Украина рвется в небо на F-16

1 год назад

Еще в начале текущего года, когда Шольц, не выдержав штатовского давления, только дал «добро» на поставку Украине тяжелых танков, – тогда уже пошли разговоры и о боевых самолетах. В частности, глава украинского МИД Дмитрий Кулеба заявил следующее: «В первую очередь речь идет о реактивных истребителях и дальнобойных ракетах, которые могут поражать цели на расстоянии до 300 км», – так определив приоритеты касательно того, что Украина хочет получить от своих западных союзников. Но тогда эти разговоры ни к чему не привели: и Берлин, и Вашингтон наотрез отказались поставлять боевые истребители, казалось бы, окончательно закрыв вопрос. Но вот спустя несколько месяцев эта тема получила развитие.

Поставки боевых самолетов для Украины стали одной из центральных тем переговоров президента Украины Владимира Зеленского с лидерами ряда европейских государств в рамках его недавнего вояжа по западным странам. Предсказуемо, сейчас и сразу этот вопрос не решился. Шольц заявил, что Германия сейчас сосредоточена на тех видах вооружения, что поставляются на данный момент, а сами поставки в полной мере отвечают задачам Киева – «защитить и освободить свои территории». В контексте прошлых заявлений можно сделать вывод, что Берлин даже не рассматривает перспективу поставки истребителей. В этом плане ответ Парижа куда более оптимистичный для украинской стороны: «На вопрос о том, отправит ли Париж Украине истребители, о которых он (Зеленский – прим. авт.) просил, французский чиновник сказал: «Это обсуждение немного преждевременно» из-за сосредоточения внимания на наземных операциях и противовоздушной обороне», – пишет Politico. То есть в принципе Макрон не отметает такой вариант, хоть, по всей видимости, и не блещет энтузиазмом. А вот Риши Сунаку повезло больше всех: Украина сама отказалась от запроса британских истребителей. «Мы не планируем этого делать. Украинцы приняли решение тренировать своих пилотов на F-16, и вы знаете, что Королевские военно-воздушные силы не используют эти самолеты», – приводит слова пресс-секретаря премьера Великобритании TheGuardian.

Но можно ли такой исход однозначно считать провалом? Определенно, нет. Потому что, понимая, что вопрос с истребителями куда более щепетильный, чем с танками, Зеленский, думается, и не надеялся решить его на месте. На данный момент украинский президент хочет создать «коалицию истребителей» – объединение тех государств, которые готовы передать Украине современные боевые самолеты. По его словам, такая коалиция позволит сделать передачу быстрой и масштабной. Как рассказал советник министра обороны Резникова Юрий Сак, в конечном итоге Зеленский рассчитывает получить 40-50 истребителей F-16, что позволит сформировать 3-4 эскадрильи для защиты неба от российских ударов.

И дело, надо полагать, движется в сторону того, что через какое-то время Украина эти истребители получит, по крайней мере, намеки на это есть. Во-первых, история с коалицией начала постепенно раскручиваться. Как сообщает BBC со ссылкой на заявление британского правительства, Риши Сунак уже договорился с нидерландским премьером Марком Рютте, встреча с которым прошла в рамках саммита Совета Европы в Исландии, о совместной работе над созданием международной коалиции с целью закупки истребителей F-16 для Украины.«Договорились, что они будут работать над созданием международной коалиции для обеспечения Украины боевым воздушным потенциалом, оказывая поддержку во всем от обучения пилотов до закупки истребителей F-16», – говорится в заявлении. Причем Зеленский сообщил, что к этой коалиции уже присоединилась и Франция.

Тут, впрочем, стоит добавить, что процесс на этом покамест затормозился. По словам министра иностранных дел Нидерландов Вопке Хукстра, прогресса в создании «коалиции истребителей» пока нет. «Мы еще не достигли решения», – заявил он в ответ на просьбу прокомментировать ход переговоров союзников Украины по передаче ей истребителей F-16. Ко всему прочему, стало окончательно ясно, что Германия все-таки не присоединится к коалиции, так как не располагает военной техникой и возможностями для активного участия по поставкам истребителей Украине, о чем позавчера заявил министр обороны ФРГ Борис Писториус. Плюс и Штаты, как пишет The New York Times со ссылкой на высокопоставленного украинского чиновника, пока не дают согласия на обучение украинских пилотов на истребителях F-16. Но этого в некоторой степени и стоило ожидать: если поставки и будут, то предшествовать им будет долгий и сложный переговорный процесс. Как по маслу – дело не пойдет.

Во-вторых, как пишет Politico, по словам уже вышеупомянутого советника Резникова, «Зеленский хочет, чтобы боевые самолеты были в центре внимания на саммите G7 в Хиросиме, а затем снова на ежегодном саммите НАТО в Литве в июле». При этом Сак отметил, Зеленский в своем европейском турне получил заверения от коллег, что тема будет затронута. «Все понимают, что тема созрела для обсуждения. Никто не говорил, что это невозможно. Если сравнить с тем, что было три месяца назад, когда мы еще боролись за танки, то сегодня все говорят о реактивной коалиции – это очень многообещающий признак. Мы понимаем, что наша ПВО не будет полноценной без истребителей F-16», – заключил он.

В-третьих, в пользу того, что Украина получит истребители, свидетельствует и то, что уже были достигнуты договоренности об обучении украинских пилотов. По информации The Guardian, Великобритания уже в ближайшее время запустит программу по обучению украинских летчиков. К ней присоединится и Франции: Макрон заявил, что «обучение украинских пилотов французскими военными может начаться уже сейчас». «Абсолютно предсказуемая реакция на сегодняшнее британское заявление аналогичного содержания. Континентальная Европа не может позволить Великобритании монопольно создать кластер своих интересов на Украине, поэтому европейцы вынуждены включаться в эту гонку. В определенной мере Зеленский повел себя как опытный и умудренный политик, сыграв на противоречиях между ключевыми европейскими странами», – так прокомментировал в своем телеграм-канале заявление французского президента политический аналитик Анатолий Несмиян.

И, надо отдать должное, эта «игра на противоречиях очень плодотворна. Не успела Великобритания поставить ВСУ ракеты дальнего действия StormShadow, как Макрон заявил телеканалу TF1 Info, что Франция отправит Киеву ракеты, дальность действия которых «позволит Украине сопротивляться». Что, в свою очередь, говорит о том, что теперь к поставкам ракет подобного плана могут присоединиться и другие страны (хотя США все еще не планируют, как заявил на брифинге советник президента США по национальной безопасности Джон Кирби, передавать Украине оперативно-тактические ракеты ATACMS, но отчего-то думается, что только пока). И это можно считать четвертым, пусть и косвенным, сигналом того, что дело дойдет и до истребителей – раз вопрос о дальнобойных ракетах, который стоял на повестке несколько месяцев назад, стал постепенно решаться.

И вот если Украина получит истребители, то это может существенно скорректировать ситуацию на фронте. Не будем забывать, что боевой самолет, как верно отмечает Несмиян, «это не просто летающий фюзеляж, но весь сопутствующий ему набор вооружений. Даже в урезанном виде поставок таких вооружений качество ВСУ вырастет кратно, так же как и их возможности». При таком раскладе мощь ВСУ существенно возрастет, что не сможет не сказаться на течении военного конфликта.

Но это лишь один вывод, который можно сделать по ситуации с истребителями (разумеется, в том случае, если Украина их все-таки получит). Второй касается длительности конфликта и ставок на весенне-летнее контрнаступление. Судя по истории с танками (а на то, чтобы получить согласие европейских партнеров на их передачу, ушло несколько месяцев), с самолетами будет приблизительно так же. Плюс время на подготовку пилотов (а это при самом лучшем раскладе, считай, фантастическом, не менее полугода). Следовательно, Киев и в самом деле не рассчитывает на то, что это контрнаступление будет финальной стадией конфликта, который, по всей видимости, будет длиться и дальше. И не исключено, что заползет и на 2024 год. Видимо, Зеленскому удалось заручиться поддержкой Запада на продолжение. Хотя доподлинно точно это станет понятно ближе к середине лета, когда истают оставшиеся 6 млрд от одобренного Конгрессом США пакета помощи Украине в размере 48 млрд долларов. То есть смогут ли демократы протащить еще один? Потому что если нет, то до самолетов дело не дойдет: надо полагать, что передавать их тогда будет уже некому.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ