просто красивые глаза. Потому он может присаживаться за любые продюсерские столы и пить на халяву. Ему отдайте все деньги мира. Так получается?

Да, музыканты в большинстве своем люди наивные. Они не смотрят на бумажки, которые им подсовывают для подписания. У них нет никакого интереса погружаться в юридические тонкости, сновать в бумагах. Люди такого типа – легкая добыча для контор типа «Быстроденьги».

Музыканты – люди эгоцентричные. В самом начале они пытаются понравиться продюсеру, заверяют его в серьезности намерений, но через какое-то время начинаются истерики на разные темы: мало платят, не дают простора, график плотный и прочее. Им все должны потому, что они такие крутые.

Наивному и мнительному инфантилу везде будет плохо – не только в шоубизе.

Понятие «продюсер» резко опошлено – поющими трусами, девяностыми, капитализмом. Продюсер – не только финансовый инвестор. Он придумывает артисту историю, стратегию развития, корректирует при необходимости имидж, руководит целой корпорацией, трудящейся на успех подопечного ему артиста. Продюсер следит за качеством его творческого продукта, нередко вмешивается в процесс создания песен, в отдельных случаях инженерит звуком. В общем, ограняет.

Без продюсера тоже можно. Но нужна целая команда. Рекламщики, эсэмэмщики как минимум. И сам исполнитель должен быть хватким и расчетливым человеком, умеющим правильно распоряжаться деньгами, связями и временем. Таких немного.

Вписываясь в историю с системой отношений «артист – продюсер», любое дарование должно осознавать несколько вещей.

Первое – ты перестаешь принадлежать себе. Ты – голем, которым управляет корпорация. Ты должен делать все так, как тебе говорят. Не фыркать, не становиться в позу, не качать права. Ты хочешь славы, продюсер тоже хочет твоей славы – потому что это ему принесет деньги.

Второе. Продюсер вкладывает в тебя деньги, он лучше тебя знает, как их распределять, он умеет их считать, и ему нужна прибыль. Любые твои неправильные действия (например, покрасил самовольно волосы в другой цвет или написал гневный пост в сети) могут обернуться катастрофой для всего проекта, бизнес потерпит убытки, ты подставишь человека, который вкладывает в тебя свои кровные. Напрасно питать никто никого не намерен. И за каждый съеденный рубль потребует энное количество мелких услуг.

Третье. В любом бизнесе бывают форс-мажоры. Насим Талеб называл такие ситуации «черным лебедем». Все риски просчитать невозможно. Например, пандемия – за примерами далеко ходить не надо. Обрушились концерты, заработки резко проседают, а надо содержать большой штат сотрудников. Эти коллапсы нужно тоже понимать и принимать – я говорю про артиста, продюсер это и так понимает.

Четвертое. Бывает, что продюсер с командой делают свою работу очень добросовестно, но артист просто не выстреливает. Усердно трудится, пишет альбомы, снимает клипы, полностью выкладывается на живых выступлениях. Но не выстреливает. Мистический момент. Взять, например, историю с группой «Гильза» – символичное название, не правда ли? Их очень много пиарило «Наше радио», но они не заменили стране ни Земфиру, ни Арбенину. В любом сегменте есть здоровая (и не совсем здоровая) конкуренция, и кого полюбит народ – до конца неизвестно никогда.

Пятое. Если тебя не устраивает быть зависимым от большого дяди, то лучше вообще не вписывайся. За так тебе никто пришлый помогать вообще не должен. Если ты только получаешь, ничего не отдавая взамен, только требуешь – это игра в одни ворота. Такую систему отношений не ценит никто.



Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Dmitrii
Dmitrii
2 лет назад

«Понятие «продюсер» резко опошлено – поющими трусами, девяностыми, капитализмом.»(с)

Мне кажется при всех вышесказанных заслугах продюсер должен оставаться честным человеком. И видеть в артисте коллегу, с которым изначально выстраиваются честные партнерские отношения, а не материал, который использует ради заработка, иначе мы будем получать девяностые, поющие трусы, продюсеров-толстосумов.
При этом и сам артист должен думать, прежде чем что-то подписывать, либо нанимать юристов.

АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ