Глава Госдепартамента США Энтони Блинкен внезапно приехал в Киев
При этом Украина получит половину – 1 млрд долларов.
Итак, 6 сентября новым премьер-министром Великобритании стала Лиз Трасс, сменив на этом посту эксцентричного Бориса Джонсона, занимавшего эту должность чуть более трех лет. Надо отдать должное: «наследство» от Джонсона она получила весьма проблемное. Великобритания вступает в полосу экономического кризиса, вызванного ростом цен на энергоносители. Что ставит вполне закономерный вопрос: удастся ли бывшему министру иностранных дел (этот пост Трасс занимала в правительстве Джонсона) привести Консервативную партию, лидером которой она теперь является, к победе на следующих парламентских выборах в 2024 году (и, соответственно, сохранить свой пост)? Или даже так: удастся ли Трасс досидеть до запланированных выборов или она повторит судьбу Джонсона?
Начнем с первого вопроса: шансы на то, что у Трасс получится обеспечить победу своей партии на следующих выборах, практически равны нулю (то есть ей, конечно, может подфартить, может произойти что-то такое, что изменит сложившуюся конъюнктуру, но вероятность этого весьма низкая). Дело в том, что нынешний премьер оказалась между двух огней: между ожиданиями партийцев и ожиданиями простых британцев. И извернуться так, чтоб угодить и тем, и другим, у нее вряд ли выйдет, поскольку ожидания одних противоречат ожиданиям других.
Чего хотят от Трасс партийцы? Ну с этим все просто: торговой войны с Евросоюзом, ужесточения миграционной политики, корректировки политики толерантности (избиратель консерваторов – это, как правило, белый мужчина за пятьдесят, довольно обеспеченный) в сторону ее отмены; в экономике – возврата к свободному рынку и невмешательства государства в оный. Однако в численном соотношении электорат консерваторов невелик. Основную массу британцев повестка консерваторов интересует мало. Наоборот, касательно экономики – тут запрос противоположный: на увеличение уровня госрегулирования. В частности, Великобритания одна из немногих европейских стран, где действует программа государственного медицинского страхования, которая – исходя из устремлений консерваторов – находится под угрозой. Что вызывает большие опасения у подавляющего числа малообеспеченных (по европейским меркам) британцев.
Однако в связи с энергетическим кризисом, медленно, но верно накрывающим Европу, основной вызов – это увеличение стоимости жизни (за год коммунальные платежи за электроэнергию в Великобритании увеличились вдвое, и это не финал: цены на электричество будут подняты в ближайшее время еще (и как минимум) дважды – осенью и зимой). Согласно данным опроса, проведенного MorningAdvertiser в конце августа, более 70% владельцев пабов не рассчитывают пережить эту зиму из-за возросших цен на электричество. А вот по информации Bloomberg, в ближайшее время могут закрыться около 60% британских заводов по той же причине. Что, в свою очередь, приведет к стагнации экономики, росту безработицы и бедности и, как следствие, к всплеску протестных настроений, которые вполне могут конвертироваться в отставку Трасс и ее правительства.
И не стоит думать, что Трасс этого не понимает. Прекрасно понимает. Поэтому уже в своем первом выступлении в роли премьер-министра она заявила, что «снизит налоги, чтобы вознаградить упорный труд и стимулировать рост бизнеса и инвестиций». Тут, правда, вопрос: за счет чего? За счет государства? Но, во-первых, бюджет не резиновый, а во-вторых, такой шаг будет входить в противоречие с политикой партии, что вызовет недовольство уже в рядах консерваторов (а как мы знаем по примеру Джонсона, инициировать отставку премьера не так уж и сложно, тем более что большинство парламентариев-консерваторов голосовали против кандидатуры Трасс на премьерский пост).
Но, как говорится, слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Теперь, несмотря на косые взгляды своих коллег по партии и вопреки своей идеологической позиции (Трасс очень близка политика Маргарет Тэтчер, которой она и пытается следовать), ей все-таки придется сдержать слово. Но покроет ли снижение фискальной нагрузки коммунальные платежи за электричество? Вряд ли. Тут нужно что-то более глобальное. «На этой неделе я приму меры, чтобы оплатить счета за электроэнергию и обеспечить наше будущее энергоснабжение», – пообещала Трасс. Впрочем, какие конкретно она примет меры – премьер не сказала. Интересно, знает ли она сама, что нужно предпринять в данной ситуации? По всей видимости, речь будет идти о частичной компенсации за счет государства. Но в этом случае вырисовывается та же картина, что и с налогами: Трасс будет все дальше и дальше отходить от консерваторов.
Да, политическая гибкость – это одна из сильных сторон нового премьера (допустим, изначально она было против брексита – той темы, при помощи которой консерваторам удалось удержать власть, но впоследствии взяла позицию за). Однако в данном случае такой левый поворот будет напоминать предательство своей партии. И ясно, что если она пойдет по этому пути, то ее политические оппоненты, в том числе и внутри партии, тут же этим воспользуются. И такой поворот снова же грозит тем, что Трасс будет объявлен вотум недоверия.
Впрочем, новый премьер может прибегнуть к широко используемому политиками всех времен и народов приему: отвлечь внимание населения от насущных проблем. И да, Украина в этом плане вполне подходит. Не зря же Трасс первый свой телефонный разговор в роли премьер-министра провела с президентом Украины Владимиром Зеленским. И не просто так она объявила, что первый свой визит в вышеозначенной роли она нанесет в Киев. То есть уже с первых минут ее премьерства она, по всей видимости, делает ставку на «украинский кейс».
Но проблема в том, что этот ресурс (в политическом смысле) уже до последней капли использовал ее предшественник. И в этом плане Джонсону повезло: он ухватил конфликт в его начале, когда тот был еще «актуальной повесткой». Но военные действия на Украине идут уже более полугода, и общество (в том числе и британское) уже привыкло к этому, события на Украине, бывшие в феврале-марте-апреле сенсаций, за прошедшие еще несколько месяцев рутинизировались, став информационным фоном. К тому же не стоит недооценивать усталость европейцев от этого конфликта: беженцы, антироссийские санкции, которые бумерангом ударили по странам, их вводившим, и проч. Так что этой повесткой уже не отвлечешь – она уже успела приесться. В этом плане единственным выходом – для Трасс, разумеется, – могут послужить лишь какие-то серьезные изменения на «украинском треке». Например, удачное контрнаступление на Херсон или наоборот: взятие российскими войсками Харькова или даже Киева. Тогда да, повестка как бы обновится. Но и тут следует учитывать, что это обновление – оно будет уже носить краткосрочный характер. От силы – месяц. Не больше. Потом тема вновь уйдет с первых полос газет, освободив место для более актуальных новостей: роста цен, увеличения уровня бедности и так далее.
Поэтому с высокой степенью вероятности Трасс на своем посту не дотянет даже до парламентских выборов, не говоря уже о том, чтобы переизбраться на следующий срок. По сути, заняв пост Джонсона, она оказалась в патовой ситуации, когда любой ее ход приведет к недовольству одной из сторон (либо партийцев, либо рядовых британцев). Можно сказать даже, что Трасс (амбиции да, иногда подводят) оказалась не на своем месте. На посту министра иностранных дел она смотрелась куда органичнее. На премьерском же – ей мало что светит. Череда громких провалов и скорая отставка. Если, разумеется, мировая конъюнктура не поменяется в одночасье. Например, не начнется третья мировая (Трасс, помнится, заявляла о своем желании нажать на ядерную кнопку). Но тогда вопрос, удержится ли она у власти, вряд ли уже будет иметь хоть какое-то значение. Даже для нее самой.
Ничем не примечательная тётка из лесбианской когорты западных политиканш (до М. Тэтчер ей, как до Синьцзяна раком). Это всего лишь один из факторов стремительного ослабления Запада и его многочисленных провалов (о результативности крупного руководителя судят не по эпатажным заявлениям, а по конечным результатам проводимой им политики). По степени глупости и нахальства мало отличимы, будь то из Госдепа или из ЕС. В России следует ценить такой принцип подбора и расстановки кадров главного геополитического противника. Было бы неплохо усадить на руководство таких же баб на украине и в Польше (см. например Молдову с типовой дурой во главе). Это сильно помогло бы в развитии СВО и в убиении НАТО…