Против закона, против истории и против людей. К градозащитнику Игорю Гришину пришли с обыском
СМИ связывают полицейское преследование с выборами, но есть и другие причины
В начале октября в Сети появились видеозаписи пыток в российских тюрьмах, в частности видео из тюремной туберкулезной больницы в Саратовской области, где запечатлены изнасилования заключенных. Опубликовал их правозащитный проект Gulagu.net. Публикация наделала много шума в России и за рубежом.
Передал эти видеозаписи для Gulagu.net белорус Сергей Савельев, по данным СМИ, отбывавший срок в Саратовской области по делу о распространении наркотиков. Нашумевшие видеофайлы он попросту скачал из компьютеров, которые обслуживал, находясь в заключении. На прошлой неделе он попросил убежища во Франции, а на днях он был объявлен в розыск. Причем не уточняется, по какому делу.
Если причиной стали его действия по сливу видео – а похоже, что так и есть – это чудовищный позор.
Позором, настоящим позором России на международной арене стал слив видео. Но виноват в этом не Сергей Савельев. Если бы не он – кто-то еще способствовал бы утечке компромата в Сеть. Такие вещи очень сложно скрыть, они обязательно рано или поздно просачиваются. Савельев в данном случае – инструмент, причем инструмент, не побоюсь этого слова, провидения.
Потому что настоящие виновники – это люди, которые пытали беззащитных заключенных.
Эти заключенные могли быть тысячу раз виновны, и, возможно, показания от них были тысячу раз нужны, все так. Но пытки в правовом государстве, каким является Россия, недопустимы. И нельзя обвинять в этом человека, который «вынес сор из избы»: виноваты производители сора.
Тем более, что определенные положительные последствия у действий Савельева были.
Так, Следственный комитет РФ возбудил дело по п. «а» ч. 2 ст. 132 УК РФ («Насильственные действия сексуального характера, совершенные группой лиц по предварительному сговору»). Начальник Саратовского областного ФСИНа был уволен. Дело передали в центральный аппарат СКР. Отчасти это выглядит показательной поркой, но есть надежда на системные исправления. Сейчас Совет Федерации и аппарат омбудсмена по правам человека готовят законопроект о введении наказания за применение пыток в колониях. Хотя, конечно, то, что по-настоящему нужно – это система контроля за поведением сотрудников ФСИН и возможность для заключенного защитить свои интересы в данном случае по закону.
И вызывают чудовищное удивление охранители, которые набрасываются на правозащитников, опубликовавших нашумевшие видеозаписи. Любовь к своей стране не означает слепоты. Закрывать глаза на то плохое, что происходит в России, – это не любовь к ней. Это любовь к своему уютному манямирку, к собственному комфорту. Любовь к покою и отсутствию перемен. А для России это вредно, гибельно.
Потому что любить свою страну – это помогать ей меняться к лучшему. Преодолевать последствия беззаконных девяностых, в том числе. А пытки в колониях – именно такие последствия. Да, такое может быть во всем мире, и в просвещенной Америке, да, может. А у нас – не может. Точка.
И любой нормальный человек не может эти пытки оправдывать. Потому что это античеловечно, антихристиански. И нельзя оправдывать заметание их под ковер – потому что это по сути попустительство.
Так что белорус Сергей Савельев, осужденный по делу о распространении наркотиков, сделал для России больше, чем многие охранители, считающие себя истинными патриотами страны.
А те, кто принял решение объявить его в розыск после этой публикации, – они обеспечили России новый репутационный ущерб. И на международной арене, и в глазах собственных граждан.
Есть некоторые недопустимые вещи.