Снова о чае и… о Донецке в том числе

2 года назад

В России чай привыкли считать частью завтрака — тем, чем можно забить бутерброд с колбасой или пироженку в обеденный перерыв. Разве что в местах лишения свободы чай являлся чем-то бОльшим. Там он был одной из конвертируемых валют, выполняя наряду с сигаретами функцию живительного витамина для поддержания жизненного тонуса.

Когда в нулевых годах в нашу страну пришла мода на китайский пуэр — и благодаря песням Гуфа и Басты вышла за рамки эзотерических кружков и проникла в молодежные народные массы — по России стали открываться специальные магазины и чайные клубы. И в них стали приходить зожники всех мастей, мистики, молодые рэперы и уличные пацаны.  Одним из самых крутых и атмосферных мест в регионах, на мой взгляд (как регулярного посетителя подобных заведений), является воронежский «Золотой жук». Сегодня мы общаемся о чае с Сашей Золотаревым — главным в ней человеком:

— Саня, расскажи вкратце: по твоим наблюдениям, кто посещает чайную? Кто эти люди?

— Здесь сначала стоит рассказать, что концепция появления «Золотого жука» в Воронеже возникла из-за того, что у нас в городе не было места, где можно было попить хорошего китайского чая. Первое наше заведение открылось в 2012 году. И в процессе работы (через год-два) пришло понимание, что нужно делать чайную демократичную, не заточенную под эзотерику, и т.д.

Ее сегодня посещают абсолютно разные люди — разных социальных слоев, разных предпочтений, разных убеждений — и для меня это показатель того, что хороший чай людей объяединяет. Хипстеры, йоги, очень много разной молодежи, посещают даже блатные. Пару лет назад наблюдал реальную картину: когда за одним столом в чайной сидели серьезные люди и решали какие-то вопросики, за другим столом ютились хипстеры, за третьим столом были йоги, и еще за одним столиком пила чай парочка. Кстати, парочки часто приходят ( парень с девушкой), кто-то приходит решать за чашкой чая какие-то деловые вопросы. Предполагаю, что моя чаяная привлекает людей еще и потому, что у нас нет алкоголя — он находится у нас под запретом, в каком бы то ни было виде.

И еще: я отдаю себе отчет в том, что это — дело неблагодарное. Что чай — это продукт не первой необходимости, и многих отпугивает этот ореол недоступности, элитности. Позиционирование, что китайский чай надо якобы «правильно» заваривать, кобы «правильно» пить, и т.д. У нас всё-таки очень демократичное заведение, и потому нам удается привлечь абсолютно разных людей. А уж про рэперов ты и сам знаешь (имеется в виду резиденты чайной — 25/17, Миша Маваши и многие другие, кто регулярно забегает на огонек к «Золотому жуку» — прим. авт.)

— Насколько я знаю, вы уже давно вышли а пределы родного Воронежа…

— Да, мы не только в Воронеже. Есть два заведения в Донецке, в Курске есть, в Ульяновске. Открыть чайную в Донецке идея пришла не мне, это мои друзья. Можно это назвать «франшизой». Но это неполноценная франшиза,  как обычно бывает. Это скорее идея помочь ребятам начать в Донецке что-то делать.

— Открыть чайную в таком городе — с точки зрения бизнеса — кажется безумием. Там же долгие годы война идет. И проще было открыть что-то ликеро-водочное, видимо — чтобы люди снимали стресс. А чайная в Донецке сейчас — это же совсем не про обогащение финансовое. Это больше похоже на миссию и служение. Так?

На этот вопрос отвечает Сергей Балалаев, хозяин донецкого филиала «Золотого жука»:

— Если человек будет мести свою сторону улицы хорошо, то обязательно найдутся те, кому это понравится, кто этим проникнется, и кто будет готов за это платить.. Люди  поначалу подходили ко всему этому с предубеждением, до сих пор остались такие, кто делают круглые глаза, когда видят чай стоимостью 160 рублей за 10 грамм. Для меня уже это привычная цена, а люди, которые с этим сталкиваются — удивляются. Заметил такую вещь: цена забывается, а качество помнится.

Даже кто впервые покупает чай за 270 р. за десять грамм, он сначала делает круглые глаза, а потом приходит за ним опять. Это все равно прибыльно. Мы нашли свою нишу людей: кто-то просто приходит на магазин тариться чаем, кто-то приходит чисто всегда попить и редко когда берет. Когда-то был период, к нам раз в неделю каждую субботу приходил закупаться Пушилин. Если вы не в пустыне, если есть люди — они будут приходить и пить чай.

Обращаюсь к Саше Золотареву: И всё-таки про подвижничество. Я знаю, что донецкий «Золотой жук» сейчас занимается и благотворительными вещами.

— В виде эксперимента там запустили благотворительную акцию «#Завари_Добро». Суть ее в том, что вы приходите к нам на бесплатное чаепитие, но оставляете пожертвования. Сколько? Это ваше личное дело. Каждый четверг с 15.00 до 16.00. Собранную сумму мы потом передадим в руки нуждающемуся в дорогостоящем лечении человеку.  мы приглашаем к себе в чайную гостей, которые любят вкусный чай и не безразличны к чужой судьбе. Приходите, будем вместе совмещать приятное с полезным!

— Саня, знаю, что ты в жизни прошел многое. Что тебя заставило из всех земных кайфов и наслаждений выбрать именно чай?

— Вокруг меня есть немало историй, когда люди, зависимые от алкоголя или наркотиков, переставали травиться и начинали пить китайский чай. Почему именно я бы рекомендовал его попробовать? Это удивительная штука. При всем моем неоднозначном отношении к эзотерической составляющей китайского чая, могу сказать точно, что он однозначно дает ясность сознания, силы. И состояние, которое невозможно описать словами, его можно только почувствовать. И самое интересное — не вызывает зависимости. Совершенно спокойно могу прожить без китайского чая какое-то время. И меня не будет колбасить, я не пойду воровать, чтобы его купить. (смеется). Если вкратце — пейте чай и бросайте торчать!

Зарисовка. В Волгограде мой приятель открыл демократичную чайную, на манер китайских пролетарских — где мужики просто собираются после рабочего дня, обсуждают новости, как за кружкой пива, как в простецкой «ассоли» или «ромашке». Только вместо пиваса пьют пуэр в кружках. Сталинградская чаевая была расположена на центральном рынке, что и привлекало в нее особый контингент, народный. И я стал однажды свидетелем некого яростного спора.

Сам сижу в наушниках, но вижу как охранник  рынка (боевого вида парень)  диспутирует о чем-то с усатым мужиком (кажись, мясник — но могу за давностью лет и ошибаться). Махают руками, переходят на повышенные тона, но предмет разговора для меня оставался в тайне. Так обычно, грубо разговаривают на тему «где достать недостающий рубь и кому потом бежать за водкой» (как у Высоцкого в песне). Вынимаю из ушей наушники — а они говорят про… «Мастера и Маргариту». Воланд ни одного хорошего человека не тронул — на эту тему шла полемика. Вот так чай повышает градус беседы и уровень поднимаемых в разговоре тем. За то и люблю его.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ