Сколько еще унижений Кремль готов снести от Эрдогана?

1 год назад

Российская СВО открыла для Турции просто шикарные возможности, и надо отдать должное, Реджеп Эрдоган ими отлично пользуется, не упуская ни одной, из любого кейса выжимая по максимуму (взять хоть ту же «зерновую сделку» или позицию переговорщика между Россией и Украиной). И да, это дает свои плоды – настолько впечатляющие, что претензии Турции, о чем намедни заявил Эрдоган, на центр нового миропорядка (триггером которого и стала СВО, кстати говоря) – не выглядят пустым бахвальством со стороны турецкого лидера.

Фото: Mustafa Kaya/Xinhua/Global Look Press

Справедливости ради стоит отметить, что Эрдоган двигался в этом направлении и до СВО (тут можно вспомнить вторую карабахскую войну, в которой Турция оказала значимую поддержку Азербайджану, и активность по треку Организации тюркских государств). Но все это были цветочки в сравнении с тем, что можно наблюдать сейчас – когда концепция многополярного мира стала фактом реальности. Которую, собственно, и творят несколько акторов – и Эрдоган в их числе. Причем действует он жестко, задвинув этику на задворки политики. В чем он сам, по сути, и признается, говоря, что Анкара обязана пользоваться всеми возможностями, которые предоставляют метаморфозы глобальной экономической и политической архитектуры.

Однако чего нельзя не отметить в этом контексте – так это той беспринципности, с которой турецкий лидер добивается своих целей. Так, выступая в роли экономического и политического партнера РФ (одного из немногих, кто еще не боится вести дела с Россией открыто, наплевав на позицию Запада и, в частности, НАТО, членом которого он является), Эрдоган всячески пытается демонстрировать, кто в доме хозяин. И тут с интересами РФ турецкий лидер считается, мягко говоря, не очень, делая лишь то, что выгодно ему. А у него, понятно, сейчас много козырей на руках, что ставит его в доминирующую (а не партнерскую!) позицию.

Примеров тут можно привести немало: это и «зерновая сделка», после российского выхода из которой Эрдоган дал собственные гарантии безопасности (и украинские суда двинулись уже под турецким флагом), и отказ пропустить три российских военных корабля через Босфор, и запрет на прохождение через проливы Босфор и Дарданеллы для судов, перевозящих нефть, если они не имеют страхового покрытия (которое РФ может получить только у Великобритании, хе-хе) и проч. Но – что было, то было. Как говорится, кто старое помянет – тому глаз вон. Поэтому не будем ворошить прошлое, а займемся делами сегодняшними.

И тут четыре главные новости. Первая (для затравки): на днях Турция поставила Украине высокоточные ракеты TRLG-230 и ракеты «воздух-воздух» с инфракрасной головкой самонаведения для Bayraktar TB2.Ну учитывая то, что Анкара снабжает Украину оружием с первых дней конфликта, на это можно даже закрыть глаза. Но вот дальше начинается самое интересное.

Новость вторая: энергетическая. Есть такая турецкая компания – Karpowership называется. Так вот, она знаменита тем, что владеет самым крупным в мире флотом плавучих электростанций, три суда которого, по словам топ-менеджера компании Зейнеп Харези, могут быть размещены в Одессе. То есть что получается, артиллерия РФ работает по критической инфраструктуре Украины (такое своеобразное принуждение к миру и одновременно угроза Евросоюзу в виде потока мигрантов), а экономический и политический партнер РФ поставляет противнику электростанции? Такой расклад. И более того: по этим кораблям не шибанешь, это понятно, воевать на два фронта – время явно не подходящее. Если уж государство не может предоставить амуницию мобилизованным на СВО, то что будет, если еще понадобиться проводить мобилизацию для войны с Турцией (вторая по численности армия НАТО)? Так что же, придется утереться? А ничего другого и не остается.

Новость третья: Эрдоган в преддверии своих президентских выборов, похоже, задумал провести свою СВО – против курдов в Сирии. И снова наступив на интересы РФ. То, что не все гладко, подтвердил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков: «По Сирии разногласия есть с Турцией», – сказал Песков в интервью программе «Москва. Кремль. Путин» на телеканале «Россия 1». При этом пресс-секретарь президента подчеркнул, «уровень наших отношений и политическая мудрость позволяют нам урегулировать подобные разногласия не путем конфронтации, а путем напряженных, пусть долгих и напряженных, но все-таки переговоров».

Ага, путем переговоров, как же. Может, послушаем, что говорит Эрдоган? «Несмотря на наши неоднократные предупреждения России, на которой лежит ответственность за очистку от террористов Северного Ирака и Сирии в соответствии с нашим сочинским соглашением 2019 года, Москва не выполнила и отказывается выполнять свой долг. Как Турция мы заявили, что не будем молчать против терроризма и что мы примем меры, если они этого не сделают. Так, мы нанесли удары и ликвидировали 12 гнезд террористов в Кобани. Турция не будет сдерживаться, эта антитеррористическая операция как с воздуха, так и с земли будет продолжаться», – рассказал президент Турции в начале третьей декады ноября о том, как Москва и Анкара решают спорные моменты по Сирии. В общем, переводя слова Дмитрия Сергеевича с языка дипломатии на нормальный, общечеловеческий, это означает, что позиции свои сдаем, но покамест удается держать хорошую мину.

И, наконец, четвертая новость: глава турецкого МИД Мевлют Чавушоглу высказал мнение, что Евросоюз должен распространяться от Балкан до Грузии и достигать Украины и Молдавии. Хм, зажимая Россию в клещах – это имел в виду уважаемый министр? Разумеется, такой сценарий, по словам дипломата, возможен, только если Турция тоже станет членом ЕС. Это понятно, тут интересно другое: что Турция откровенно ратует (хотя вроде такого, учитывая наши партнерские отношения, быть не должно) за включение Незалежной в ЕС. В Кремле, к слову, эту перспективу (со входом Украины в ЕС) считают весьма приемлемой. Только что тогда выходит – что РФ окажется еще в более худшем положении, чем была до «ультиматума 17 декабря»? И этому ухудшению способствует стратегический партнер РФ? А если вспомнить, что на голосовании за резолюцию Генассамблеи ООН по репарациям для Украины со стороны РФ Турция голосовала за, все сомнения касательно истинных намерений Турции исчезают сами собой.

Нет, все понятно, Турция сейчас Кремлю нужна позарез как, и поэтому Эрдоган – лучший друг. И поэтому многое можно как бы не заметить. Но когда Турция уже совершенно открыто, презрев все этические нормы, транслирует позицию превосходства, не скупясь на плевки и оплеухи, – это уже перебор. Это уже заставляет серьезно задуматься: а нужен ли нам такой стратегический партнер? И вот тут начинается скепсис.

Испытывают ли его в Кремле? Думается, что да. Думается, многим бы хотелось ответить на выпады Эрдогана. Однако ничего такого не происходит. И вот это уже очень тревожный сигнал, ибо он свидетельствует о том, что дела у Кремля на самом деле из рук вон как плохо (ну если уже пропагандисты верещат, что если РФ проиграет – да-да, такое уже допускается на официальном ТВ! – то это коснется каждого жителя страны и поэтому проиграть никак нельзя). Настолько, что Кремль готов терпеть унижения от «друга» Эрдогана, лишь бы он не бросал РФ на произвол судьбы. Пусть побивает, но не бросает, так, что ли?

Но даже не это самое страшное. Самое страшное то, что СВО не видать ни конца ни края. А следовательно, ситуация будет все ухудшатся и ухудшаться. И вот тут вопрос: а к чему придет Россия еще через девять месяцев СВО? К тому, что какая-нибудь Зимбабве будет плевать нам в лицо, а мы – покорно сносить оскорбления как само собой разумеющееся? Может, конечно, и фантастическая перспектива, но фантастическая лишь на первый взгляд. Если приглядеться, то вполне реальная. По крайней мере, по итогам девяти месяцев СВО такой сценарий исключать уже нельзя. Как базовый, если события будут развиваться в том же духе, что и предыдущие девять месяцев.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ