Сравниваем, как обращаются с иноагентами в РФ и США

3 года назад

Журналист-международник и медиаэксперт Александр Малькевич три года назад запустил в Америке проект USA Really и практически моментально привлек внимание других американских медиа. Небольшой англоязычный проект несколько раз блокировался «Фейсбуком», «Твиттером» и Google.

В расследованиях крупнейших изданий Америки говорилось о связях нового СМИ с проектами «Агентства интернет-исследований», из-за деятельности «фабрик троллей» которого власти США внесли компанию в санкционный список и заподозрили Россию во вмешательстве в выборы президента. Никакого скандала санкции против USA Really не вызвали ни в Америке, ни в России. При этом в РФ вплоть до настоящего времени работает множество различных медиа, которые напрямую финансируются американским правительством. Мы попросили Александра Малькевича сравнить, какие условия созданы для иноагентов в США и РФ.

«ВН»: – Можно ли провести параллели между действиями властей РФ против некоторых СМИ (иностранных агентов, «Медузы»*, например) и поведением властей США в отношении ресурсов, связанных с РФ? Конкретно: можно ли сравнить действия против USA Really с действиями против «Медузы»? Кто решительнее в борьбе с иностранными агентами, мы или США?

– Кто решительнее? Ну конечно, решительнее Штаты. Если мы себя поставим на их место, то они молодцы, потому что они выкорчевывают любое инакомыслие, просто каленым железом выжигают. Вот вы вспомнили проект USA Really. Смотрите, начну с конца. И мне как физическому лицу, и мне как редактору тогда вручили письмо из Минюста о том, что «определитесь в течение нескольких дней и напишите нам, готовы ли вы зарегистрироваться как иностранный агент».

Я написал: «Да, готов». После этого, испугавшись, они просто внесли в санкционный список и всё, чтобы я даже не пытался, как говорится.

Внесение в списки иностранного агента там – это не то, что у нас. Это необходимость постоянно отчитываться о том, что ты делаешь, откуда ты получаешь деньги, сколько, кому платишь, все подробно, все проводки. Но дело даже не в этом! Еще до признания иностранным агентом они просто решили, что им такой медийный проект на рынке не нужен. И что сделали?

Они дали команду всем «независимым» интернет-площадкам. И они показали – как я тогда еще в 2018 году говорил, но меня не слышали, – как работают все эти механизмы и алгоритмы. По ключевому слову тебя вносят в стоп-лист. И всё – тотальный бан.

В две или в три волны все мыслимые и немыслимые существующие площадки зачистили этот проект, причем настолько, что в «Фейсбуке» невозможно было через мессенджер отправить ссылку на любой материал сайта.

И даже был период, когда если ты писал USA Really, у тебя блокировалось само сообщение. То есть писали, что «мы не можем отправить его, оно нарушает правила сообщества».

Какие правила нарушает?! Никто не говорил. Но они декларируют, что все это делают ради защиты своего информационного суверенитета. Значит, мы тоже должны защищать свой информационный суверенитет. Но нам пытаются не дать это сделать. И о чем глобально говорит наш закон о СМИ-иноагентах? О том, что они должны просто маркировать свою продукцию и делать все, что хотят дальше.

Это тоже не очень справедливо, потому что фактически из-за этого никаких сложностей, преград, препон в их жизни не появляется. Но при этом они отказываются закон выполнять, маркировку отказываются наносить. И дальше происходит удивительная история…

Если без всяких решений суда тот же «Фейсбук» или «Твиттер» сносили все аккаунты и даже аккаунты не прямые, а связанные с USA Really, то российские соцсети продолжают держать у себя на площадках верифицированные – с синей галочкой – аккаунты этих ресурсов. Я считаю, российская компания могла бы сказать: «Мы не хотим, чтобы у нас на площадке такое вот было». Но они этого не говорят.

Дальше, по идее, российская компания могла бы сказать СМИ-иноагенту: «Секундочку, вы начали выполнять закон, принятый у нас? Где маркировка? Даем вам два дня и сносим аккаунты или принудительно начинаем маркировать».

Они же это могут сделать. «Твиттер»-то маркирует и RT и даже аккаунт Маргариты Симоньян. Что мешает нашим это делать? Не хотят. Значит, должна быть политическая воля проявлена, которая бы принудила все структуры медийные, которые в нашей стране работают, наши законы выполнять.

«Медуза»* – 23 апреля 2021 года Министерство юстиции Российской Федерации внесло «Медузу» в список иностранных агентов «во исполнение требований действующего законодательства Российской Федерации



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ