Коллективный Запад: эволюция зла
«Коллективный Запад – наши западные партнеры» – мне уже смешно до слез от этой гипертрофированной толерантности наших официальных лиц. То эти американские…
В ночь на 15 мая в Турине завершился суперфинал шоу «Евровидение» – самого крупного и смотрибельного телепроекта весны в мире (каждый год аудитория шоу превышает 600 миллионов человек).
И каждый, кто даже не разбирается в специфике этого своеобразного песенного конкурса, мог запросто стать Вангой и предсказать победителя. Дело в том, что все букмекерские конторы, словно сговорившись, ЕЩЕ ДО НАЧАЛА ШОУ признали главным претендентом на победу именно Украину. Чего не было никогда – ни в 2016 году, когда Джамала с песней «1944» про крымских татар выиграла шоу, ни тем более в 2004 году, когда певица Руслана впервые в истории принесла победу родной стране.
Но в этот раз победа рэп-группы Kalush Orchestra, согласно букмекерским линиям, стоила 1,22 (коэффициент, на который умножится сумма ставки в случае выигрыша). Что сенсационно мизерно. В процентном соотношении вероятность победы Украины была на уровне 62% против 12% ближайшего преследователя из Швеции (Корнелия Якобс). Фактически это говорило об отсутствии конкуренции у коллектива из шахтерского городка Калуш с населением 65 тысяч человек, о котором никто и знать не знал: первый трек он выпустил в конце 2019 года. В родном городе будущий лидер коллектива Олег Псюк торговал, как признавался, наркотиками и проводил многодневные «марафоны» с запрещенными веществами.
А потом – поперло, как во сне.
Волшебная поддержка Алены Савраненко – популярной на Украине хип-хоп исполнительницы Alyona Alyona. Контракт с Universal Music. Скандальный прорыв на «Евровидение», когда киевлянку Алину Паш в последний момент отцепили от конкурса по идеологически-политическим причинам: в биографии певицы обнаружили зашкварные концерты в Крыму. Бан!
И после всего этого неизвестную Европе группу Kalush Orchestra заранее вывели на первое место только за прописку. Собственно, прогнозы букмекеров и сбылись в суперфинале. Но не так прям очевидно – а через наперсточную драматургию, шитую белыми нитками. Голосование в «Евровидении» гибридное: часть оценок идет от профессионального жюри из стран-участниц (композиторы, артисты, продюсеры и др.), часть – от зрителей, присылающих СМС и звонки за любимцев. Так вот, если после первого этапа конкурса, подсчета голосов жюри, лидером была Великобритания (Сэм Райдер), то после второго на недосягаемую высоту взмыли Kalush Orchestra. Группа получила рекордные 439 голосов и без шансов для соперников выиграла проект.
В ходе проведения шоу был нарушен десяток правил, за любое из которых иную страну дисквалифицировали бы моментально. Как случилось с белорусской группой «Гласы ЗМеста»: парни отстебали минскую оппозицию в песне «Я научу тебя», за что были изгнаны с «Евровидения-2021» с занесением в стоп-лист.
А в Турине царила полная вольница, подготовившая великую перемогу Kalush Orchestra.
Во-первых, песня Stefania, посвященная матери солиста группы Олега Псюка (ака Псючий сын), прямо в ходе «Евровидения» трансформировалась в антивоенный манифест. Если артист поначалу говорил, что читал текст про выросшего под гиперопекой матери сына, то в Турине быстренько сориентировался и сменил риторику: композиция стала призывом к «матерям, которые хотят уберечь детей от ужасов войны».
В подтверждение серьезности намерений Kalush Orchestra записали трагический монохромный клип с очевидно милитаристским сюжетом, исполняя песню на фоне матрацев на полу (беженцы) и мешков с песком (оборонительные укрепления). Только идиоту было непонятно, на что этот музыкальный намек.
Во-вторых, прямо со сцены музыканты призывали помочь «Азовстали» и Мариуполю, что является стопроцентным грубейшим нарушением регламента, категорически запрещающего любые даже околополитические высказывания и намеки на это в рамках шоу.
Как ответили в EBU? Гениально:
Незамысловатая версия беспроигрышной формулы «это другое».
В-третьих, сразу после окончания шоу вскрылись подтасовки в голосовании. Румыния заявила, что не отдавала Украине максимальное число баллов, как объявили ведущие конкурса. 12 баллов страна отправила Молдавии, а засчитали их калушскому коллективу. При этом нотариально заверенные документы по голосованию, как требует процедура, Румыния отправляла заранее и Европейский вещательный союз их получил, так что случайной ошибки тут быть не могло. На самом деле оценки за выступления страны выставляют после генеральных репетиций, а в прямом эфире полуфиналов и суперфинала лишь оглашают их, чтобы избежать сбоев.
В общем, «Евровидение-2022» прошло с рекордным числом багов. На это Европейский вещательный союз, исключивший Россию из конкурса в этом году (музыка вне политики, как мы помним), закрыл глаза. Казусы назвали «техническими неполадками». Чего не сделаешь ради гуманитарной поддержки Украины? Особенно если всё и так кричало о предстоящей победе Украины. С желто-голубыми флажками сидел каждый второй суперфиналист у сцены, чего ранее и представить себе было нельзя. Ведь все они – конкуренты.
И в этом смысле спикер МИД РФ Мария Захарова абсолютно права: Европу действительно унизили, поставив на колени перед Украиной на «Евровидении» по понятным и далеким от музыки причинам. Как бы не сопротивлялись этому даже некоторые организаторы конкурса (голоса от Азербайджана и Грузии «ошибочно» посчитали в пользу Великобритании, видимо, чтобы триумф не выглядел настолько безобразно очевидным), не вышло.
После недолгого лидерства Британии украинской группе Kalush Orchestra насыпали ровно столько голосов, сколько нужно для победы. И если таблицу голосования профессионального жюри опубликовали, то реальные данные по СМС-поддержке Украины, которая и вывела группу на первое место с сумасшедшим отрывом, не обнародуют никогда.