Песков: Путин поручил немедленно начать подготовку встречи с Трампом
Уже начали формировать переговорную группу и даны поручения немедленно начать подготовку к личной встрече Путина и Трампа
Буквально вчера киевский градоначальник Виталий Кличко сделал очень интересное заявление, точнее говоря, допущение: «Мы можем моделировать завершение боевых действий, надеемся, через месяц-два. Непонятно, на каких условиях, но уверен, что это сложно назвать позитивным… Так называемый компромисс может быть очень болезненным для каждого украинца», – сказал он, добавив, что после этого, по всей вероятности, на Украине будут проведены президентские выборы.
Так что, конец конфликту? Трамп, пусть и не за сутки и не до своей инаугурации, как обещал, но все же установит мир между Незалежной и РФ, работая на Нобелевскую премию мира?
Не исключено (в случае с Трампом и его непредсказуемостью исключать вообще ничего нельзя в принципе). Плюс в пользу такого сценария свидетельствуют несколько моментов.
Во-первых, слова самого Трампа: «Я думаю, что мы добились огромного прогресса за последнюю неделю. Мы имеем дело с россиянами. Мы имеем дело с украинцами. Я думаю, что что-то будет», – цитирует американского президента The New York Post.
О каком прогрессе ведёт речь американский президент?
Как сообщает издание, по словам хозяина Овального кабинета, он уже провел телефонный разговор с российским коллегой Владимиром Путиным: «Президент Трамп заявил, что провел телефонный разговор со своим российским коллегой Владимиром Путиным и обсудил с ним прекращение войны на Украине. Трамп сказал, что российский президент хочет, чтобы люди перестали гибнуть», – рапортует газета. И более того: оказывается, у Трампа есть план по завершению конфликта (о нем он говорит уже давно, но держит в секрете). Из чего можно сделать вывод, что он во время телефонного разговора в какой-то форме уже презентовал его российскому лидеру.
Выглядит логично, однако проблема в том, что российская сторона не подтвердила разговор между Трампом и Путиным, хотя, по словам замглавы МИД РФ Сергея Рябкова, «у России и США идут определенные контакты по линии внешнеполитических ведомств, подробности разглашать нет смысла, но процесс идет». И, надо полагать, не без результатов, коли в Москву прибыл частный борт Gulfstream, который связывают со спецпослаником американского президента по Ближнему Востоку Стивом Уиткоффом (тем самым, который принимал активное участие в остановке палестино-израильского конфликта и, по слухам, должен был перейти на украинский трек).
В Кремле, что не удивительно, эту информацию не подтвердили. В Росавиации заявили, что это «разовый технический рейс санитарного характера», являющийся «обычной практикой гуманитарного взаимодействия». Объяснение, учитывая напряжённые отношения между Москвой и Вашингтоном, конечно, странное, особенно если взять во внимание то обстоятельство, что в это же время в МИД РФ прибыл посол США Линн Трейси, что в данном контексте трудно списать на совпадение или простую случайность.
Более того: в Белом доме заявили, что действительно Стив Уиткофф летал в Москву. По словам советника Трампа по нацбезопасности Майкла Уолтца, его визит был связан с делом об освобождении американца Марка Фогеля, ныне отбывающего срок в российской тюрьме за контрабанду наркотиков. Однако не исключено, что целью визита был и украинский вопрос. По крайней мере, такой версии придерживается The New York Times, по информации которой, Уиткофф получил от американского президента поручение «играть определенную роль» в деле мирного урегулирования, для чего Трамп некоторое время назад в атмосфере полной секретности расширил полномочия спецпосланника по Ближнему Востоку, как пишет издание, «с целью открытия переговорного канала с россиянами». Причем, если верить собеседникам газеты, Уиткофф уже проводил переговоры с людьми Путина по украинскому треку. И его вояж в РФ в этом ключе можно действительно трактовать как подтверждение слов Трампа, что процесс идет. Тем более что Фогеля передали американцам, а сам Трамп определил условия освобождения (или обмена, как указано на сайте Белого дома, правда, без уточнения на кого) как «очень и очень справедливые, очень разумные». «Не такие, как при сделках, которые вы наблюдали в последние годы. Они были очень справедливыми, и я думаю, что это приведет к тому, что завтра кого-то еще освободят, вы об этом скоро узнаете», – отметил он, добавив, что это «может стать очень важным элементом окончания войны» на Украине. Это – во-вторых.
И в-третьих, довольно прозрачные намеки с украинской стороны. Так, украинский президент Владимир Зеленский заявил, что ещё до Мюнхенской конференции по безопасности, на которой он должен будет встретиться с вице-президентом США Джеем Ди Вэнсом, в Незалежную приедут «серьёзные люди из команды Трампа». Плюс представитель ГУР Украины Андрей Юсов заявил, что ближайшее время Незалежную ждут «важные события», итогом которых станут «хорошие новости» (как уточнил разведчик, включая Мюнхенскую конференцию, но не ограничиваясь ею).
В общем, судя по всему вышеприведенному, слова Кличко вполне могут биться с реальностью.
Но с другой стороны, каких-то объективных оснований для мирных переговоров нет. Даже если взять фразу киевского мэра, то нельзя не отметить, что та раскладка, о которой он говорит, напоминает условный план Келлога. Условный в том смысле, что никакого плана покамест нет: Келлог обещал предоставить его лишь после Мюнхенской конференции, а это все – прекращение огня по линии фронта, президентские выборы на Украине и так далее – не более чем его прикидки. Которые к тому же не вызывают большого энтузиазма ни со стороны Москвы (там на сегодняшний день отвергают идею прекращения огня, выступая за мирные переговоры), ни со стороны Киева (где, наоборот, ратуют за продолжение конфликта в надежде на получение более выгодной переговорной позиции, ко всему прочему Банковой не улыбается идея о скорых президентских выборах, так как оные вряд ли закончатся для Зеленского победой, если, конечно, он будет выставлять свою кандидатуру).
И вообще есть большие сомнения в том, что у Трампа есть план по решению конфликта. Такое впечатление, что он как хороший бизнесмен на сегодняшний день лишь готовит почву для переговоров с Москвой, пытаясь своими заявлениями вывести ее из равновесия, ввести в заблуждение и проч., то есть всячески дестабилизировать. При том что сам разговор с Путиным вполне мог иметь место в виде пробного камня. Вероятно, он предложил нечто такое, что Москву не совсем устраивает. Или то, о чем надо крепко подумать. Отсюда и молчание.
И вообще в связи с заявлением Кличко (хотя стоит обратить внимание, что он не утверждает, что конфликт завершится через месяц-два, но лишь допускает такой сценарий) вспоминается история с украинским журналистом Дмитрием Гордоном (внесён в реестр террористов и экстремистов), который накануне Нового года выдал инсайд о скором (буквально в ближайшие дни, чуть ли не с 1 января) завершении конфликта, но потом заявил, что Москва взбрыкнула и мирные переговоры отложены в долгий ящик (скажем честно, этот его инсайд больше напоминал пиар-акцию). Вот и с Кличко, похоже, та же история. По крайней мере, никаких объективных предпосылок для такого исхода не просматривается.
Есть, конечно, вариант, если держать в голове склонность Владимира Владимировича к спецоперациям (российская общественность все узнает по факту, как, допустим, о начале СВО), что и решение конфликта будет проходить в рамках секретности. Строгой (хотя вряд ли ее в такой форме удастся сохранить, как показывает случай с Уиткоффом: пояснения Росавиации могут удовлетворить разве что несмышленого мальца) Но что-то уж больно сомнительно, что боевые действия прекратятся в предполагаемые Кличко сроки. Скорей всего, это не более чем один из вариантов развития событий, который вряд ли воплотится в жизнь.