Таджикско-киргизская граница: кто на самом деле агрессор?

2 года назад

Пограничный конфликт между Таджикистаном и Кыргызстаном, продолжающийся почти сто лет, в последнее время приобрёл сложный и вялотекущий характер. Изучение позиций сторон, оценка политических процессов, сопровождающих проблему, показывает, что оно находится не на стадии урегулирования, как подобает добрососедским отношениям, а в процессе ещё большей эскалации напряжённости. Присоединение государств и международных организаций к посредничеству в разрешении конфликта повысили возможность его превращения из локального вопроса в региональный и международный спор.

Сущность ухудшения отношений между соседними государствами заключается в том, что, согласно официальным документам, определяющим границы, сегодня в распоряжении Киргизской Республики находится 211 000 гектаров земельных участков законной территории Республики Таджикистан. Такие данные прозвучали 23 сентября 2022 года в заявлении министра иностранных дел Республики Таджикистан на Генеральной ассамблее ООН. Поэтому Таджикистан на легитимных основаниях требует от Кыргызстана вернуть собственные земли.

Одним из противоречивых моментов, препятствующих продвижению пограничного вопроса, является дискуссия о картах и документах ввиду серьёзного разногласия по поводу их практического использования. Поэтому выбор «подтверждающего документа» или официально-правовых материалов, определяющих государственную границу, является отправной точкой в урегулировании всего спектра процесса делимитации и демаркации.

Согласно позиции Таджикистана «документом, определяющим государственную границу», является свод архивных документов и топографических карт, которые прошли процедуры официального утверждения на межгосударственном уровне. Но киргизская сторона представляет в качестве основы акты различных периодов, касающиеся обмена земель между хозяйствами с целью временного их пользования, стремится придать юридическое обоснование землям, исторически и документально принадлежащим Таджикистану. Преимущество позиции Таджикистана в том, что ни один из этих документов, которые были подписаны между физическими лицами, фермерскими хозяйствами, районами и управлениями по землепользованию, не прошёл как в советский период, так и после обретения государственной независимости необходимых юридических процедур. И поэтому не может быть признанным официальным документом, определяющим государственную границу между Таджикистаном и Кыргызстаном…

Другим узлом противоречий является то обстоятельство, что стороны по-разному трактуют понятие «существующие границы». Киргизская сторона интерпретирует его в своих интересах, полагая, что «существующие границы» – это границы, возникшие на момент распада Советского Союза между независимыми государствами-правопреемниками. При такой трактовке понятия «существующие границы» все земли Таджикистана, которые сейчас находятся в распоряжении Кыргызстана, теоретически останутся в КР. Однако согласно нормам международного права (Венской конвенции о праве международных договоров) только та граница признана «существующей границей», которая в установленном порядке утверждена в рамках правовых документов государственного уровня. Поэтому «существующие границы» между Таджикистаном и Кыргызстаном – это только те границы, которые определены в рамках «документов 1924–1927 и 1932 годов».

Какая общая площадь земель Таджикистана в настоящее время находится в распоряжении Кыргызстана? На какие юридически обоснованные документы Таджикистан опирается в пограничном споре с Кыргызстаном? Что означают «документы 1924–1932 годов» и почему именно они являются единым основанием? Что представляют собой «документы 1958-1959 годов», и в чём сущность «документов 1989 года»? Каковы аргументы киргизской стороны и их правовая значимость? Как Конституция СССР разделила границы между союзными республиками? Какие именно участки включают в себя т. н. «спорные территории»? Каковы перспективы разрешения данного приграничного конфликта?

В статье таджикского политолога Абдулло Рахнамо приводятся развёрнутые ответы на указанные вышепоставленные вопросы в пограничном споре с Кыргызстаном. В нем представляется скрупулёзный анализ исторических и правовых основ, опирающихся на доказательно-аргументационную базу, достоверные документы и карты, предоставленные таджикской стороной для обоснования своей позиции. Главная цель статьи состоит в том, чтобы сформировать полное представление о сути позиции таджикской стороны по данному актуальному вопросу.

В статье обоснованно доказано, что в данном споре таджикская сторона ни в коем случае не может быть признана страной-агрессором, поскольку Таджикистан не вторгается на законную территорию Кыргызстана, а всего лишь требует возвращения своих законных земель. Автор полагает, что даже в случае их возврата силовым путём ни с юридической, ни с исторической точек зрения Таджикистан не становится страной-агрессором, так как одна страна не может «вторгнуться» на свою же территорию или «захватить» саму себя. Поэтому в этом споре позиция Таджикистана за возвращение или освобождение своей захваченной территории имеет справедливую основу. Представляется, что все пограничные конфликты происходят на территориях, конституционно принадлежащих Таджикистану. Возникает абсолютно логический вопрос: кто защищает свою Родину и свои земли, а кто является агрессором? Пусть на это ответят юристы, политики, военные и дипломаты, заключает автор.

С полной версией статьи можно ознакомиться по следующим ссылкам:

 https://www.asiaplustj.info/ru/news/tajikistan/security/20221123/tadzhiksko-kirgizskie-pogranichnie-konflikti-kto-na-samom-dele-agressor

https://fergana.agency/photos/128435/

https://centrasia.org/newsA.php?CR=4



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ