Зеленский не подписал соглашение по редкоземельным металлам
Соглашение о передаче США месторождений редкоземельных металлов на Украине предоставил глава американского минфина Скотт Бессент
Итак, Трамп все же позвонил Путину (снова же: заминка была чуть ли не в три недели: судя по многим заявлениям американского президента, можно было предположить, что он созвонится со своим российским коллегой в ближайшие дни после инаугурации).
Владимир Путин и Дональд Трамп. Фото: Михаил Метцель/ТАСС
Разговор оправдал все наихудшие опасения Банковой (переговоры, по всей видимости, будут идти поверх головы Киева, которому не светит ни серьезных гарантий безопасности от США, ни членства в НАТО, ни дальнейшей американской помощи и т. д.), положив, по сути, начало мирным переговорам. Которые, складывается такое впечатление, пройдут под диктовку Москвы. По крайней мере, по мнению британской The Telegraph, которая пишет, что старт переговоров с Трампом является «большой победой для Путина». «Теперь это мир Путина и Трампа», – горько констатирует The Telegraph. «Это мрачная сделка, которая вознаградит Россию украденными землями и сделает Украину уязвимой для второго нападения в ближайшие годы», – резюмирует издание.
Ей вторит и The Times, предполагая, что начало переговоров с Белым домом «рассматривается в Москве как свидетельство того, что попытки изолировать Россию и превратить кремлевского лидера в международного изгоя провалились». Более того, The Times высказывает опасения (или даёт прогноз?), что Трампу не удастся завершить конфликт, «не уступая полностью требованиям Москвы».
Ещё более категорично настроен бывший советник Трампа по нацбезопасности Джон Болтон: «У меня больше нет никаких ожиданий, я думаю мы точно знаем, что произойдет. Президент Трамп фактически сдался Путину еще до начала переговоров. Позиции, которые министр обороны Хегсет объявил в Брюсселе, я был бы ошеломлен, если бы Трамп не передал их напрямую Путину в их телефонном разговоре, представляют собой условия урегулирования, которые могли быть написаны в Кремле. Возможно, они были написаны в Кремле и попали по пропагандистским каналам».
С ним солидарен сенатор от демпартии Адам Шифф: «Трамп сдал интересы как США, так и Украины еще до начала переговоров». «Президент Трамп позвонил нашему врагу, России, прежде чем позвонить нашему союзнику, Украине… Давайте не будем говорить о том, что это означает: сдачу интересов Украины и наших собственных, еще до начала переговоров. Трамп – прекрасно заключает сделки, особенно – для Кремля», – посетовал он.
И это, понятно, далеко не единственные вздохи, охи и алармические вскрики. Список можно продолжать ещё долго, но смысла большого нет: message везде будет один и тот же. Трамп прогнулся под Путина. И действительно, на первый взгляд складывается именно такое впечатление (тот же Келлог, продвигающий чуть иную повестку, был не внесён в переговорную группу; Путин отклонил предложение Трампа о прекращении огня, и тот это принял и проч.). Однако можно ли на основе этого делать вывод, что конфликт завершится в самое ближайшее время (как допускал Кличко – через месяц-два) и на условиях Москвы?
Ну думать так было бы несколько наивно. Не стоит недооценивать Трампа. Да, для него институт репутации значит не очень много, но он не будет ничего делать в ущерб себе и США. Для него важно продемонстрировать силу, а как он этого достигнет, если пойдет на поводу у Путина, как комментируют всю эту ситуацию на Западе?
Это очень простая логика, которая вынуждает относится ко всем заявлениям Трампа с очень большой настороженностью (не будем забывать, что именно в его первое президентство на Украину стало поступать серьезное оружие, а в отношении «Северного потока – 2» были введены санкции). Очень вероятно, что в самый неподходящий момент американский президент выкинет какой-нибудь фортель, который перевернет все достигнутое на переговорном треке. Это – во-первых.
Во-вторых, есть ещё мнение Европы, которое Трамп намерен игнорировать: судя по всему, американский президент не видит за столом переговоров представителей Европы. А последней это очень и очень не нравится. Там прекрасно понимают, что стоит показать слабину один раз – и после этого можно будет просто выбрасывать белый флаг. Поэтому не исключено, что там предпримут некие шаги в пику Трампу, что может застопорить переговорный процесс (например, нарастить военную помощь Украине).
В-третьих, есть ещё Великобритания, которой данный конфликт весьма на руку и которая уже как минимум дважды приложила оную к срыву переговоров между Москвой и Киевом (хотя буквально вчера Зеленский и опроверг слова Арахамии о том, что это Борис Джонсон, на тот момент времени являющийся премьером Британии, убедил Зеленского не подписывать мирный договор в Стамбуле). А где два раза, там и третий. По крайней мере, вероятность такого исхода весьма и весьма значительная.
В-четвёртых, это некие лоббистские группы, о которых говорили президент Турции Реджеп Эрдоган и экс-канцлер Германии Герхард Шрёдер: что именно с их подачи Зеленский пошел на попятную в Стамбуле. Почему не предположить, что они и на этот раз провернут какой-нибудь фокус, если посчитают, что продолжение конфликта им выгодно (кстати, и среди сторонников Трампа немало тех, кто считает, что покамест завершать украинскую историю рано)?
В-пятых, не надо забывать, что у Киева, учитывая те мощные пакеты военной помощи, которые Байден согласовал в последние дни своего президентства, хватит оружия где-то на полгода, а то и дольше. Плюс пусть и довольно скромные пакеты, но, как говорится, на безрыбье и рак рыба, отправляют Незалежной наиболее ее стойкие союзники – Великобритания и Франция. Поэтому Зеленский может и взбрыкнуть, пойдя против всех в надежде, что конъюнктура за это время как-то поменяется в его пользу.
И в-шестых, есть ещё позиция Китая, который хорошо понимает, что едва завершится украинский конфликт (и конфликт на Ближнем Востоке – они у Трампа идут в связке), как взгляд хозяина Овального кабинета упрется в Поднебесную (на товары которой и так уже были введены 10-процентные пошлины). Именно поэтому Пекин сразу же выступил с инициативой об организации встречи Путина и Трампа. Его интерес очевиден: каким-то образом прийти с США к компромиссу и взаимопониманию. И если это не получится, Китай вполне может продлить масла в огонь – в сторону продолжения конфликта.
И все это – только навскидку.
Поэтому вряд ли стоит ожидать, что переговорный процесс быстро выйдет на ту прямую, на которой уже будет возможно заключение мира между РФ и Незалежной. Что-то подсказывает, что препон будет ещё хоть отбавляй. И все те надежды, что проклюнулись после первого разговора Трампа с Путиным, довольно быстро скукожатся, как цветы под палящим солнцем.