Топ фильмов уходящего года

2 года назад

Сразу предупреждаю. Мой топ кинокартин уходящего года специфичен и субъективен, так как многим блокбастерам я предпочитаю арт-хаус, точно так же как и в алкоголе я выбираю хорошее вино, а не водку. И, наверное, множество хороших фильмов и сериалов, вышедших в уходящем году, я пропустил по уважительным и неуважительным причинам. Так что не обессудьте.

Но с профессиональной ответственностью, в которой нет места вкусовщине, утверждаю, что все фильмы в перечне хорошие и как минимум достойны просмотра. Они, каждый по-своему, настолько хороши, что мне было чрезвычайно сложно присваивать им места в моем списке. И только здесь меня можно упрекнуть в предвзятости.

Итак, начинаю отсчет.

  1. «ГНЕВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ»

Если честно, Гай Ричи уже порядком поднадоел. Взяв когда-то планку хорошего современного нуара, он не прогрессирует и снимает однообразное кино.

Но, черт возьми, когда выходит его новый фильм, ты идешь и смотришь его с наслаждением.

Очередной фильм британского кинорежиссера «Гнев человеческий» правильней было назвать «Гневом нечеловеческим», так как главный герой, как и положено для таких фильмов, в огне не горит и в воде не тонет – он титан, а не человек. И испытывает он, соответственно, титанические эмоции, даже если на его невозмутимом и каменном лице они никак и не отражаются. Поэтому главного героя и играет Джейсон Стэйтем, проверенный своим брутальным видом и отсутствием на лице эмоций во многих фильмах, в том числе и в фильмах Гая Ричи, который и вытащил его в свое время на актерскую сцену.

Как можно узнать из финальных титров, идею «Гнева…» Гай Ричи заимствовал из французского фильма 2004 года «Инкассатор». Фабула та же – в инкассаторскую фирму, на сотрудников которой постоянно происходят нападения, устраивается охранник. Ведет он себя в коллективе странно, не компанейски, и по ходу действия выясняется, что незнакомец устроился в фирму не просто так. Он хочет отомстить за сына, которого убили грабители.

Стэйтем за годы жизни в кино научился «убивать» негодяев налево и направо. И в «Гневе…» тоже реки крови текут по ступеням. Согласно своей титанической сущности его герой сносит все преграды, возникшие на его пути. При этом он обладает нечеловеческой выживаемостью и способностями.

«Гнев человеческий» структурирован делением на главы так, что зритель смотрит картину с разных временных точек. Это делает просмотр еще интереснее. Еще хочу отметить отличный саундтрек, который состоит всего лишь из одной мелодии. Эта тревожная мелодия, в которую в нескольких местах вплетена песня Джона Кэша, скрепляет всю картину. Не прерываясь, она проходит лейтмотивом через весь фильм. Под эту музыку главный персонаж и танцует свой балет, кровавый и беспощадный.

  1. «ПОЛЁТ»

Из русских сериалов прошедшего года, которые я посмотрел, мне запомнился «Полёт». В нем все на хорошем уровне – режиссура, композиция, детали, герои… Кстати, опять же – саундтрек! Хорошая музыка в российских сериалах – это вообще редкость. Можно только поздравить Тодоровского-внука с успехом – хотя это его не первое кино, а второе, но оно сойдет за успешный дебют.

Фабула сериала такая: группа офисных клерков затеяла довольно опасное предприятие. Они решили кинуть своего босса.

Каждая серия – это исповедь одного из персонажей. Из всех частных откровений и вырисовывается общая картина. У каждого героя своя история, свои мотивы, свои тараканы в голове. Но всех сплотил случай – однажды они вместе опоздали на самолет, который потом разбился. Им повезло, они родились второй раз. Так почему бы не рискнуть?

По сути, они и так мертвы. Жизнь офисного планктона скучна, однообразна, суетлива и бессмысленна. На работе героев ждут сплетни и интриги, а дома ждет прелюбодей-муж, пьющий гений-отец, властная психопатка-мать, нелюбимая жена, опостылевшие близкие и родственники. И самолет, в который они не сели и в который они собираются сесть, – это символ, это средство полететь навстречу своей мечте, которая для каждого из них разная.

Но существует огромная сила гравитации в виде обстоятельств и босса, с которым не шути – в прошлом он был бандюком, он убивал людей и закапывал трупы в подмосковной глуши.

Из всех участников опасной авантюры мне больше всего понравился образ Жабенко – алкоголика и наркомана, решающего в фирме коррупционные вопросы. Его до своей посадки сыграл актер Михаил Ефремов. Ну как сыграл – Ефремов сам алкоголик и по сути играл сам себя. В свою очередь, все алкоголики всегда актеры.

Но трагедия его персонажа – очень русская. И, честно говоря, кроме Жабенко никого не жалко. Никого.

  1. «БЛАГОСЕРДНАЯ НОЧЬ»

 

Ну кто не знает Каурисмяки! Каурисмяки должны знать все. Гением финского режиссера не назову, но мастер он хороший. Его картины о простых человеческих ценностях, о простых человеческих отношениях. Но они настолько крепко и слаженно слеплены, что смотреть их одно удовольствие. Фильм «Благосердная ночь», который я посмотрел в этом году на очередном московском кинофестивале, не стал исключением.

Фильм соответствует классическому театральному триединству: единству времени, места и действия. Действие происходит в финском баре во время локдауна и ограничено сутками.

Бар, соответственно, закрыт – ковид на дворе, введены ограничения, и на улицах Хельсинки почти никого. Владелец бара, находясь в пустом питейном заведении, сам себе накрывает стол. Он зажигает свечи, открывает бутылку вина, садится.

И тут – стук в дверь. Врач, возвращающийся со смены, заглянул на огонек. У него был трудный день. У него не все хорошо в личной жизни. Он устал. Ему необходимо выпить. И вот уже двое сидят за столом. А там, где за бутылкой сидят двое мужиков, обязательно появится и третий – в бар постучался со своими проблемами проходящий мимо работник соцслужбы.

Все они одного возраста, всем финским мужичкам около полтинника. Немало ими уже прожито и пережито в жизни, есть о чем друг с другом поговорить, есть чем поделиться. И каждый из трех мужчин рассказывает свою историю. К утру выясняется, что не все из бара пойдут домой.

Не ожидал, что с поиском этого фильма в интернете возникнут проблемы. Ни в сетях, ни на торрентах я его не нашел. Более того, и в русской Википедии нет о нем упоминания. Возможно, он есть на платных ресурсах. Надеюсь, он выйдет в российский прокат. Если не найдете его, то посмотрите «По ту стороны надежды» того же самого Каурисмяки. Это равноценная замена.

  1. «#ЗАСРАНКА»

 

Удивительно, но фильм «#засранка» румынского режиссера Андрея Хуцуляка победил на ММКФ в минувшем году. А также приз за лучшую женскую роль получила актриса, сыгравшая главную героиню.

Почему удивительно? Потому что конкурсная программа ММКФ, по сравнению с другими фестивалями мирового уровня, слабая и зачастую подвержена конъюнктуре. В разные годы на ММКФ умудрились прокатить «Космическую Одиссею» Кубрика и выдать главный приз чудовищному по пошлости фильму «Спитак».

Но в этом году Золотого Георгия получил действительно достойный фильм.

В основу сюжета легло реальное событие, правда, произошедшее не в Румынии, а в Южной Корее.

Главная героиня – одинокая молодая женщина, она работает в банке. Ее одиночество изредка сглаживает один паренек, существенно младше ее. Но этого недостаточно, и она покупает собаку. Собака создает хозяйке множество проблем: она блюет в метро – и возникает скандал.

Собака приносит дополнительные денежные расходы: 25 леев за проживание и штраф 1 500 леев за нарушение общественного порядка. Вот еще цифры: за сутки ролик с хештегом #засранка о скандале в метро набрал 15 000 лайков и 4 000 перепостов. А потом он взорвал весь румынский интернет.

Вроде, «15 минут славы» и должны длиться 15 минут, но румынам как будто делать нечего – «новость» попала в газеты и на телевидение, и из-за «засранки» стали возникать митинги и устраиваться ток-шоу. Девушку заклевали в интернете, а потом и в реальной жизни. Один популярный придурок-блогер вычислил ее домашний адрес и место работы.

Сначала события развивались как комедия, потом как фарс, а потом и как трагедия. В эпилоге автор позволил себе лирическое отступление. Какое? Увидите сами – хотя в интернете фильм я не нашел, но не сомневаюсь, что призер ММКФ обязательно выйдет в российский прокат.

  1. «ИГРА В КАЛЬМАРА»

Южнокорейский сериал «Игра в Кальмара» тоже взорвал интернет. Давненько я не видел такого количества трупов на экране и таких восторгов в соцсетях. Сериал привлек внимание не только взрослой аудитории, но и детей. Он сманил их своими яркими цветами и костюмами. Это не может не внушать опасений, детям такие сериалы смотреть не следует (родители, оттащите их от экранов!)

Интрига «Игры в кальмара» вкратце такова. Какая-то таинственная организация собирает по всей стране неудачников и предлагает им сыграть в игру. Победителя ждет фантастический денежный приз – он может стать долларовым миллионером. Попавшие в сложные жизненные обстоятельства соглашаются и подписывают контракт. Но по ходу действия выясняется, что в случае поражения они проигрывают собственную жизнь, а капитализация выигрыша зависит от смерти других участников. После первой же игры «поле чудес» усеяно проигравшими.

Этот сериал увлекателен, хорошо снят и продуман до деталей. Помимо своих художественных преимуществ, в нем сильна и смысловая составляющая. Ведь смертельная «игра в кальмара» – это аллегория на капиталистическую систему. Ведь что такое капитализм? Это тоже игра со своими многочисленными проигравшими и немногими победителями. Причем линия старта благодаря наследству и родству для весьма ограниченной группы лиц ушла за горизонт – равенство в рыночных условиях подразумевается только для бедных. И в этом забеге, в этой игре слабые должны погибнуть. Конкуренция! Женщины с детьми невыгодны, а старики и инвалиды бесполезны. Рыночек все порешает и ненужных порешит.

  1. «ЕСТЕСТВЕННЫЙ СВЕТ»

«Естественный свет» я тоже выловил в мутных, но насыщенных водах ММКФ – 2021.

Действие фильма проходит в годы Великой Отечественной войны. Правда, это кино не про «наших», главный герой в фильме не советский солдат, а венгерский фашист.

Брянский лес. Зима. Война. В поисках советских партизан рыщет по лесу карательный отряд из свирепых чернобровых венгров. Его сопровождают полицаи украинского происхождения. Распутица, идет снег с дождем, лошадей засасывает в грязь и болота. Блестят от воды кастрюли-каски на головах, но отряд, несмотря на ненастье и лишения, неумолимо идет вперед.

Весь фильм камера сосредоточена на одном венгре-сержанте по имени Шеметка – это и есть главный герой. Лицо его суровое, он опытный и исполнительный солдат.

Фильм холодный и жестокий, в нем показана звериная сущность войны. Сюжет пересказывать не буду, но отмечу, что фильм может оставить двойственное впечатление. С одной стороны, снят он отлично. Превосходная операторская работа, актерская игра и режиссура в целом. Показан психологизм главного героя, ты как будто вместе с ним в том брянском лесу мерзнешь, настолько ты пропитываешься экзистенцией происходящего на экране.

А с другой стороны, никакой симпатии к главному герою по понятным причинам ты не испытываешь. Отнюдь, наоборот!

Венгерские солдаты в годы ВОВ отличились предельной жестокостью, что и показано в фильме. Например, в Воронеже даже после войны ими еще долгое время детей пугали. Говорили родители шаловливому чаду, что если он будет себя плохо вести, то отдадут мадьярам. Вот так там венгры отличились. При освобождении Воронежа их даже в плен не брали – расстреливали зверье на месте.

И всех, всех, кто к нам с мечом придет, мы закопаем в общие могилы. Гостеприимна наша земля.

«Естественный свет» я нашел в «Одноклассниках» и «ВКонтакте» – найдете и вы.

  1. «ФАРГО», четвертый сезон

Фарго-4 я, конечно, за уши притянул в 2021 год, так как сериал презентовался в конце 2020-го. Но досмотрел я его в январе этого, уходящего года, так что имею полное право включить его в свой the best.

Сериал создан на основе одноименного фильма 1996 года очень остроумных и очень оскароносных братьев Коэнов. Правда, во всех сезонах еврейские братья-режиссеры присутствуют только в качестве свадебных генералов, и Фарго – этот маленький городок на севере Америки – «строят» в сериале уже другие люди. Но авторам антологии уже который сезон удается держать тот высокий уровень черного юмора, который был задан в свое время.

Сериал пропитан культурой протестантской Америки. В нем многочисленные отсылки к Библии, а многие персонажи открыто ее цитируют. Великолепные патетические монологи героев – это свидетельство разговорной американской культуры.

В свою очередь, авторы 4 сезона создали ироничный миф о неграх-гангстерах 50-х, в котором по интеллектуальному развитию они дают фору своим белым «коллегам». И в этом случае это не дань западной конъюнктуре, а постмодернистская ирония над ней. Сериал полон смелых расовых шуток, авторы смеются над расовыми стереотипами, каким бы людям с каким бы цветом кожи они не принадлежали.

Воля случая, роль судьбы – основная мысль всех сезонов, включая и четвертый. Ведь всё в итоге решает Господне провидение. А Его логика непостижима. Он даже иногда позволяет убить добрых людей, чтобы потом наказать за это людей злых. И каждому в итоге Он воздает по делам его.

  1. «ХОЛОДНЫЙ РАСЧЁТ»

Пол Шредер – подозреваю, что имя этого режиссера незнакомо рядовому зрителю. Но все смотрели или хотя бы краем уха слышали о фильмах «Таксист» или «Бешеный бык», которые в свое время обеспечили славу режиссеру Мартину Скорцезе и актеру Роберту де Ниро. Они стали классикой американского кино.

Так вот, сценарий к этим картинам писал Пол Шредер.

Не скажу, что меня раньше поражали его режиссерские работы. Но вот в 2017 году он снял «Дневник пастыря» (другое название «Первая реформаторская церковь»), и я уже пересмотрел эту картину с друзьями раз пять, а с женой после просмотра долго ночью спорил на кухне. Это кино про священника, который стал радикальным борцом за экологию.

Следующий фильм Шредера «Холодный расчет» вышел на экраны в этом году. Возможно, он слабее. Я говорю «возможно», потому что сам не определился, так ли это. Его хочется посмотреть еще раз.

Итак. Главного героя зовут Уильям Телл, и он играет в покер. Играет и выигрывает. Выигрывает немного, чтобы не привлекать к себе внимания. Чтобы оставаться незаметным, он меняет казино, переезжая из города в город. Останавливается он всегда в дешевых отелях. Заселяясь, обматывает все скудные предметы гостиничного интерьера белыми простынями, которые возит с собой (какая прекрасная деталь!). Спит Уильям Телл тревожно. На то есть причины.

Дело в том, что Уильям Телл вернулся из ада. Да, он служил в Ираке и пытал заключенных в Абу-Грейб. Да, он был одним из тех, кто засветился на фото и попал в СМИ. Да, его посадили и он отсидел. Из палача он превратился в жертву, роли поменялись, из одного круга инферно он перепрыгнул в другой. Но вот он вышел – и теперь он в чистилище. Теперь он игрок в покер и путешествует по Америке. Но прошлое к нему стучится в снах.

Наверное, только талант Шредера способен соединить в одном пытки в Абу-Грейб и игру в покер. При этом в фильме чувствуется атмосфера непонятной и непередаваемой легкости, невыносимой легкости бытия. Нет, это не криминальная драма. Нет, это не гангстерский боевик. Нет, это не авантюрная история. Бесполезно угадывать, все пальцем в небо. Это Пол Шредер. Смотрите.

  1. «САБАЙЯ»

В следующем фильме меня привлекла не столько форма, а сколько содержание. «Сабайя» – фильм документальный, и посмотрел я его опять же на ММКФ. И он мне как человеку, связанному с военной тематикой, был предельно интересен, так как действие этой картины происходит в песках Сирии и Ирака, которые кишат вооруженными бармалеями из ИГИЛ*.

Главные герои фильма – езиды. Это древнее курдское племя. Очень крутое. Езиды уже сами по себе интересны, потому что у них очень редкая и специфическая религия. Она представляет собой экзотическую смесь зороастризма, ислама и христианства. И когда в песках древнего Востока возникла новая страшной силы исламская ересь, то езидам пришлось нелегко.

Боевики из ИГИЛ* убивали езидских мужчин, а молодых девушек они уводили в полон, чтобы там насильственно обратить в ислам. Таких новообращенных исламисты называют сабайями.

Но езиды своих не бросают, не так их много в мире осталось, чтобы терять своих женщин. Через пять лет, когда при поддержке наших войск исламское государство разгромили, езиды создали разыскную группу вооруженных волонтеров. И они стали засылать в палаточный лагерь, куда согнали семьи игиловцев, своих агентов. Получая от них информацию, езиды совершают ночные рейды и выдергивают из лагеря своих.

Руководит группой Махмуд – невысокого роста жилистый езид с черными, как смоль, усами. Днем жена пилит его, что тот не занимается домашними делами и ночами пропадает черт знает где. Но невозмутимый Махмуд не обращает на ее причитания никакого внимания. Он занят мужским и благородным делом. И снова ночью он берет пистолет и отправляется в опасный рейд.

Как военный корреспондент я завидую черной и белой завистью шведскому режиссеру Хогиру Хирори, который нашел такой материал. Это большая журналистская удача – снять такой эксклюзив.

Удивительно, но факт – мне удалось найти фильм в интернете. Правда, только с английскими субтитрами. И вы его можете скачать здесь по магнитной ссылке.

«Век вывихнул сустав, проклятьем я рожден, чтобы его исправить», – есть такие строчки в шекспировском «Гамлете». И вот такие люди, как езид Махмуд, борясь с несправедливостью, его и вправляют. Махмуд крутой. Будь как Махмуд.

  1. «Неудачный трах, или Безумное порно»

Неудачный трах, или безумное порно»: Румынское дилдо дидактики - фестивальная колонка - Кино-Театр.Ру

Та-дам!!! И снова румынское кино! Оно занимает первое место в моем топчике!

Что будет, если запереть в период пандемии на карантин безумного, безумно талантливого румынского режиссера, каким является Раду Жуде? Родится «Неудачный трах, или Безумное порно».

Этот фильм уже произвел сенсацию и скандал на Берлинале-2021, где он получил Золотого медведя. Я и сам охренел, когда увидел его уже на ММКФ. Фильм беспардонно начался с откровенного порноролика. Я в тот день продолжал держать пост, у меня только-только началась страстная неделя, а тут такое происходит на экране, не отмоешься!

Этот порноролик и является завязкой. Участницей этого home video оказалась одна румынская учительница. Ролик с ее участием попал в интернет, и родители ее учеников, как и сами ученики, узнали всю голую правду о преподавательнице.

В фильме три части. В первой Жуде устраивает экскурсию по солнечному Бухаресту. Главная героиня идет через полгорода в школу на разбор полетов. Ей предстоит трудный и унизительный разговор. Она проходит рынок, заходит в несколько магазинов, в аптеку (там покупает успокоительное). Камера следует за ней, по пути отвлекаясь на виды старого или советского Бухареста. На своем пути учительница вступает в перепалку с хамом-водителем, перегородившим машиной весь тротуар. Достается и оператору – съемки фильма проходили в «натуре», и какая-то бабка посылает съемочную группу в то место, куда входил и выходил в начале картины мужской половой орган.

Вторая часть фильма называется «Короткий словарь анекдотов, знаков и чудес». Это записная книжка автора, которую он листает на экране в алфавитном порядке. Она представляет собой видеоколлаж из румынской документальной хроники, видеоприколов, зарисовок, анекдотов, порносцен, афоризмов, нужной и ненужной информации. Чаушеску, фашисты, военные, священники, цыгане, крестьяне, дети, люди, кони – все смешалось в пестром калейдоскопе словаря Жуде. Это тот сор, из которого растут цветы – плоды его творчества.

В третьей части наступает апофеоз – судилище над учительницей во дворе школе. Оно предоставляет собой уморительную и умопомрачительную феерию ханжества, невежества, вульгарности, пошлости, цинизма и лицемерия. Чем-то похоже на советский фильм «Гараж», только где собравшимся позволено все. Румыны орут, ржут, ругаются, сально шутят, дерутся. Автор не отказал себе в удовольствии прокрутить порноролик еще раз.

Является ли такой фильм с откровенным видео предметом культуры?

Конечно. Вспомним, например, средневековые карнавалы, в которых позволялись многие непотребства сексуального характера. Чего уж там говорить о языческих сатурналиях в Древнем Риме.

Да и что это такое, как не безумно веселый румынский карнавал?

Смотрите и наслаждайтесь, фильм уже есть на торрентах.

!!! BONUS+

И еще один достойный фильм не вошел в этот топ, так как вышел он на днях и я не успел его посмотреть. Он называется «Посмотрите наверх». Уже с первых минут я заметил крутой актерский состав в лице Ди Каприо и Мэрил Стрип. Эта картина про комету, которая летит на Землю, чтобы уничтожить все живое.

Чутье кинокритика мне подсказывает, что это крутое кино.

«Посмотри наверх» я уже разберу в следующем, новом году! С наступающим!

В трейлерах демонстрируются сцены курения. Редакция vnnews.ru напоминает, что курение вредит вашему здоровью.

* «Исламское государство» (другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское Государство Ирака и Шама», ИГИЛ), международная организация, признанная Верховным судом Российской Федерации террористической и/или экстремистской, деятельность которой запрещена на территории России, решение от 29.12.2014.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ