Сергей Марков: «В Турции антиамериканизм больше, чем в Иране и Венесуэле»

1 год назад

Либерального толка политологи в течение 2022 года злорадствовали насчет того, что результатом противления России расширению Северного альянса на Восток стало лишь принятие в блок скандинавских стран. Как оказалось, радость эта была преждевременной. Накануне стало известно, что Турция не намерена ратифицировать протокол о членстве Швеции и Финляндии в НАТО. Заявление об этом уже сделал глава МИД страны Мевлют Чавушоглу.

Мевлют Чавушоглу

Мевлют Чавушоглу. Фото: U.S. Department of State

Неделей ранее у генконсульства Швеции в Стамбуле также прошла массовая акция протеста – турецкие активисты демонстративно сожгли шведский флаг. Этот жест стал ответом на провокацию датского политика Расмуса Палудана, возглавляющего антиисламскую партию «Жесткий курс». Накануне он на людях сжег экземпляр Корана перед посольством Турции в Стокгольме. Попросим прокомментировать ситуацию политолога Сергея Маркова. 

«ВН»: – Сергей Александрович, Турция не поддерживает вступление Финляндии и Швеции в НАТО. Каковы реальные причины этого?

– Смотрите, что там происходит: никаких шансов не было – и до сожжения Корана, – что Эрдоган даст согласие на вступление Швеции и Финляндии в НАТО. Это связано с выборами, у Эрдогана впереди очень трудные выборы. Страна расколота пополам. Причем, согласно социологическим опросам, Эрдоган проходит во второй тур, но во втором туре проигрывает любому из трех ведущих кандидатов от оппозиции. Кроме того, на прошлых муниципальных выборах в 2019 году партия Эрдогана проиграла в восьми из десяти крупнейших городов. Представьте себе, если бы «Единая Россия» проиграла бы выборы мэра в Москве, Питере, Екатеринбурге, Владивостоке, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Краснодаре… Представляете себе?

Реджеп Эрдоган. Фото: AP Photo/Burhan Ozbilici

Если Эрдоган проигрывает оппозиции, то с высокой вероятностью они подвергнут его политическим репрессиям. Может, просто затравят судебными исками. Может, посадят в тюрьму. А может, и лишат жизни. Он прекрасно это знает. Поэтому для него цена этих выборов исключительно высока. 

Его электорат – более антиамериканский, антиевропейский, антизападный и происламистский. Поэтому для победы на выборах для Эрдогана очень важно максимально жестко себя вести по отношению к Швеции и Финляндии и отомстить за высокомерие европейцам. Такая складывается ситуация всвязи с выборами.

И в этих условиях было совершенно очевидно, что до этих выборов Эрдоган согласия на вступление Швеции и Финляндии в НАТО не даст. Они это знали. И они сейчас делают ставку на «после выборов». Либо пока Эрдоган уйдет, либо пока он выиграет выборы и уже будет торговаться более легко. Я думаю, что после выборов Эрдоган тоже будет готов дать согласие на их вступление. Выторгует, чтобы ему передали курдов, чтобы ему F-16 передали…

Йенс Столтенберг, Реджеп Эрдоган, Саули Ниинистё, Магдалена Андерсон на встрече в Мадриде, 28 июня 2022 года. Фото: Reuters

«ВН»: – Вы сказали, что Эрдогану опасно уходить от власти. А что в этой ситуации ему делать в долгой перспективе? Допустим, выиграет он эти выборы, ведь и этот срок пройдет. А что потом? По схеме Путина? Преемник, обнуление и так далее? 

Какая схема Путина? Нет никакой схемы Путина. Они будут пытаться его свергнуть, а у него есть некоторая вероятность, что он может пойти, условно говоря, по пути Лукашенко. Применить насилие, и после этого он будет готов на конфликт, и после этого он окажется как бы в изоляции. 

«ВН»: – Какой конфликт? Турция – это страна НАТО всё-таки. Как Запад на это всё смотрит?

– Они с пониманием относятся к этому – понимают, что у него важнейшие выборы. Но они его ненавидят и будут пытаться свергнуть. Для них он фактически враг. 

Фото: Global Look Press

«ВН»: – Для США?

– Для США, Франции, Германии и других. 

«ВН»: – Вот Россию в цивилизационном плане Запад потерял. А что касается Турции – еще не потеряли?Какой бы коллективный Запад вообще хотел видеть Турцию?

– Здесь есть несколько моментов. Прозападный курс в Турции поддерживает меньшинство. Турция вообще самая антиамериканская страна в мире по настроениям населения. В Турции антиамериканизм больше, чем в Иране и Венесуэле. 

Фото: AP Photo / Darko Vojinovic

«ВН»: – И больше, чем в России?

– И больше, чем в России. Поэтому чем больше демократии там, тем больше антиамериканизма в политике правительства. Чем больше проамериканской политики, тем меньше демократии. Американцы колеблются. У них есть возможность влиять на ситуацию. Ведь там долгое время был такой авторитарный режим проамериканский. Потом европейцы решили: «Давайте будем Турцию немножко двигать к демократии». Как только пошли к демократии – сразу к власти пришли исламисты умеренные и антизападные люди. И сейчас американцы уже готовы махнуть рукой и сбросить этих демократических умеренных происламистов в лице Эрдогана. Сейчас это уже не так легко сделать. Но они будут пытаться. Если им удастся сбросить и они сделают там такую прозападную полудиктатуру, то может быть, что они цивилизационно не потеряли Турцию. А если как сейчас, то потеряли.

Если они сделают прозападную диктатуру, то есть вариант, что она тоже долго не сохранится. Так или иначе, Турция, скорее, цивилизационно уходит от Запада. 

Девлет Бахчели дарит Реджепу Тайипу Эрдогану карту «Тюркского мира». Фото: Milliyetçi Hareket Partisi (MHP)

«ВН»: – Минутку. Населению Турции Эрдоган не нравится и Запад не нравится. А по какому пути народ там хочет идти? По пути Ирана? 

– Нет, Иран всё-таки достаточно радикальный. Скажем так, по пути Египта, Вьетнама, Китая. Вот только что был интересный социологический опрос мировой – как страны оценивают свой демократизм. В лидерах – Китай и Вьетнам, Саудовская Аравия, без королевской власти. Именно там большинство населения считает свои страны демократическими. И также большинство населения там считает, что их правительство действует в интересах большинства. В Турции – пока средний этот показатель, примерно как у нас. Интересна, кстати, Украина – население в очень высокой степени считает, что у них радикальная демократия, но при этом там считают, что правительство действует в интересах меньшинства. Это означает, что там общество сломано и не в состоянии ответить адекватно на вопрос. 

Касательно Турции – вы не забывайте, что они сейчас идут по пути, который очень успешен. Что такое была Турция двадцать лет назад, до Эрдогана? Значительно бедная страна. Сейчас уровень жизни у них просто на порядок выше. И этот их путь – успешный. 

Реджеп Эрдоган. Фото: Umit Bektas / Reuters

«ВН»: – Перейдем к российской повестке. Захар Прилепин уехал на фронт, вернулся на фронт. Как вы оцениваете этот поступок?

– Как абсолютно правильный. Именно там место и депутатам, и всем политикам, и писателям. Поэтому он абсолютно правильно сделал. И сделал заявку на будущее президентство, я бы сказал. Выбирать будущее в целом будут из тех, кто воевал на Донбассе. 

«ВН»: – Как должна формулироваться эта идея электорально? В какую политическую силу превратятся те, кто воевал, активно участвует в СВО? 

– Они не превратятся никогда в отдельную силу. Им не дадут все остальные. Их растащат. Они будут везде – на первых позициях. И в «Единой России», и во всех партиях, кроме маленькой группировки «Новые люди». И, соответственно, у них не будет некой отдельной партии. 

Захар Прилепин. Фото: РИА Новости / Илья Питалев

«ВН»: – Как вообще будет разыгрываться тема СВО на грядущих президентских выборах?

– В зависимости от результатов. Но, в принципе, наиболее вероятно так, что «мы должны все консолидироваться и поддержать нашего президента»… Владимира Путина. Это будет говорить государственная система и сам Путин. А люди будут говорить: «Мы согласны. Но у нас одно требование только – чтобы Владимир Владимирович не проводил никакой избирательной кампании, а занимался делами, занимался этой СВО. Не надо тратить деньги на избирательную кампанию. Мы и так готовы за него проголосовать». 

«ВН»: – Неплохо было бы для действующей власти, если бы выборы были в этом году? 

– Может, и неплохо бы. Но людям не нравятся досрочные выборы или отложенные выборы. Людям нравится, когда всё строго – по законам, по правилам, по календарю. Это и есть стабильность. 

Фото: kremlin.ru

«ВН»: – Я об этом спросил, потому что вот вышел прогноз Международного валютного фонда, по которому в 2023 году в России вместо падения экономики, как они предсказывали ранее, ожидается ее рост на 0,3%. 

– Знаете, если рост и будет, то он будет незаметен и мало отличим от падения. 

«ВН»: – Но это же символ. Это важно. 

– Большинство населения не имеет отчета о росте в 1% или 2%. И не надо преувеличивать независимость МВФ. При этом экономическая система Росси в целом показала свою стабильность. Это очевидно. 



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ