Узбекистан. Восточные сны Советской империи. Русский Ташкент

2 года назад

Мы, рождённые в СССР, иногда видим сны о чём-то большем. Всех нас мучает фантомная боль, жжёт чувство невосполнимой потери. Пока мы живы, мы никогда не смиримся с развалом Советского Союза. Нам снятся красные  полотнища, рубиновые кремлёвские звёзды. Снятся пески Азии, льды Северного Ледовитого океана, улыбка Гагарина, ласковый прищур Сталина. Снятся заводы и фабрики, шахты и комбайны, богатыри-сталевары, кочевники-оленеводы, солдаты в шинелях и офицеры в галифе. Нам снится советская Атлантида, которая навсегда скрылась в волнах истории.

Мы спим, мы грезим, мы видим сны. Сны о великой Советской империи.

Один из этих снов – Узбекистан.

С такого лирического вступления начну свои туристические заметки об этой стране.

Знакомство с Узбекистаном началось уже в самолёте. Как можно предположить, самолёт был полон узбеков. Многие стали интенсивно себя селфить, фиксируя новый рубеж своей жизни. Видимо, это особенность восточного менталитета.

Во время полёта один старик в тюбетейке повесил коврик на спинку переднего сиденья и стал молится – наступило время ночного намаза.

Добрая половина узбеков возвращалась с заработков. Мигрантов легко можно узнать. Одеты люди труда просто и бедновато, поэтому и вызывают симпатию. О мигрантах ещё напишу.

Приземлились глубокой ночью. В небе завис ноготь Луны, как и положено для востока, выпуклостью вниз. Границу прошли без проблем, вопросов не задавали, справки о ковиде не требовали. За пределами аэропорта нас, журналистов, встречал наш друг, Евгений Ш. (после выпитых совместно кружек пива – Женя), ветеран боевых действий в Таджикистане.

Он нас сопровождал в экскурсиях по городу и рассказывал о себе. Его судьба – одна из судеб русских, оставшихся здесь.

Женя – старший инструктор по вождению БТР и спецтехники. Ушёл со службы в звании прапорщика – служил долго, но карьерного роста не искал. Но зато Женя может вести вверенную ему военную бронемашину в любом состоянии и через любые преграды, искусственные или естественные, о чём свидетельствовали рассказанные нам истории.

В Ташкенте Женя с 1971 года. Родился он в городе Волжске, Республика Марий-Эл. Сейчас ему 53 года, в столицу Узбекской ССР его привезли  ребёнком. Сюда пригласили его отца, пообещав четырёхкомнатную квартиру. Не было специалиста для работы на пилораме – так часто бывало в республиках бывшего СССР. Вообще, Ташкент строили всем Союзом, раньше 80% населения столицы Узбекистана было русским. Сейчас ситуация поменялось в пропорциях наоборот – русских в столице Узбекистана осталось около 20%. Но до сих пор в Ташкенте самое большое количество русских по республике, и он остаётся самым русскоязычным – эти две категории по национальности сильно не совпадают, об этом напишу ниже.

Многие из русских хотели бы получить российское гражданство. Женя же родился в России, о чём свидетельствует отметка и в узбекском паспорте. Он верой и правдой служил советскому государству. Сейчас он на пенсии. Он пытался получить российское гражданство в ташкентском посольстве РФ. Однако ему предложили поехать в Россию и пройти все привычные для иммигранта и унизительные для русского человека процедуры ассимиляции. Зато российское гражданство почему-то дают на раз-два всяким Депардьё. О работе же российского посольства в Средней Азии ещё напишу.

Несколько дней мы знакомились с городом. Ташкент считался самым зелёным городом Советского Союза. Около половины его территории занимали зелёные насаждения. Наличие большего количества деревьев бросается в глаза. Здесь растут хорошо знакомые нам ёлки, дубы, клёны, тополя. Но родных, тоскливых и милых русскому сердцу берёз нет. Зато растёт арча – пышное хвойное дерево.

Город представляет собой слоёный пирог из частного сектора, советских зданий разного периода и новостроек. В основном это всё-таки постройки советского периода, разбавленные свежепостроенными дворцами узбекских министерств, государственных, муниципальных зданий, новыми бизнес-центрами.

Метафору слоёного пирога можно применить и в историческом смысле.

С площади-сквера Амира Тимура, главного национального узбекского героя, назначенного после развала СССР, видны башни с часами, похожие друг на друга. Одни куранты уставлены в 1947 году в честь победы над нацисткой Германией. Трофей был привезён из Восточной Пруссии. История башни-близнеца гораздо пошлее. Местные говорят, что это в 2009 году первый президент Узбекистана Ислам Каримов «подарил» своей любимой дочери часы.

Дочь ещё при жизни Каримова стала нелюбимой и попала в опалу. После смерти Каримова её посадили в тюрьму. Как нас заверил наш экскурсовод Женя, пока она не отдаст накопленные нечестным путём деньги, из тюрьмы она не выйдет. Дела против неё возбуждают одно за другим. Но деньги дочь не отдаёт.  Может, их и нет уже. А может, не сданные государству сбережения служат гарантией её жизни. Или как тут в Азии принято? Восток – дело тонкое.

Однако это всё политика. Оглянемся назад на памятник Амира Тимура, больше известного в России как Тамерлан.

Памятники на площади меняли друг друга, и площадь меняла названия. Волны истории накатывали на сквер одна за другой, империи меняли друг друга. Сначала этот сквер назывался Константиновским, и перед Первой мировой войной здесь стоял памятник Константину Кауфману, первому русскому генерал-губернатору Туркестана. После революции 1917 года сквер переименовали в сквер Революции и установили колонну с памятником в виде серпа и молота – орудий пролетариата и крестьян. Колонну вскоре  в 1930 году заменили Лениным. В конце 40-х Ленина убрали на более почётное место, на его место встал усатый вождь и отец всех советских народов Иосиф Сталин. После разоблачения его культа личности Сталина заменил один из бородатых коммунистических носорогов Карл Маркс, и сквер переименовали в его честь. После падения СССР согласно историческому моменту и политической конъюнктуре сюда прискакал бронзовый Тамерлан.

Но не все памятники советского периода исчезли с улиц и площадей Ташкента. Памятнику Пушкину, установленному в 1974 году на одноимённой ташкентской улице, в 2015 году определили новое место жительства на бывшей Театральной площади, переименованной по случаю в Пушкинскую. Лицеист из Царского Села был лоялен и к царской, и к советской, и к нынешней власти в Узбекистане. Поэтому он стал не только «нашим всем», но и ташкентским. Отставив ногу и сомкнув позади руки, он задумчиво смотрит в перспективу. Разбитый вокруг сквер усыпан ковром из опавших листьев. Всё – как любил наш дорогой Александр Сергеевич.

Тарасу Шевченко, «украинскому Бобу Марли», установили бюст по пояс уже в новое время, в 2002 году. Сомьи усы и шарф украинского стихотворца раздувает ветер. Тарас держит в руках  книгу и что-то типа карандаша – это единственный недочёт, карандаша же тогда не было. Памятник хорошо смотрится с мозаичным советским панно на здании школы имени Шевченко, расположенным позади. На композиции украинский кузнец Вакула куёт и передаёт меч украинским горациям, чтобы те разрубили цепи рабства и освободили угнетённый народ.

В школу имени Тараса Шевченко вложился Алишер Усманов, российский бизнесмен узбекского происхождения. В этой школе он учился, поэтому и счёл своим долгом её отремонтировать и модернизировать. В Ташкенте Усманов вырос, в советское время в Узбекистане будущий миллиардер сидел за «расхищение советской собственности». Впрочем, в 2000 году Верховным судом Узбекистана Алишер Усманов, будучи уже состоятельным человеком, был  реабилитирован. Восток – дело тонкое. А о русских школах я напишу ещё.

Но уже многие советские памятники Ташкента мы можем увидеть только на фотографиях. На площади перед ташкентским вокзалом четырнадцать туркестанских комиссаров оказали героическое сопротивление веяниям нового времени. В 1996 году скульптуру, как не старались,  долгое время не могли демонтировать – в советское время строили на века, гранитные комиссары не желали покидать Ташкент. Но когда комиссаров всё-таки заставили уйти в историю, то установленный на их месте памятник в виде обрубленные рук, держащих национальный герб, не прижился. В народе его уничижительно  прозвали «памятник копейке» и через несколько лет убрали. Сейчас постамент на площади пустует. Свято место пока вакантно.

Для любителей выпить и закусить остался на месте и под прежним названием знаменитый советско-ташкентский ресторан «Голубые купола»,  построенный в 1970 году. Правда, сокрытый в листве бульвара ресторан конвертирует свою легендарность в денежный эквивалент, цены там значительно выросли.

Некоторые современные названия путают иногда и коренных узбеков. Чтобы попасть в отель «Гранд Мир», узбекскому таксисту надо говорить – гостиница «Россия», иначе может не найти.

В Ташкенте много сооружений, оформленных в звёздной тематике. Это связано с близостью космодрома Байконур в Казахстане. В годы СССР здесь были построены предприятия авиационной и космической отрасли, такие как Ташкентское конструкторское бюро или авиазавод имени Чкалова.

Ветра перестройки снесли и эти советские учреждения. Самолёты и ракеты в условиях дикого капитализма стали не нужны.

Но напоминания о советском космосе остались. Гагарин – наша советская Джоконда – в разных формах и воплощениях присутствует по всему Узбекистану. Целый узбекский город назван его именем. В Ташкенте осталась и площадь Гагарина, и улица, и памятник – Юра, мы не всё про…ли. Скульптура композиции на площади представляет собой стелу и монумент первого космонавта, с гордостью протягивающего в руке спутник.

Также много изображений и упоминаний  другого космонавта, Владимира Джанибекова, ныне ещё здравствующего и живущего в России. Несмотря на то что Джанибеков этнический русский (в своё время он взял фамилию жены), здесь он считается своим национальным покорителем космоса. Вместе с Гагариным, Королёвым, Циолковским он запечатлён в барельфе скульптурной композиции «Космос». К ним за компанию добавлены мифический Икар и исторический Улугбек – ещё один узбекский национальный герой, распространённый по всей территории Узбекистана.

Улугбек – это внук Тамерлана от младшего сына. Среднеазиатский монарх увлекался астрономией и покровительствовал наукам. При нём была построена обсерватория и множество школ.

Все перечисленные персонажи скульптурной композиции спустились в метро, находящееся рядом. Космосу посвящена станция «Космонавтов» – пожалуй, самая красивая станция в Ташкенте. К ним присоединились Леонов – первый космонавт, вышедший в открытый космос, и Терешкова – первая женщина-космонавт, по совместительству действующий депутат Государственной думы Российской Федерации. По периметру развешаны медальоны с изображениями героев космонавтики.

Метро в Ташкенте по красоте порой не уступает московскому. Вагоны старые советские или старые уже российские. В ташкентском метро москвичу  комфортно, контингент же знакомый по столичному метрополитену. Тут даже пахнет так же. У метро три ветки. К советским линиям достроили наземные станции, метрополитен в Ташкенте развивается.

В Ташкенте разговаривают на русском. Пока ни на какой языковой барьер русскому здесь не наткнуться. Женя, наш неформальный гид, несмотря на то что вырос и живёт в Ташкенте, полностью узбекского не знает и при этом не испытывает никаких затруднений. В Ташкенте 375 русские школы, где в подавляющем количестве учатся узбеки. В столице Узбекистана открыты отделения нескольких российских ВУЗов.

В городе везде надписи на русском языке. По телевизору ведёт передачу всем известный в России доктор Комаровский. Новости на национальных каналах дублируются на русский. Много русскоязычных программ.

Для православных открыт Успенский собор Ташкентской и Узбекской епархии, построенный 150 лет назад. Заведует ей митрополит Викентий, присланный сюда из Екатеринбурга 10 лет назад.

Введённая латиница не сильно приживается. Пока не приживается, это дело времени. Другие империи тоже ведут работу, чтобы затянуть Узбекистан в свою орбиту. По телевизору шли репортажи про ещё одну построенную президентскую школу в Бухаре. В эти школы набирают одаренных детей и обучают по Кембриджским стандартам. Учителей выписывают из Англии, США, Новой Зеландии. Также из местных телепрограмм я узнал, что американцы помогают наладить цифровизацию государственных услуг.

При этом последние из могикан, старые русские учителя – кто уходит на пенсию, кто уезжает. За годы независимости Узбекистана количество «русских» часов в школах сократилось. В сельских школах в Узбекистане с русским языком вообще беда. При средней ставке преподавателя в 250-300 долларов узбекское правительство обещает учителям русского зарплату в 1 000 долларов. Но такие перспективы не прельщают.

Помимо русской, здесь многочисленна и корейская община. Повсюду открыты рестораны корейской еды. Пользуясь случаем, по совету нашего гида мы отведали экзотические блюда из собак в виде супа и второго. На этой пессимистичной ноте для защитников животных свои заметки о Ташкенте заканчиваю. Но продолжение следует. Впереди знакомство с узбекской провинцией и Самарканд.

Фото автора



Подписаться
Уведомить о
guest
32 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Гиви
Гиви
2 лет назад

Мы, рождённые в СССР, иногда видим сны о чём-то большем — В коммунизм из книжки

верят средне.
«Мало ли,
что можно в книжке намолоть!»
А такое —
оживит внезапно «бредни»
и покажет
коммунизма

естество и плоть.
Мы живем,
зажатые

железной клятвой.
За нее —
на крест,

и пулею чешите:
это —
чтобы в мире

без Россий,

без Латвий,
жить единым
человечьим
общежитьем.

Кеш
Кеш
2 лет назад

есть берёзы в Узбекистане) Женя не может не знать что даже на площади они растут)

анатолий
анатолий
2 лет назад

А , самое главное 6% бездетным, что снемали с нас русских в пользу размножения узкоглазых

Наталья
Наталья
2 лет назад

Ну, что вы набросились на человека, впервые приехавшего в Ташкент? Что ему показали, о том он и написал. А вот к гиду Евгению, жителю Ташкента с 1971г много вопросов. Плохо подготовился к приезду гостя. Позор, что не знает где в Ташкенте растут березы. А с угощениями вообще полный провал.

Вадим
Вадим
2 лет назад

Самый русскоязычный город был Фергана. Алма-ата была куда зеленее Ташкента.

Узбек
Узбек
2 лет назад

До распада СССР количество русскоязычных (не только русских) в Ташкенте было не более 60%, а никак не 80%. В общем описание Ташкента как-то дано как-то однобоко и глупо.

дед
дед
2 лет назад

начал читать и захотелось блевануть, опять имперское суждение! когда прекратите пошло отзыватся обо ВСЕХ!!! соседей, будь то украинец поляк казах или узбек? так и сковозить сквозь строчки брезгливость ко всем. даже комментари это подтверждают. фу! 80% 2 миллионного города русские!?

Лариса
Лариса
2 лет назад

Русская, родилась и ,почти 70 лет, живу в Ташкенте. Никогда ни ела блюд из собачатины, не было необходимости. Дмитрий Селезнев, неужели в Ташкенте не было ничего другого, что можно было бы съесть ? Никогда в это не поверю. Вообще-то, для православных, собаку не положено есть. Исключение- угроза голодной смерти. А может быть , православие и традиции славян для Вас , Дмитрий, это химера ? Корни-то у Вас, судя по фамилии, славянские. Зачем тогда Вы взялись писать о русских в Узбекистане?

Ольга
Ольга
2 лет назад

А в чем он наврал? Все правда, вернее констатация фактов, причем совершенно корректная.

Светослав
Светослав
2 лет назад

Очень много наврал. Пора морду поправить…

Ya I D
Ya I D
2 лет назад

мытыщинский машиностроительный завод
1992 год
сделано в ссср
о какой глазастый турист, сколько я ездил в том метро,
никогда не видел такую табличку.
надо будет присмотреться….

Алексей
Алексей
2 лет назад

Насчет собаки, мягко говоря, соврал. Захотелось повыпендриваться?

АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ