Сергей Марков: «Украинский сценарий в Турции возможен в виде майдана, то есть госпереворота, приуроченного к выборам»

12 месяцев назад

14 мая Турция будет выбирать себе президента. Эрдоган, не знающий политических поражений вот уже несколько десятилетий, подходит к решающему моменту своей карьеры. Если верить общественным опросам, он уступает оппозиционному кандидату и может лишиться своего поста. Аналитики предрекают ему падение и преследование со стороны оппонентов.

Реджеп Тайип Эрдоган. Фото: EPA/ТАСС

Это голосование в государстве НАТО может привести не только к турбулентности, но и к полноценной революции «цветного» типа. Так считает эксперт по турецкой политике Сергей Марков, который рассказал «Вашим Новостям, почему для России крайне важны результаты президентских выборов в Турции, и перечислил все варианты развития событий.

«ВН»: – Сергей Александрович, чего вы ждете от этих выборов?

– Там возможен украинский сценарий и возможен белорусский. Украинский сценарий в Турции возможен в виде майдана, то есть госпереворота, приуроченного к выборам. Это свержение Эрдогана и установление жесткого антироссийского, антикитайского, анти-не-западного режима – жесткая прозападная диктатура. 

Реджеп Тайип Эрдоган. Фото: Zuma\TASS

Американцы пытались это сделать в 2016 году с помощью военных, свергнув Эрдогана. Сейчас не исключено, что они готовятся повторить то же самое. Но в новых условиях – в виде «цветной революции», как они это умеют. В результате этого кризиса мы можем увидеть на наших границах мощную, сильную еще одну анти-Россию, которая будет предъявлять территориальные претензии на Крым… Которая будет активнейшим образом работать с российским мусульманским сообществом, инспирируя его к мощным террористическим атакам, которые, конечно, полностью блокируют те пути обхода санкций, которые сейчас существуют у нас. И между прочим, блокируют возможность российским туристам приезжать в Турцию. 

Это невыгодно Турции. Но те силы, которые готовят свержение Эрдогана извне – в лице США, плевать хотели на интересы Турции. Это был первый вариант. 

Второй вариант – возможен белорусский сценарий. Когда будет мятеж против Эрдогана, но Эрдоган поведет себя не как Янукович, а как Лукашенко. То есть подавит этот мятеж. И в результате мощнейшие санкции обрушатся со стороны Запада на Турцию и на Эрдогана. И в результате он может примкнуть к коалиции: Россия – Белоруссия – Иран. Четвертая сильная страна может тут появиться. 

Что можно сказать по самим выборам. Там два абсолютно доминирующих кандидата – Эрдоган и Кылычдароглу. Эрдоган стремится создать более независимую Турцию. А поскольку эта независимость угрожает странам США и Евросоюза, то Кылычдароглу намеревается развернуть страну в сторону Запада.

У них у обоих сейчас по 45% голосов. За ними также стоят коалиции. За Эрдоганом – из четырех партий. За Кылычдароглу – из шести партий.  Другие кандидаты имеют 8% и 2%, они не будут иметь большого значения. Но по всей видимости, во втором туре какие-то эти голоса уйдут оппозиционному кандидату. И пока вероятность победить у оппозиции чуть-чуть выше. 

Кемаль Кылычдароглу. Фото: Zuma\TASS

Важнейшая проблема оппозиции заключается в том, что Эрдоган – крутой мужик, а Кылычдароглу – такой абсолютно нехаризматичный лидер. Это его главная проблема. При этом за него выступили мощные лидеры оппозиции – мэр Стамбула, мэр Анкары. Оба эти мэра – очень сильные, харизматичные личности. За него также курдская община, а это где-то 10% населения. Поэтому пока наиболее вероятно все-таки, что это будет такая схватка – кто победит во втором туре. 

Одновременно будут проходить парламентские выборы. Сказать про них тоже трудно. Прогнозы такие: побеждает лидер оппозиции. Но при этом исторически – прогнозы всегда занижают Эрдогану. Потому что социологи часто прозападные. И потому что у Эрдогана всегда находится такой скрытый потенциал. Кстати сказать, выборы не будут никоим образом фальсифицированы. В Турции не существует такой системы. Зато существует мощная система взаимного контроля над выборами. 

«ВН»: – Проблема со здоровьем проявилась недавно. Как это может повлиять на ход событий?

– По всей видимости, здоровье у него неидеальное, но никакого инфаркта нет. Это судя по тому, как он уже после этого встретился с президентом Азербайджана Алиевым и появился на публике. 

Россия в 2016 году помогла Эрдогану. Тогда информация от российской разведки помогла ему спасти свою жизнь. Его собирались уничтожить проамериканские военные. Сейчас Россия тоже помогает Эрдогану. И то, что продлена вот эта сделка на два месяца, в то время как Запад не выполняет ее, это тоже наша помощь Эрдогану. В общем, Россия не скрывает, что она симпатизирует именно ему. Ну а американцы и Евросоюз не скрывают, что они симпатизируют противнику Эрдогана. 

Реджеп Тайип Эрдоган. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

«ВН»: – А есть вариант, при котором просто побеждает оппозиционный кандидат – и дальше просто Турция живет с другим президентом?

– Есть такой вариант… Но я думаю, что это тот вариант, при котором американцы говорят: «Мы даем вам гарантии безопасности»… Как Януковичу… И он знает, что они обманут. Вероятность такого варианта есть, но она не очень велика. 

«ВН»: – То есть Эрдоган будет держаться за власть до последнего? 

– Он вынужден будет держаться за власть до последнего. Потому что оппозиция ненавидит его настолько люто, что с большой вероятностью его посадят, членов его семьи посадят, разгромят их бизнес и бизнес их друзей, его друзей посадят.

Большую часть команды Эрдогана могут просто посадить в тюрьму или убить. Кроме того, не существует никакого нейтрального посредника, который мог бы дать какие-то гарантии. Всем понятно, что гарантии американцев на сегодня практически несерьезны. 

«ВН»: – Членство в НАТО – это ограничительный барьер для Эрдогана, если он собирается в клуб России, Белоруссии и Ирана?

– Есть очень большая вероятность, что Турция, оставаясь членом НАТО, может стать нашим союзником. Этот ресурс – НАТО – Турция никогда не бросит. Натовцы будут проводить совещания, как Турцию исключить из НАТО. Но они не смогут ее исключить.

Йенс Столтенберг, Реджеп Эрдоган, Саули Ниинистё, Магдалена Андерсон на встрече в Мадриде, 28 июня 2022 года. Фото: AP/TASS

Во-первых, потому что у них в уставе нет такого пункта. А во-вторых, потому что они все-таки будут надеяться, что членство в НАТО является неким ресурсом, позволяющим влиять на ситуацию внутри НАТО. И могут быть попытки лишить Турцию права вето. Скорее они пойдут по этому пути. 



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ