Строительство «Северного потока – 2» в разрезе мировой политики. Как это было

3 года назад

Сегодня российский газопровод «Северный поток – 2» был полностью достроен. Об этом говорится в официальном сообщении компании «Газпром». По прогнозам руководства корпорации, до конца 2021 года по трубопроводу пройдет 5,6 миллиарда кубометров газа. Первая «нитка» СП-2 будет запущена с 1 октября, по второй газ пойдет с 1 декабря этого года. Всего мощностей трубопровода хватает, чтобы перекачивать 55 миллиардов кубометров «голубого топлива» в год.

Так уж получилось, что строительство этого газопровода практически сразу стало фактором международной политики. И остаётся таковым до сих пор. Многие западные страны и США на официальном и публичном уровне усматривают в «Северном потоке – 2» угрозу энергетической безопасности и «рычаг политического давления Москвы на Европу».

Активно протестовали против СП-2 Польша, Украина, страны Прибалтики, Штаты и ряд самых разных экологических организаций, почему-то с финансированием от американских НКО. Сам проект вообще в качестве «угрозы» был внесен в американский военный бюджет в 2021 году. Ну и санкции по поводу трубопровода опосредованно коснулись даже европейских компаний.

Поэтому сейчас, когда СП-2 фактически завершен, стоит вспомнить о том, насколько сложной была эта большая стройка, но также и понять, что Россия готова планомерно и систематически отстаивать свои экономические интересы до победного конца.

Сам проект начал реализовываться ещё в 2016 году, когда было запущено производство труб и их отгрузка. Строительство при этом планировалось завершить еще в конце 2019 года. Однако практически с самого начала проект встречал систематическое сопротивление. Сначала власти Дании крайне долго согласовывали территорию, по которой пройдут трубы. В итоге маршрут был определен только в 2019 году. При этом с 2017 года из работ по строительству стали выходить европейские компании, боясь американских санкций.

Дело в том, что еще в 2017 году Конгрессом США был принят Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act (CAATSA) – закон, в рамках которого Штаты могут вводить санкции в отношении любых компаний, которые работают над СП-2. А затем, в январе 2019 года, посол США в Германии Ричард Гренелл разослал письма представителям европейских корпораций, которые участвовали в проекте, с предупреждением о возможном вводе ограничительных мер в отношении этих структур. При этом, правда, указав, что данное письмо не следует «воспринимать как угрозу» и оно является лишь выражением внешней политики США.

К слову, германский МИД тогда назвал эту рассылку «писем счастья» провокацией. И она, кстати, подействовала. Самая большая проблема была в том, что компании-трубоукладчики вышли из состава проекта. В итоге Россия укладывала трубы своими силами. Что дополнительно замедлило процесс.

При этом неоднократно он приостанавливался в силу исковых заявлений от разного рода возмущённой общественности. Так, например, немецкая природоохранная организация Deutsche Umwelthilfe (DUH) 13 апреля 2021 года обратилась в суд с требованием отменить строительство СП-2 в водах Германии. И это было не единственное заявление подобного рода. Впрочем, все эти суды «Газпром» и европейские операторы строительства газопровода в итоге выигрывали.

Помимо прочего, история с СП-2 осложняла отношения между США и Германией. Но тут на смену Дональду Трампу пришел Джо Байден, команда которого решила пересмотреть взаимоотношения с Европой. На тот момент, стоит напомнить, СП-2 уже фигурировал в военном бюджете Штатов как «угроза», с которой необходимо бороться.

Но в итоге после встречи министров обороны Америки и ФРГ Ллойда Остина и Аннегрет Крамп-Карренбауэр было принято решение о том, что Штаты не будут слишком препятствовать строительству газопровода как минимум на уровне санкций в отношении Германии и немецких компаний.

Хотя непосредственно перед этой встречей ряд немецких политиков проамериканского направления предлагал ввести «мораторий» на работу СП-2. Впрочем, для Штатов военное и политическое присутствие в Европе оказалось важнее. Поэтому прокладка труб продолжилась.

За всей это политической риторикой, впрочем, у США был и вполне явный экономический мотив. Имелся план по поставкам сжиженного газа из Америки в Европу танкерами. Однако этот газ был бы для ЕС на 20% дороже. Да и поставки танкерами сопряжены с определенными рисками.

Ну и нельзя забывать про «фон», который сопутствовал строительству. Неоднократно Польша и Украина высказывались против. Украина в какой-то момент вообще стала требовать от США и Германии финансовых компенсаций за риски от того, что «Газпром» может в будущем перекрыть транзит газа через эту страну. Хотя, судя по последним заявлениям руководства госкорпорации, как раз, напротив, мы можем и увеличить транзит, лишь бы у Украины нашлись на это деньги.

К слову, определенные компенсации Украина в итоге получит. Речь идет о сумме в 200 миллионов евро на «энергетическую безопасность» и еще об 1 миллиарде на «развитие зеленой энергетики» на Украине. Компенсировать будет Германия.

Хотя изначально Владимир Зеленский заявлял о том, что Украина будет терять более двух миллиардов долларов в год от сокращения транзита газа через его страну, намекая, что дорогим западным партнерам неплохо бы компенсировать эти издержки. Однако на такие расходы Германия, да и Штаты идти были совершенно не готовы.

С Польшей все еще интереснее. Российский газ и его транзит для этой страны играют опосредованную, но очень важную роль в энергетической политике. Дело в том, что Польша поставляет уголь. И угля этого все меньше. Эксперты говорят о возможном энергетическом кризисе в Польше уже лет через 5-7. По этому поводу поляки планируют строить несколько АЭС. Но тут внезапно категорически против Германия и все те же немецкие экологические организации. Потому что немцы боятся «нового Чернобыля» на своих границах. Ну и понятно, что попытки бойкотирования СП-2 – это такой шантаж Польши в адрес ФРГ: «Вы не даете нам развивать мирный атом, а мы в ответ будем мешать вам получать газ». К тому же в принципе мешать России стало для политики Польши не только своеобразной идеей фикс, но еще и прибыльным мероприятием. Потому что на это у США деньги для поляков находятся.

Так или иначе, но в итоге СП-2 был построен, невзирая на систематическое противодействие. И газопровод, который проходит через Данию, Финляндию, Швецию и Германию, начинаясь в России, длинной в 1 234 километра, в итоге заработает уже меньше чем через месяц. И, в общем-то, невзирая на все предыдущие издержки, это большая российская экономическая победа. Если говорить про конкретные цифры, то даже при минимальной цене 110 долларов за тысячу кубов «Газпром» будет получать порядка 6 миллиардов долларов в год чистой прибыли. То есть сам СП-2 окупился бы при таких прогнозах лет через 10-15. Однако на текущий момент 1 000 кубометров газа в Европе стоит 700 долларов. Ну то есть умножайте годовые прибыли на семь, а сроки окупаемости СП-2, соответственно, делите на столько же.

Ну и в целом, если уж говорить о политике, то СП-2 обеспечит Европу относительно дешевым (потому что американский газ все равно дороже) и регулярным газом, то есть станет не «угрозой энергетической безопасности ЕС», а как раз наоборот – фактором, эту безопасность укрепляющим.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ