Сергей Марков: «Распад страны невозможен. А вот что-то вроде гражданской войны возможно»

4 недели назад

Турецкие события последних дней ярко опровергают стереотип, в соответствии с которым самое тревожное время для политической системы – это выборы. Как раз выборы президента 2023 года для Анкары прошли спокойно. Зато в марте 2025 ситуация с уголовным преследованием мэра Стамбула Экрема Имамоглу вылилась в протесты по всей стране. Продолжаются беспорядки, сотни тысяч людей (как пишут СМИ) ежедневно выходят на улицы, несмотря на запрет властей. 

Реджеп Тайип Эрдоган. Фото: EPA/ТАСС

Политолог и специалист по Турции Сергей Марков рассказал «Вашим Новостям», в чем главная причина нестабильности в этой стране и чем могут закончиться для Эрдогана массовые протесты. 

ВН: – Сергей Александрович, чего вы ждете от этих протестов? Какого завершения?

– Во-первых, предугадать точно нельзя. Но наиболее вероятно, что они закончатся победой Эрдогана. Поскольку Эрдоган выбрал очень точное время, неожиданное для оппозиции. 

Видно, что оппозиция была не подготовлена к этому. Оппозиция понимает кратковременные цели мероприятий – это проведение этих митингов, демонстраций постоянных, формирование протеста. Плюс они типа праймериз быстро провели. Они выдвинули Имамоглу, проголосовали за него как за кандидата от оппозиции на следующих выборах. Но они аж в 2028 году, это достаточно нескоро. 

Фото: AP/TASS

И они не понимают ни среднесрочные, ни тем более долгосрочные цели. Они будут продолжать собираться, выходить. И что дальше? Какой результат? Да никакого. Люди, конечно, устанут просто бессмысленно выходить. И перестанут выходить. 

В то же время Эрдоган очень хорошо подготовился – консервировал армию и спецслужбы вокруг себя. Они готовы в случае применения насилия со стороны оппозиции ее подавлять.

Плюс Эрдоган очень хорошо подобрал время с европейцами. Это же арестован проевропейский кандидат. Но европейцы сейчас парализованы тем, что им Турция нужна. Поскольку они всякие военные планы строят в отношении России и Украины, а своих у них армий особо нет. 

И у них идея такая, что они будут авиацией (условно говоря, Франция и Британия) участвовать, а турки за них будут на земле высаживаться. Поэтому они очень заинтересованы в том, чтобы максимально заигрывать с Эрдоганом. 

Реджеп Тайип Эрдоган. Фото: Zuma\TASS

Поэтому наиболее вероятно, что Эрдоган победит. Кстати сказать, Россия в мягкой форме уже поддержала Эрдогана. Поскольку после этих событий было заявление Пескова о том, что состоялся телефонный разговор Путина и Эрдогана. И Владимир Путин принял приглашение Эрдогана посетить Турцию. Но время пока еще уточняется.

«ВН»: – А почему, собственно говоря, Эрдоган не хочет уходить? Что ему угрожает? 

– Не только Эрдоган не хочет уходить. Его команда не хочет уходить. Дело в том, что там страна расколота на две части. Довольно строго расколота пополам. Причем расколота так уже на протяжении где-то последних 30 лет. И впереди еще, я думаю, несколько десятилетий таких же.

То есть она будет расколота. Одна часть, условно говоря, проевропейская и светская (самое главное, что светская на самом деле – и поэтому проевропейская). Это люди, которые не хотят, чтобы женщины ходили в хиджабах, проще сказать.

Сергей Марков. Фото: Алексей Белкин/NEWS.ru/ТАСС

Другая часть умеренно происламски настроена. Там и те, кто хочет, чтобы женщины ходили в хиджабах. И поэтому они настроены несколько скептически в отношении европейцев. И они на многополярность ориентированы, на более хорошие отношения с Россией.

«ВН»: – Кто ближе России из этих двух групп?

– Получается, что нам, России, с одной стороны, цивилизационно ближе светская, более проевропейская Турция. А с другой стороны, чисто политически, нам оказывается ближе более происламская Турция. Многовекторная, ориентированная на традиционные ценности. 

Вот такое разделение происходит, поэтому там ненависть огромная. Это по сути дела, уже можно сказать, две цивилизации. Европейская и исламская цивилизации. 

Фото: Zuma\TASS

Может ли там быть компромисс? В теории конфликта хорошо прописано, что компромисс очень хорошо возможен по принципу количества, когда прибыль, например, надо делить. Но компромиссы по ценностным принципам невозможны.

Компромиссы между разными цивилизациями трудно реализуемы. А здесь они живут в одной стране, поэтому ненависть огромная. И поэтому если оппозиция придет к власти, с большой вероятностью она посадит там и Эрдогана (если он будет жив ещё), и членов его семьи, и членов его команды. 

Все они окажутся под угрозой того, что у них отберут их статус, миллиарды отберут и свободу еще отберут.

Реджеп Тайип Эрдоган. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

«ВН»: – Есть мнение политологов, что ситуация в Турции складывается очень опасная, вплоть до риска развала страны. Согласны ли вы с этим?

– Нет, это невозможно. Это как в Штатах в XIX веке раскол был между Севером и Югом. А сейчас там в Штатах раскол между крупными городами-мегаполисами побережья, с одной стороны, и ориентированной на традицию глубинку – с другой. 

Получается, что города там, предположим, за демократов, а вокруг все за республиканцев. И каждый штат оказывается разделён. Ну кроме некоторых приморских штатов или некоторых совсем глубинных. 

Точно так же и здесь. Страна не разделена на Запад и Восток, на Север и Юг. Крупные мегаполисы в рамках европейской цивилизации. Вокруг них – все в рамках исламской цивилизации.

Сергей Марков

Сергей Марков

Распад страны невозможен. А вот что-то вроде гражданской войны возможно. Но все-таки я думаю, что они постараются сохраниться. Тем более что и мы, и европейцы, и американцы – все будут оказывать содействие, чтобы всё-таки гражданская война в Турции не началась. Потому что ни нам, ни американцам, ни европейцам гражданская война в Турции точно не нужна.



guest
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ